Гр.дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
"03" марта 2020 г. г. Кизилюрт
Кизилюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Магомедова А.М.,
с участием помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора Ивановой В.В.,
при помощнике Абдулаеве Г.М., секретаре Магомедовой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кизилюртовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Умаханову Магомедсаламу Зулумгаджиевичу о признании незаконной деятельность индивидуального предпринимателя Умаханова М.З. по реализации горючих газов на АГЗС «Искра (Еврогаз)», расположенной на ФАД «Кавказ» (<адрес>), осуществляемую в нарушение требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности и приостановлении деятельности ИП Умаханова М.З. по эксплуатации АГЗС «Искра (Еврогаз)» по реализации горючих газов до устранения выявленных нарушений промышленной и пожарной безопасности при эксплуатации взрывопожароопасного объекта,
УСТАНОВИЛ:
Кизилюртовский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Умаханову Магомедсаламу Зулумгаджиевичу о приостановлении деятельности по реализации горюче-смазочных материалов на АГЗС «Искра» на ФАД «Кавказ» (сел. Нижний Чирюрт), создающей опасность для жизни и здоровья граждан. При этом прокурор ссылается на то, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о пожарной и промышленной безопасности при реализации сжиженного углеводородного газа (далее - СУГ) на автозаправочной станции «Искра (Еврогаз)», расположенной на ФАД «Кавказ» (<адрес>).
Проверкой установлено, что индивидуальным предпринимателем Умахановым М.З. осуществляющим эксплуатацию АГЗС в нарушение Федерального закона от 21 июля 1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» договор об обслуживании с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями не заключил, собственные профессиональные аварийно-спасательные службы не создал, положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности не принял, не разработал план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, аттестацию не прошел.
В нарушение ч. 1 ст. 9 закона № 116-ФЗ, ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного промышленного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте не заключен.
В соответствии с требованиями пункта 15 Правил безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива, утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» Организация, эксплуатирующая автозаправочную станцию, обеспечивает эксплуатацию систем газоснабжения, оборудования, относящегося к работе автозаправочной станции, а также прием газомоторного топлива из автомобильных цистерн, хранение газомоторного топлива в резервуарах, заправку газомоторного топлива в баллоны автотранспортных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», настоящих Правил, других нормативных правовых актов и нормативно-технических документов.
Пунктом 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.
Однако, вопреки требованиям ч. 1 ст. 9 закона № 116-ФЗ эксплуатация взрывоопасного производственного объекта производится без получения лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ руководители организации, граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, несут персональную ответственность за ее соблюдение.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - закон №-Ф3) установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима (далее - ППР), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении свода правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» (далее - ТПБ) устанавливаются требования пожарной безопасности для автозаправочных станций, предназначенных для приема, хранения моторного топлива и заправки им наземных транспортных средств».
Проверкой, проведенной совместно с ОНД и ПР № по <адрес>, Кизилюртовскому и <адрес>м МЧС России по <адрес> установлены следующие нарушения пожарной безопасности при реализации моторного топлива на АГЗС:
Отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима (п. 2 ППР РФ №);
Лица допущены к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 ППР РФ №);
При заправке транспортных средств топливом не соблюдаются следующие требования: расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем должно быть не менее 1 метра, при этом для каждого транспортного средства не обеспечена возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, для чего на покрытие дорог не нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели (пп. «в» п. 450 ППР РФ №);
АГЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АГЗС (п. 455 ППР РФ №);
Для автогазозаправочной станции не предусмотрено наличие не менее 2 передвижных воздушно-пенных огнетушителей вместимостью не менее 100 литров каждый (п. 456 ППР РФ №);
Планировка АГЗС не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АГЗС, так и за её пределы (п. 9 НПБ 111-98*);
На въезде и выезде с территории АГ ЗС отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0.2 метра или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АГЗС (п. 9 НПБ 111-98*);
Расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до АГЗС составляет менее 100 метров (п. 32, таб. 11.6.4 НПБ 111-98*);
Расстояние от здания операторной до топливо-раздаточной колонки (СУГ составляет менее 9 метров (таб. п. 6.2 НПБ 111-98*);
Не предусмотрен дополнительный эвакуационный выход из помещения для оператора АГЗС (СУГ) в противоположную сторону от ТРК (п. 29* НПБ 111-98*);
АГЗС не оснащена системой громкоговорящей связи (п. 43 НПБ 111-98*);
Для наружного пожаротушения АГЗС не предусмотрено наличие не менее двух пожарных гидрантов или противопожарных водоемов, общая вместимость которых должна составлять не менее 100 м3 (п. 94* НПБ 111-98*);
Отсутствует автоматическая система противоаварийной защиты, обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.) (приложение 6 п. 19.4 НПБ 111-98*);
Резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% их геометрического объема) (приложение 6 п. 20.5 НПБ 111-98*):
Заправочные площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (приложение 6 п. 20.9 НПБ 111-98*);
Сбросная труба паров СУГ не защищена от воздействия пожара (теплоизоляция, водяное орошение и т.п.) (приложение 6 п. 20.10 НПБ 111 -98*);
Для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования (приложение 6 п. 24* НПБ 111-98*);
Не представлена документация, определяющая категорию наружных установок по пожарной опасности. Отсутствует обозначение категорий на установках (п. 3 ст. 24 №-Ф3);
Не созданы для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров аварийные группы (п. 336 ППР РФ №);
Не представлена технико-эксплуатационная и конструкторская документация на применяемую технологическую систему (п. 439 ППP РФ №);
Площадка для автоцистерны с СУГ не оборудована наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (приложение 6 п. 14* НПБ 111-98*);
Не представлена декларация пожарной безопасности (п. 64 ст. 24 №123-ФЗ);
Не представлена сопроводительная документация с информацией о показателях пожарной опасности на реализуемые СУГ' и жидкое моторное топливо (ст. 133 №-Ф3);
Не представлена документация на электрооборудование АГЗС, указывающая ее класс по пожаровзрывоопасности или пожарной опасности. Отсутствует маркировка степени защиты оболочки электрооборудования (ст. 20 №-Ф3);
Отсутствует молниезащита на АЗС (п. 40 НПБ 111-98*);
Автозаправочная станция не оснащена следующими первичными средствами пожаротушения: а) заправочный островок для заправки только легковых автомобилей, имеющий от 1 до 4 топливораздаточных колонок, 1 воздушно-пенный огнетушитель (вместимостью 10 литров, или массой огнетушащего вещества 9 кг.) и 1 порошковый огнетушитель (вместимостью 5 литров, или массой огнетушащего вещества 4 кг); б) заправочный островок для заправки в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники - 2 передвижных порошковых огнетушителя (вместимостью не менее 50 литров каждый) и ручные воздушно-пенные огнетушители в количестве, предусмотренном для заправочных островков для заправки легковых автомобилей; в) площадка для автоцистерны - 2 передвижных порошковых огнетушителя (вместимостью не менее 50 литров каждый); отсутствует бочка с водой объемом не менее 0,2 куб. м. с ведрами для воды и ящик с песком объемом не менее 0,5 куб. м. с совковой лопатой (п. 483 ППР РФ №); на АГЗС допускается заправка автотранспорта СУГ без предварительной высадки пассажиров, а также не определены данные площадки (п. 6.38 СП 156.13130.20014); на одном заправочном островке СУГ допускается заправка двух автомобилей одновременно (п. 13* приложение 6 НПБ 111-98*).
Общая вместимость резервуара для СУГ превышать нормативное значение (п. 20.1 НПБ 111-98*).
Дальнейшая эксплуатация АГЗС с нарушениями норм и правил пожарной и промышленной безопасности может повлечь за собой человеческие жертвы, поскольку жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, работающих на данном объекте, а также посещающих его (водители транспортных средств, сотрудники контролирующих органов и т.д.), подвергаются опасности.
В этой связи, нарушаются права граждан на жизнь, здоровье и благоприятную окружающую среду, установленные ст.ст. 7, 20, 41 Конституции Российской Федерации.
В интересах обеспечения прав граждан на здоровье и благополучную окружающую среду прокурор вправе обратиться в суд с постановкой вопроса о запрете незаконной деятельности АГЗС.
Согласно ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива.
Помощник Кизилюртовского межрайонного прокурора Иванова В.В. требования, изложенные в исковом заявлении прокурора, полностью поддержал и просил их удовлетворить по указанным в заявлении основаниям.
Ответчик Умаханов М.З. в судебное заседание не явился, хотя и был надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося ответчика.
Заслушав объяснения прокурора и исследовав представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора является обоснованным и основанным на законе, в связи, с чем подлежит удовлетворению.
Так, судом установлено, что индивидуальным предпринимателем Умахановым М.З. в нарушение ч. 1 ст. 9 закона № 116-ФЗ, ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного промышленного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте не заключен.
Кроме того, опасный производственный объект (АГЗС), эксплуатируемый индивидуальным предпринимателем Умахановым М.З., вопреки требованиям ч. 1 ст. 9 закона № 116-ФЗ эксплуатация взрывоопасного производственного объекта производится без получения лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В нарушение ч. 1 ст. 9 закона № 116-ФЗ и ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного промышленного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте не продлен.
Вместе с этим, выявлены нарушения Правил противопожарной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, указанные в исковом заявлении.
Дальнейшая эксплуатация АГЗС с нарушениями норм и правил пожарной и промышленной безопасности может влечь за собой человеческие жертвы, поскольку жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, работающих на данном объекте, а также посещающих его (водители транспортных средств, сотрудники контролирующих органов и т.д.), подвергаются опасности.
Ответчик каких-либо доказательств устранения указанных в исковом заявлении нарушений норм и правил пожарной и промышленной безопасности не представил.
Согласно ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Таким образом, требования прокурора основаны на законе и обоснованы представленными доказательствами, в связи с чем суд находит их подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковое заявление Кизилюртовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Умаханову Магомедсаламу Зулумгаджиевичу.
Признать незаконной деятельность индивидуального предпринимателя Умаханова Магомедсалама Зулумгаджиевича, проживающего по адресу: <адрес>, по реализации горючих газов на АГЗС «Искра (Еврогаз)», расположенной на ФАД «Кавказ» (<адрес>), осуществляемую в нарушение требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности.
Приостановить деятельность индивидуального предпринимателя Умаханова Магомедсалама Зулумгаджиевича, проживающего по адресу: <адрес>, по эксплуатации автогазозаправочной станции «Искра (Еврогаз)» по реализации горючих газов, расположенной на ФАД «Кавказ» (<адрес>), до устранения выявленных нарушений промышленной и пожарной безопасности при эксплуатации взрывопожароопасного объекта, а именно:
1. Разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима (п. 2 ППР РФ №);
2. Не допускать к работе на объекте лиц без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 ППР РФ №);
3. Обязать при заправке транспортных средств топливом соблюдать следующие требования: расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем должно быть не менее 1 метра, при этом для каждого транспортного средства обеспечить возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, для чего на покрытие дорог нанести отличительные разметки или иные визуальные указатели (пп. «в» п. 450 ППР РФ №);
4. Оснастить АГЗС жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АГЗС (п. 455 ППР РФ №);
5. Иметь в наличии для автогазозаправочной станции не менее 2 передвижных воздушно-пенных огнетушителей вместимостью не менее 100 литров каждый (п. 456 ППР РФ №);
6. На АГЗС исключить возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АГЗС, так и за её пределы (п. 9 НПБ 111-98*);
7. На въезде и выезде с территории АГЗС установить пологие повышенные участки высотой не менее 0.2 метра или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АГЗС (п. 9 НПБ 111-98*);
8. Обеспечить расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до АГЗС не менее 100 метров (п. 32, таб. 11.6.4 НПБ 111-98*);
9. Обеспечить расстояние от здания операторной до топливо-раздаточной колонки сжиженного углеводородного газа (СУГ) не менее 9 метров (таб. п. 6.2 НПБ 111-98*);
10. Предусмотреть дополнительный эвакуационный выход из помещения для оператора АГЗС (СУГ) в противоположную сторону от ТРК (п. 29* НПБ 111-98*);
11. Оснастить АГЗС системой громкоговорящей связи (п. 43 НПБ 111-98*);
12. Для наружного пожаротушения АГЗС предусмотреть наличие не менее двух пожарных гидрантов или противопожарных водоемов, общая вместимость которых должна составлять не менее 100 м3 (п. 94* НПБ 111-98*);
13. Обеспечить наличие автоматической системы противоаварийной защиты, обеспечивающей предотвращение дальнейшего развития аварии (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.) (приложение 6 п. 19.4 НПБ 111-98*);
14. Оснастить резервуары для хранения СУГ системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% их геометрического объема) (приложение 6 п. 20.5 НПБ 111-98*);
15. Заправочные площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки оборудовать сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (приложение 6 п. 20.9 НПБ 111-98*);
16. Обеспечить защиту сбросной трубы паров СУГ от воздействия пожара (теплоизоляция, водяное орошение и т.п.) (приложение 6 п. 20.10 НПБ 111 -98*);
17. Для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара предусмотреть устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования (приложение 6 п. 24* НПБ 111-98*);
18. Представить документацию, определяющую категорию наружных установок по пожарной опасности. Указать обозначение категорий на установках (п. 3 ст. 24 №-Ф3);
19. Создать для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров аварийные группы (п. 336 ППР РФ №);
20. Представить технико-эксплуатационную и конструкторскую документацию на применяемую технологическую систему (п. 439 ППP РФ №);
21. Площадку для автоцистерны с СУГ оборудовать наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (приложение 6 п. 14* НПБ 111-98*);
22. Представить декларацию пожарной безопасности (п. 64 ст. 24 №123-ФЗ);
23. Представить сопроводительную документацию с информацией о показателях пожарной опасности на реализуемые СУГ' и жидкое моторное топливо (ст. 133 №-Ф3);
24. Представить документацию на электрооборудование АГЗС, указывающую ее класс по пожаровзрывоопасности или пожарной опасности. Указать маркировку степени защиты оболочки электрооборудования (ст. 20 №-Ф3);
25. Установить молниезащиту на АГЗС (п. 40 НПБ 111-98*);
26. Автозаправочную станцию оснастить следующими первичными средствами пожаротушения:
а) заправочный островок для заправки только легковых автомобилей, имеющий от 1 до 4 топливораздаточных колонок, 1 воздушно-пенным огнетушителем (вместимостью 10 литров, или массой огнетушащего вещества 9 кг.) и 1 порошковым огнетушителем (вместимостью 5 литров, или массой огнетушащего вещества 4 кг);
б) заправочный островок для заправки, в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники - 2 передвижными порошковыми огнетушителями (вместимостью не менее 50 литров каждый) и ручными воздушно-пенными огнетушителями в количестве, предусмотренном для заправочных островков для заправки легковых автомобилей;
в) площадку для автоцистерны - 2 передвижными порошковыми огнетушителями (вместимостью не менее 50 литров каждый);
27. Установить бочку с водой объемом не менее 0,2 куб. м. с ведрами для воды и ящик с песком объемом не менее 0,5 куб. м. с совковой лопатой (п. 483 ППР РФ №);
28. Не допускать на АГЗС заправку автотранспорта СУГ без предварительной высадки пассажиров, а также определить данные площадки (п. 6.38 СП 156.13130.20014);
29. Не допускать на одном заправочном островке СУГ заправку двух автомобилей одновременно (п. 13* приложение 6 HПБ 111-98*).
30. Установить резервуар для СУГ общей вместимостью, не превышающей нормативное значение (п. 20.1 НПБ 111-98*).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.