Дело № 2-55/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(мотивированное решение)
пгт. Большая Мурта 19 февраля 2016 года
Большемуртинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Балацкого Е.В.,
с участием:
представителя истца – помощника прокурора Большемуртинского района Красноярского края Николаевой Я.Н.,
представителя ответчика - администрации Межовского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края Казенной М.Н. (по доверенности),
при секретаре Шумихиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Большемуртинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Межовского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края об обязании ликвидировать твердые коммунальные отходы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Большемуртинского района Красноярского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Межовского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края об обязании ликвидировать твердые коммунальные отходы.
Свои требования прокурор обосновывает тем, что в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства в части обращения с отходами в муниципальном образовании Межовский сельсовет Большемуртинского района Красноярского края было установлено, что полномочия в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов администрацией Межовского сельсовета Большемуртинского района исполняются не в полном объеме. Так, 01 октября 2015 года установлено место несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов, которое расположено на 3 км автодороги д. Лакино - д. Хмелево с западной стороны Межовского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края, где складированы в большом количестве мусор, отходы, образованные в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. Невыполнение администрацией Межовского сельсовета обязанности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов с данного участка местности негативно отражается на состоянии окружающей природной среды, здоровье населения, а также может повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации. Указанные обстоятельства существенным образом нарушают конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просит суд, с учетом уточнения, обязать администрацию Межовского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать твердые коммунальные отходы с территории муниципального образования Межовский сельсовет Большемуртинского района Красноярского края на участке местности, который расположен на 3 км автодороги д. Лакино - д. Хмелево с западной стороны Межовского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края.
На данное исковое заявление глава администрации Межовского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края Агеенко Н.Н. направил возражения, в которых исковые требования не признал, поскольку администрация Межовского сельсовета не была предупреждена о предстоящей проверке, во время проверки не было представителя администрации Межовского сельсовета, УУП ОП № 2 МО МВД России «Казачинский» Васильев Р.Г. должен был составлять протокол на нарушителей, которые вывозят мусор, территория Межовского сельсовета не подразумевает, что она является собственником. Согласно постановлению Конституционного суда РФ от 13 октября 2015 года № 26-П содержащееся в п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» положение не предполагает возложение на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов размещенных на землях лесного фонда.
В судебном заседании помощник прокурора Большемуртинского района Красноярского края Николаева Я.Н. поддержала исковые требования, обосновывала вышеизложенными доводами. Кроме того, пояснила, что ОАО «МРСК Сибири» заключили договор аренды на установку столбов линии электропередач, обязанностей по ликвидации коммунальных отходов на них не возложено. Также, участок местности, на котором расположена свалка, не относится ни к землям лесного фонда, что подтверждается показаниями представителя КГБУ «Большемуртинское лесничество», ни к землям дорожного фонда, поскольку границы земельного участка, относящиеся к землям дорожного фонда, установлены только на расстоянии 1 м во внешнюю сторону от низа насыпи (верха выемки) дороги.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации Межовского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края Казенная М.Н. исковые требования признала в полном объеме, пояснила, что место свалки находится в границах территории муниципального образования Межовский сельсовет. До настоящего времени свалка не ликвидирована.
Выслушав помощника прокурора Николаеву Я.Н., представителя ответчика Казенную М.Н., допросив в качестве специалистов представителя КГБУ «Большемуртинское лесничество» Кардаш М.К., представителя администрации Большемуртинского района Красноярского края Миронова Д.В., исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования прокурора Большемуртинского района Красноярского края обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 ФЗ № 131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 ФЗ № 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 статьи 14 ФЗ № 131-ФЗ).
В соответствии с п. «л» ч. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 15 октября 2015 года № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» за сельскими поселениями Красноярского края закреплены вопросы местного значения, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Как следует из Устава Межовского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края, Межовский сельсовет наделен статусом сельского поселения.
Из предоставленного акта проверки от 01 октября 2015 года следует, что на территории Межовского сельсовета Большемуртинского района на 3 км автодороги д. Лакино - д. Хмелево с западной стороны Межовского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края установлено место несанкционированного складирования отходов. В указанном месте складированы в большом количестве мусор, различные строительные и бытовые отходы (л.д. 6-8).
В судебном заседании было установлено, что указанное в акте проверки от 01 октября 2015 года место несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов находится в границах территории муниципального образования Межовский сельсовет. Данные обстоятельства и факт наличия свалки в указанном месте представителем ответчика в судебном заседании не оспаривались.
Допрошенный в качестве специалиста представитель КГБУ «Большемуртинское лесничество» Кардаш М.К. показала, что указанное место несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов не относится к землям лесного фонда.
Допрошенный в качестве специалиста представитель администрации Большемуртинского района Красноярского края Миронов Д.В. показал, что, указанное место несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов согласно карте находится в границах Межовского сельсовета.
Также из представленных документов (сообщения КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» от 18 февраля 2016 года, свидетельства о государственной регистрации права от 23 мая 2008 года) следует, что указанное место несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов не относится ни к землям дорожного фонда, ни к землям ОАО «МРСК Сибири», в связи, с чем вопрос о ликвидировании твердых коммунальных отходов на данном участке местности, расположенном в границах муниципального образования Межовский сельсовет, относится к обязанности сельских поселений, в данном случае администрации Межовского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края.
Наличие несанкционированной свалки уже свидетельствует о том, что администрацией Межовского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка. Неисполнение администрацией Межовского сельсовета своих обязанностей по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов в границах муниципального образования Межовский сельсовет может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. Доказательств о принятии мер к ликвидации твердых коммунальных отходов в месте несанкционированного складирования администрацией Межовского сельсовета представлено не было.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым обязать администрацию Межовского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу ликвидировать твердые коммунальные отходы в границах территории муниципального образования Межовский сельсовет Большемуртинского района Красноярского края на участке местности, который расположен на 3 км автодороги д. Лакино- д. Хмелево с западной стороны Межовского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Большемуртинского района Красноярского края удовлетворить.
Обязать администрацию Межовского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу ликвидировать твердые коммунальные отходы в границах территории муниципального образования Межовский сельсовет Большемуртинского района Красноярского края на участке местности, который расположен на 3 км автодороги д. Лакино - д. Хмелево с западной стороны Межовского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Большемуртинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Балацкий