Дело № 2-3146/12018
24RS0024-01-2018-003705-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 ноября 2018 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Глущенко Ю.В.,
при секретаре Иващенко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к МКУ «Межведомственный центр обслуживания» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратилась в суд с исковым заявлением к МКУ «Межведомственный центр обслуживания» о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что 01.09.2017 г. между ней и ответчиком была заключен трудовой договор №65, согласно которому она была принята на работу в должности сторож к ответчику. В период с января по июль 2018 года ответчик выплачивал ей заработную плату ниже минимального размера оплаты труда, с учетом соответствующих надбавок и доплат за климатические условия. Просит взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за период с января 2018 года по июль 2018 года в размере 51 443,65 руб., а также компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб.
Истец ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержала. Суду пояснила, что в настоящее время с 31 июля 2018 года она сокращена с места работы.
Представитель истца Сухотин М.А. также поддержал исковые требования.
Представитель ответчика МКУ «Межведомственный центр обслуживания» в судебное заседание не явился, возражений по иску не предоставил.
Представитель третьего лица администрации г. Канска в судебное заседание не явился, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства финансов Красноярского края в судебное заседание не явился.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, с учетом мнения явившихся участников процесса и требований ст. 167 ГПК РФ, и, заслушав стороны, а также исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
Согласно статье 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть первая статьи 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
На основе действовавшего на протяжении десятилетий правового регулирования Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11 сентября 1995 года N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденном постановлением от 11 сентября 1995 года N 49, подтвердив сложившуюся правоприменительную практику, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.
Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
В силу прямого предписания Конституции РФ ( ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
Также, Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входят все местности: края, не отнесенные районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в том числе и Канский район). В соответствии с п.1 Постановления №794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% и выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 N 255. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.
Статьей 1 Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2016 на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7500 рублей в месяц.
Статьей 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2017 на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7800 рублей в месяц.
Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения: нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 9489 руб. (с января по апрель 2018 года) и 11163 руб. (с мая по июль 2018 года), с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 15182,40 руб. с января по апрель 2018 года, и 17860,80 руб. с мая по июль 2018г.
Как установлено в судебном заседании, с 01.09.2017 г. ФИО5 принята на работу в МКУ «Межведомственный центр обслуживания» сторожем и продолжала работать до 31 июля 2018 года, что подтверждается копией трудового договора от 01.09.2017 №65, согласно которому ей установлен минимальный оклад 2454 руб., северный коэффициент 30 %, районный коэффициент 30 % и копией трудовой книжки.
Поскольку судом установлено, что работодателем МКУ «Межведомственный центр обслуживания» заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, то причитающиеся суммы заработной платы подлежат взысканию:
1) за отработанные 184 часа в январе 2018 года в размере 9524,89 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 15182,40 руб. / 136 час. (норма времени в январе 2018 г.) * 184 час. (отработано работником) = 20540,89 руб. (должно быть начислено) - 11016 руб. (фактически начислено).
2) за отработанные 170 часов в феврале 2018 года в размере 6076,77 рублей: 15182,40 руб. / 151 час. (норма времени в февраля 2018 г.) * 170 час. (отработано работником) = 17092,77 руб. (должно быть начислено) – 11016 руб. (фактически начислено).
3) за отработанные 168 часов марте 2018 года в размере 5025,78 рублей: 15182,40 руб. / 159 час. (норма времени в марта 2018 г.) * 168 час. (отработано работником) = 16041,78 руб. (должно быть начислено) – 11016 руб. (фактически начислено).
4) за отработанные 186 часов в апреле 2018 года в размере 5893,74 рублей: 15182,40 руб. / 167 час. (норма времени в апреле 2018 г.) * 186 час. (отработано работником) = 16909,74 руб. (должно быть начислено) -11016 руб. (фактически начислено).
5) за отработанные 175 часов в мае 2018 года в размере 8495,11 рублей: 17860,80 руб. / 159 час. (норма времени в апреле 2018 г.) * 175 час. (отработано работником) = 19658,11 руб. (должно быть начислено) -11163 руб. (фактически начислено).
6) за отработанные 186 часов в июне 2018 года в размере 9730,77 рублей: 17860,80 руб. / 159 час. (норма времени в июне 2018 г.) * 186 час. (отработано работником) = 20893,77 руб. (должно быть начислено) -11163 руб. (фактически начислено).
7) за отработанные 176 часов в июле 2018 года в размере 6697,80 рублей: 17860,80 руб. / 176 час. (норма времени в июле 2018 г.) * 176 час. (отработано работником) = 17860,80 руб. (должно быть начислено) -11163 руб. (фактически начислено).
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению и с работодателя в лице МКУ «Межведомственный центр обслуживания» в пользу ФИО5 подлежит взысканию задолженность по заработной плате с января 2018 по июль 2018 года в размере 51444 руб.86 руб.
При разрешении требований истца о возмещении морального вреда, причиненного ему нарушением трудовых прав, связанных с несвоевременной выплатой ему заработной платы, суд исходит из положений ст. 237 ТК РФ, а также степени вины ответчика, с учетом принципа разумности и справедливости, находит необходимым взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 500 руб.
В соответствии со ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2043 рубля.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО5 к МКУ «Межведомственный центр обслуживания» о взыскании заработной платы – удовлетворить.
Взыскать с МКУ «Межведомственный центр обслуживания» в пользу ФИО5 задолженность по заработной плате с января 2018 по июль 2018 года в размере 51444 рубля 86 копеек, компенсацию морального вреда 500 рублей.
Взыскать с МКУ «Межведомственный центр обслуживания» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2043 рубля.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Глущенко Ю.В.
В окончательной форме вынесено 01.11.2018