Решение по делу № 2-526/2018 ~ М-532/2018 от 02.08.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 октября 2018 года город Балтийск

Балтийский городской суд Калининградской области в лице судьи Дуденкова В.В.

при секретаре Черновой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-526/2018 по иску Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области к Селецкой Елене Владимировне об обязании обеспечить доступ в жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее по тексту – "Минконтроль Калининградской области") обратилось в суд с иском об обязании Селецкой Е.В. предоставить должностным лицам Минконтроля Калининградской области доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для проведения проверки и составления акта проверки на предмет выявления нарушенных требований содержания и использования жилых помещений, а также самовольных перепланировки и переоборудования жилого помещения. В обоснование своего требования истец сослался на то, что 02 марта 2018 года в Минконтроль Калининградской области обратилась Соколова Н.С., проживающая по адресу: <адрес>, с просьбой провести проверку нарушения её жилищных прав в результате незаконного проведения переустройства и перепланировки в <адрес>. По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), собственником указанной квартиры является Селецкая Е.В. На основании обращения Соколовой Н.С. Минконтроль Калининградской области издал приказ от 13.03.2018 о проведении проверки с целью установления факта переустройства и перепланировки жилого помещения, принадлежащего ответчице. О дате и времени проведения проверки Селецкая Е.В. извещалась посредством направления заказного письма с уведомлением о вручении, однако ответчица уклонилась от получения уведомления в организации почтовой связи. Согласно акту от 20.04.2018 Селецкая Е.В. как собственник не обеспечила доступ в свою квартиру должностного лица Минконтроля Калининградской области с целью проведения осмотра жилого помещения и установления факта его переустройства и перепланировки. Подобное неправомерное поведение ответчицы препятствует в осуществлении истцом регионального государственного жилищного надзора.

Представитель Минконтроля Калининградской области Ильясова А.А. подала письменное ходатайство от 02.10.2018, в котором настаивала на удовлетворении иска ввиду непредоставления ответчицей доступа в жилое помещение и просила рассмотреть дело в отсутствие представителя истца (л.д. 78).

Соколова Н.С., участвующая в деле в качестве третьего лица на стороне истца, не явилась в судебное заседание, представила письменный отзыв от 27.08.2018, в котором полагала удовлетворить иск (л.д. 38–39).

Ответчица Селецкая Е.В. также не явилась в судебное заседание, несмотря на надлежащее извещение, а в телефонограмме от 02.10.2018 просила провести судебное разбирательство в своё отсутствие и отказать в удовлетворении иска в связи с тем, что 27 сентября 2018 года истцом был проведён осмотр принадлежащей ей квартиры (л.д. 77).

Проверив доводы, изложенные в исковом заявлении и приведённые участвующими в деле лицами, исследовав представленные письменные доказательства, суд находит иск Минконтроля Калининградской области подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.

В ходе разбирательства дела судом установлено, что с 31 октября 2017 года Селецкая Елена Владимировна является единоличным собственником жилого помещения в виде двухкомнатной квартиры общей площадью 55,0 кв. м, расположенной на втором этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Этот факт удостоверен выписками из ЕГРН от 09.07.2018 № , от 31.10.2017 и от 06.09.2018 № (л.д. 15–19, 51–54, 63–67), копией лицевого счёта собственника жилья от 11.09.2018 (л.д. 55).

Согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – "ГК РФ") собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В силу пункта 1 статьи 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – "ЖК РФ") граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Частью 4 статьи 17 ЖК РФ предусмотрено, что пользование жилым помещением осуществляется с учётом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утверждёнными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как следует из частей 1 и 4 статьи 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 1 статьи 26 ЖК переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения является документ, подтверждающий принятие органом местного самоуправления решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (части 5 и 6 статьи 26 ЖК РФ).

В силу части 1 статьи 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приёмочной комиссии.

В соответствии счастью 1 статьи 29 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведённые при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 ЖК РФ, являются самовольными.

Частью 3 статьи 29 ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом местного самоуправления.

Как следует из статьи 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

С 21 октября 2004 года Соколова Наталья Сергеевна является собственником двухкомнатной квартиры общей площадью 50,5 кв. м, расположенной на первом этаже многоквартирного дома по адресу: ФИО2 <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <данные изъяты> (л.д. 36) и выпиской из ЕГРН от <данные изъяты> (л.д. 58–61).

02 марта 2018 года Соколова Н.С. обратилась в Минконтроль Калининградской области с письменным заявлением, в котором просила провести проверку правомерности строительных работ, выполняемых в <адрес> <адрес> в отсутствие разрешения от согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения и акта приёмочной комиссии (л.д. 7).

На основании этого обращения Соколовой Н.С. руководитель Минконтроля Калининградской области издал приказ от 12.03.2018 № 1024 о проведении в рамках регионального государственного жилищного надзора внеплановой выездной проверки соблюдения собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, обязательных требований к порядку переустройства и перепланировки жилых помещений. Этим приказом определены дата и время проверки: 20 апреля 2018 года с 10:00 до 14:00, назначено лицо, уполномоченное на проведение проверки: ведущий консультант технического отдела Департамента жилищного контроля Минконтроля Калининградской области Парамонова Г.В. и в числе прочего предписано провести обследование указанного жилого помещения на предмет проведения работ по переустройству и перепланировке, соответствия помещений квартиры по расположению, набору и конфигурации данным, указанным в техническом паспорте (л.д. 8–10).

23 марта 2018 года истец направил Селецкой Е.В. копию приказа от 12.03.2018 № 1024 заказным письмом с уведомлением о вручении, однако это почтовое отправление не было получено ответчицей (л.д. 11–12).

20 апреля 2018 года в 14:00 ведущий консультант технического отдела Департамента жилищного контроля Минконтроля Калининградской области Парамонова Г.В. составила акт проверки , содержащий сведения о том, что собственник <адрес> не предоставил должностному лицу доступ в своё жилое помещение для проведения обследования (л.д. 13–14).

Таким образом, Селецкая Е.В. как собственник жилого помещения создала препятствия для проведения должностным лицом Минконтроля Калининградской области внеплановой выездной проверки по обращению Соколовой Н.С.

В сооответствии с частью 2 статьи 3 ЖК РФ никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нём на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных ЖК РФ целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

Согласно пункту 8 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти в соответствии со своей компетенцией осуществляют государственный жилищный надзор.

В силу пункта 8.1 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление регионального государственного жилищного надзора.

Как следует из части 1 статьи 20 ЖК РФ, под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, посредством организации и проведения проверок граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 ЖК РФ).

Частью 4 статьи 20 ЖК РФ и подпунктом "а" пункта 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493, предусмотрено, что предметом проверки является соблюдение гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.

Согласно части 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки являются поступления в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора о назначении проверки с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования.

Орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников жилых помещений по их обращению в случае выявления нарушения обязательных требований (пункт 4 части 6 статьи 20 ЖК РФ).

В силу пункта 4 порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Калининградской области, установленного Постановлением Правительства Калининградской области от 21.04.2014 № 224 (далее по тексту – "Порядок от 21.04.2014"), региональный государственный жилищный надзор осуществляется Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области.

Пунктом 15 Порядка от 21.04.2014 предусмотрено, что внеплановые проверки граждан проводятся на основании приказа министра (заместителя министра) регионального контроля (надзора) Калининградской области и его заместителей.

Как следует из пункта 16 Порядка от 21.04.2014, о проведении проверки гражданин уведомляется путём вручения под подпись, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Согласно пункту 12 Административного регламента исполнения Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора, утверждённого приказом Минконтроля Калининградской области от 03.05.2017 № 707, физическое лицо обязано обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц в используемые им помещения.

Таким образом, Минконтроля Калининградской области является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор и обладающим полномочиями по проведению проверок соблюдения гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.

Осуществляя региональный государственный жилищный надзор посредством проверок граждан, уполномоченные должностные лица Минконтроля Калининградской области вправе проводить обследования жилых помещений в многоквартирных домах в целях выявления нарушений обязательных требований к порядку переустройства и перепланировки жилых помещений, а граждане, в отношении которых проводятся проверки, обязаны не препятствовать такому обследованию и обеспечить должностным лицам истца беспрепятственный доступ в жилые помещения.

Вопреки утверждению ответчицы на момент судебного разбирательства не подтверждён документально факт предоставления Селецкой Е.В. 27 сентября 2018 года доступа уполномоченному должностному лицу Минконтроля Калининградской области в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

У Минконтроля Калининградской области имелись законные основания для проведения внеплановой выездной проверки в отношении ответчицы с осмотром её квартиры, а установленная процедура проведения такой проверки полностью соблюдена истцом.

Обследование жилого помещения, принадлежащего Селецкой Е.В., в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора, никак не нарушает права и законные интересы ответчицы.

Поведение Селецкой Е.В., препятствующей доступу в принадлежащую ей квартиру должностному лицу Минконтроля Калининградской области для проведения обследования и выявления переустройства или перепланировки, не может быть расценено иначе как злоупотребление правами собственника жилого помещения, неправомерно ограничивающее полномочия истца как органа государственного жилищного надзора.

Для надлежащего выполнения Минконтролем Калининградской области функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в отношении Селецкой Е.В. требуется свободный доступ в <адрес>

Согласно пункту 6 части 3 статьи 11 ЖК РФ и абзацу восьмому статьи 12 ГК РФ одним из способов защиты жилищных прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

С учётом установленных обстоятельств дела, оценивая совокупность исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что в целях восстановления нарушенных прав истца на Селецкую Е.В. как собственника квартиры должна быть возложена обязанность обеспечить уполномоченным должностным лицам Минконтроля Калининградской области беспрепятственный доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для проведения проверки и составления акта проверки на предмет соблюдения требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, а также порядка проведения переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, и удовлетворяет иск.

Как следует из статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе установить определённый срок исполнения решения суда.

В силу части второй статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика лично совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание характер обязанности, подлежащей исполнению ответчицей, временные затраты, необходимые ей для предоставления доступа в жилое помещение должностных лиц Минконтроля Калининградской области, с учётом требований статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает целесообразным установить Селецкой Е.В. срок для исполнения настоящего решения, равный десяти календарным дням с момента его вступления в законную силу.

В соответствии с частью первой статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 2 пункта 2 статьи 333.17, подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19, подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации с Селецкой Е.В. надлежит взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 103, 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

удовлетворить иск Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области.

Обязать Селецкую Елену Владимировну в течение десяти дней с момента вступления настоящего решения в законную силу обеспечить уполномоченным должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области беспрепятственный доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для проведения проверки и составления акта проверки на предмет соблюдения требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, а также порядка проведения переустройства и (или) перепланировки жилых помещений.

Взыскать с Селецкой Елены Владимировны в доход местного бюджета муниципального образования "Балтийский муниципальный район" государственную пошлину в размере 300 (трёхсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Балтийский городской суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Балтийского городского суда

Калининградской области В.В. Дуденков

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ на шести страницах.

2-526/2018 ~ М-532/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области
Ответчики
Селецкая Елена Владимировна
Другие
Соколова Наталья Сергеевна
Суд
Балтийский городской суд Калининградской области
Судья
Дуденков В. В.
Дело на странице суда
baltiysky--kln.sudrf.ru
02.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.08.2018Передача материалов судье
07.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.08.2018Предварительное судебное заседание
26.09.2018Судебное заседание
02.10.2018Судебное заседание
05.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2018Дело оформлено
10.12.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее