Решение в окончательной форме изготовлено 12 марта 2014 года
Дело № 2-307/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 марта 2014 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи Камерзана А.Н.,
при секретаре Сизовой Б.С.,
с участием представителя истца Никешина А.И.
представителей ответчика Райляна П.В., Оверко М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному областному унитарному теплоэнергетическому предприятию «ТЭКОС», Открытому акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» о возложении обязанности установить ограждение территории котельной,
УСТАНОВИЛ:
Мурманский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах (далее прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ГОУТП «ТЭКОС» о возложении обязанности установить ограждение территории котельной. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму. В ходе проверки установлено, что на территории ЗАТО Александровск в г. Гаджиево функционирует ГОУТП «ТЭКОС» Гаджиевский район, которым не обеспечиваются требования законодательства о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, не обеспечивается антитеррористическая защищенность теплоэнергетического объекта на территории ЗАТО Александровск г. Гаджиево. Так, на территории котельной ГОУТП «ТЭКОС»: г. Гаджиево ТЦ-640 имеется склад горюче-смазочных материалов и участок тепловых сетей. Вход на территорию котельной оборудован воротами для въезда автомобильного транспорта, организован пропускной режим, ограждение территории склад ГСМ, котельной ТЦ-640 оборудовано не в полном объеме: отсутствует ограждение со стороны административного здания ГОУТП «ТЭКОС» рядом со складом ГСМ. Поскольку непринятие должных мер по оборудованию ограждения территории котельной создает опасность для жизни и здоровья работников предприятия, ставит под угрозу бесперебойное и качественное снабжение тепловой энергией жилых домов, предприятий, организаций, создает благоприятные условия для совершения террористического акта, просит обязать ГОУТП «ТЭКОС» выполнить работы по установке ограждения территории котельной в г. Гаджиево в срок до 01 июня 2014 года.
В ходе судебного разбирательства в качестве соответчика было привлечено ОАО «Мурманэнергосбыт», в связи с чем прокурором исковые требования были изменены. Просил обязать ОАО «Мурманэнергосбыт» и ГОУТП «ТЭКОС» выполнить работы по установке ограждения (периметральным ограждением в соответствии РД 78.36.006-2005) территории котельной в г. Гаджиево в срок до 01 июня 2014 года.
В судебном заседании представитель истца Никешин А.И. на уточненных требованиях настаивал, просил установить срок выполнения ответчиками указанных в иске работ – по 30 сентября 2014 года. Пояснил, что обязанность по установке ограждения котельной ответчики должны исполнять совместно в силу имеющихся между ними договоренностей.
Представители ответчиков - ОАО «Мурманэнергосбыт», ГОУТП «ТЭКОС» в судебном заседании с требованиями прокурора согласились. Пояснили, что между ними достигнута договоренность об установке ограждения котельной, в связи с чем полагали возможным возложить указанную обязанность на них совместно, установив срок выполнения работ по 30 сентября 2014 года.
Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма…
В связи с этим обращение прокурора обусловлено необходимостью защиты от террористической опасности основных прав и свобод неопределенного круга лиц, конкретный перечень которых установить представляется возможным.
Судом установлено, что ГОУТП «ТЭКОС» на территории Гаджиевского района на праве хозяйственного ведения принадлежит имущество, предназначенное для производства пара и горячей воды (тепловой энергии), а именно: здание центрального теплового пункта -1 (здание теплоцентраль-640), мазутные резервуары, здание бойлерной, здание мазутонасосной, тепловые сети и трассы, и т.д.
На основании договора № 182/04 от 27 июня 2011 года, указанные объекты переданы ГОУТП «ТЭКОС» арендатору - ОАО «Мурманэнергосбыт» для осуществления деятельности по снабжению потребителей тепловой энергией. Указанный договор является действующим.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (статья 1).
Согласно статьям 3 и 9 указанного Федерального закона, требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в частности: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц.
Статьями 2, 6, 9 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» предусмотрено, что акт незаконного вмешательства – это противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт или покушение на его совершение, угрожающее безопасному функционированию объекта топливно-энергетического комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, повреждение или уничтожение имущества либо создавшее угрозу наступления таких последствий; антитеррористическая защищенность объекта топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта; безопасность объектов топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства; инженерно-технические средства охраны - технические средства охраны и инженерно-технические средства защиты объекта топливно-энергетического комплекса, предназначенные для предотвращения несанкционированного проникновения на объект топливно-энергетического комплекса или выявления несанкционированных действий в отношении объекта топливно-энергетического комплекса.
Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В качестве субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на праве собственности или ином законном праве объектом топливно-энергетического комплекса, который отнесен к объектам высокой категории опасности, может выступать только юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации.
Система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.
По мнению суда, вышеуказанные требования законодательства распространяются на порядок содержания и эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса, находящегося на территории Гаджиевского района, в частности: здания центрального теплового пункта -1 (здание ТЦ-640), мазутных резервуаров, здания бойлерной, здания мазутонасосной, тепловые сети и трассы, и т.д.
Требования к антитеррористической защищенности вышеуказанных объектов повышенной опасности установлены РД 78.36.006-2005 «Выбор и применение технических средств охранной, тревожной сигнализации и средств инженерно-технической укрепленности для оборудования объектов», утвержденным 21 декабря 2004 года Департаментом государственной защиты имущества МВД России (далее РД 78.36.006-2005).
Суд считает, что указанный документ, в отсутствие иных нормативных документов, подлежит применению к деятельности, связанной с эксплуатацией опасных производственных объектов топливно-энергетического комплекса.
РД 78.36.006-2005 разъясняет, что уровень безопасности объекта определяется вероятностью его сохранения от хищения или уничтожения. Степень безопасности объекта зависит от своевременного реагирования технических средств охранной и тревожной сигнализации на возникающую угрозу и от времени преодоления физических барьеров: решеток, замков, задвижек на окнах и дверях, специальным образом укрепленных дверей, стен, полов, потолков и других строительных конструкций, то есть средств инженерно-технической укрепленности на пути возможного движения нарушителя. Чем раньше можно обнаружить возникшую угрозу объекту, тем быстрее ее можно пресечь. Это достигается правильным выбором и применением технических средств охранной и тревожной сигнализации, их правильным размещением в охраняемых зонах. Средства инженерно-технической укрепленности увеличивают время, необходимое для их преодоления, что создает возможность задержания нарушителя. Особенно это проявляется при сочетании средств инженерно-технической укрепленности и технических средств охранной и тревожной сигнализации. Средства инженерно-технической укрепленности, помимо физического препятствия, выполняют функции психологического барьера, предупреждающего возможность проникновения нарушителя на охраняемый объект.
Выбор варианта оборудования техническими средствами охранной и тревожной сигнализации и средствами инженерно-технической укрепленности определяется значимостью помещений объекта, его архитектурно-планировочными решениями, условиями эксплуатации и обслуживания, помехами, присутствующими на объекте, и другими факторами, которые необходимо учитывать при проектировании системы безопасности.
В соответствии с пунктом 3 РД 78.36.006-2005 Ограждение подразделяется на основное, дополнительное и предупредительное.
Ограждение должно исключать случайный проход людей (животных), въезд транспорта или затруднять проникновение нарушителя на охраняемую территорию, минуя КПП.
Ограждение должно быть выполнено в виде прямолинейных участков с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охранной и тревожной сигнализации.
К ограждению не должны примыкать какие-либо пристройки, кроме зданий, являющихся составной частью периметра. Окна первых этажей этих зданий, выходящие на неохраняемую территорию, должны быть оборудованы металлическими решетками, а при необходимости - металлическими сетками.
В ограждении не должно быть лазов, проломов и других повреждений, а также незапираемых дверей, ворот и калиток.
Высота основного ограждения должна быть не менее 2,5 м.
Дополнительное ограждение может быть установлено для усиления основного ограждения. Верхнее дополнительное ограждение устанавливают на основное ограждение, если высота последнего не менее 2,5 м. Как правило, дополнительное ограждение представляет собой козырек из 3, 4 рядов колючей проволоки или инженерное средство защиты типа "Спираль АКЛ". Нижнее дополнительное ограждение для защиты от подкопа должно быть установлено под основным ограждением с заглублением в грунт не менее 0,5 м и выполнено в виде бетонированного цоколя или сварной решетки из прутков арматурной стали диаметром не менее 16 мм, с ячейками размерами не более 150 х 150 мм, сваренной в перекрестиях.
Дополнительное ограждение следует устанавливать на крышах одноэтажных зданий, примыкающих к ограждению или являющихся составной частью периметра.
Предупредительное ограждение рекомендуется устанавливать на объектах подгруппы AI. Оно может быть расположено с внешней и (или) внутренней стороны основного ограждения. На предупредительном ограждении, высота которого должна быть не менее 1,5 м, следует размещать таблички типа: "Не подходить! Запретная зона" и другие указательные и предупредительные знаки.
Предупредительное ограждение должно быть просматриваемым и выполнено из штакетника, металлической сетки, гладкой или колючей проволоки.
Для удобства обслуживания технических средств охранной и тревожной сигнализации, связи, оповещения и освещения, осмотра местности предупредительное внутреннее ограждение следует разбивать на отдельные участки. На каждом участке должна быть предусмотрена калитка.
При невозможности оборудования уязвимых мест ограждения техническими средствами охранной и тревожной сигнализации необходимо размещать в этих местах посты охраны (постовые "грибки", наблюдательные вышки) или проводить другие инженерно-технические и организационные мероприятия по усилению охраны.
13 ноября 2013 года в ходе прокурорской проверки установлено, что на территории котельной ГОУТП «ТЭКОС» Гаджиевский район имеется склад горюче-смазочных материалов и участок тепловых сетей, вход на территорию котельной оборудован воротами для въезда автомобильного транспорта, организован пропускной режим, ограждение ГОУТП «ТЭКОС» Гаджиевский район (склад ГСМ, котельной ТЦ-640 г. Гаджиево) оборудовано не в полном объеме: отсутствует ограждение со стороны административного здания ГОУТП «ТЭКОС» рядом со складом ГСМ.
Акт проверки подписан помощником прокурора Афанаскиным Е.В., начальником Гаджиевского района ГОУТП «ТЭКОС» Поляковым Ю.И., к нему приложена фототаблица и объяснение Полякова Ю.И.
Кроме того, в соответствии с актом комиссионного обследования от 16 сентября 2013 года, составленного сотрудниками ОВО и ОМВД России по ЗАТО Александровск с участием представителя ГОУТП «ТЭКОС», объект - территория склада ГСМ, котельная ТЦ-640 г. Гаджиево относится к подкатегории А1 (РД 78.36.003-2002), при этом ограждение периметра территории выполнено не в полном объеме.
Таким образом, материалами дела подтверждается несоблюдение вышеуказанных требований безопасности, в том числе установленных РД 78.36.006-2005 при эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса на территории котельной в г. Гаджиево.
Согласно статье 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.
Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок.
Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Пунктом 2.9 договора аренды предусмотрено, что арендатор вправе с письменного согласия арендодателя вносить изменения в состав арендованного имущества, проводить его реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, увеличивающее его стоимость, о чем стороны составляют дополнительное соглашение к договора.
В силу пункта 4.1.3 договора аренды, арендатор обязан выполнять и соблюдать требования, в частности, законодательства о промышленной безопасности, а также иных действующих правил и норм, технических требований.
В соответствии с планом капремонта зданий и сооружений 2014 года ОАО «Мурманэнергосбыт», утвержденным генеральным директором общества и согласованным с генеральным директором ГОУТП «ТЭКОС», на территории котельной г. Гаджиево предусмотрены работы по ограждению котельной: ограждение 105 м (27%); установка АКЛ «егоза» 281 м (73%), со сроком выполнения – 3 квартал 2014 года.
В соответствии со статьей 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Как следует из пояснений представителей соответчиков, между ОАО «Мурманэнергосбыт» и ГОУТП «ТЭКОС» достигнута договоренность о совместном производстве работ по установке периметрального ограждения территории котельной в г. Гаджиево в соответствии с планом капремонта, возражения против удовлетворения уточненных требований прокурора отсутствуют.
Учитывая, изложенное, а также, что непринятие необходимых и достаточных мер по антитеррористической защищенности территории котельной в г. Гаджиево создает опасность совершения террористических актов, угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу граждан, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, на ответчиков необходимо возложить обязанность по выполнению работ по установке ограждения территории котельной в соответствии с требованиями РД 78.36.006-2005.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку период времени, необходимый для произведения работ подтвержден документально – 3 квартал 2014 года, в целях реального исполнения судебного акта, с учетом необходимости осуществления ответчиками мероприятий по бесперебойному теплоснабжению населения, суд устанавливает исполнения решения – по 30 сентября 2014 года, полагая его разумным и достаточным.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчиков в равных долях подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь статья 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в защиту интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Обязать Государственное областное унитарное теплоэнергетическое предприятие «ТЭКОС», Открытое акционерное общество «Мурманэнергосбыт» в срок по 30 сентября 2014 года выполнить работы по установке ограждения (периметральным ограждением в соответствии с РД 78.36.006-2005) территории котельной в г. Гаджиево.
Взыскать с Государственного областного унитарного теплоэнергетического предприятия «ТЭКОС», Открытого акционерного общества «Мурманэнергосбыт» государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Мурманск в размере по *** рублей с каждого из ответчиков.
Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья подпись А.Н. Камерзан