Дело № 2-489/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 февраля 2019 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой,
при секретаре Ю.А. Фирсовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фролова М.Б. к Министерству здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области, Департаменту Министерства здравоохранения и социального благополучия Ульяновской области по городу Димитровграду и Мелекесскому району о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Фролов М.Б. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области, Департаменту Министерства здравоохранения и социального благополучия Ульяновской области по городу Димитровграду и Мелекесскому району о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации.
В обоснование иска указав, что ДД.ММ.ГГГГ., после ряда обращений в прокуратуру г. Димитровград Ульяновской обл., на основании решения Министерства здравоохранения по Ульяновской обл., от ДД.ММ.ГГГГ, и положений, определённых ст. - 16 ФЗ N9-5 «О ветеранах », Министерство здравоохранения по Ульяновской обл. г. Димитровград Ульяновской обл., его обеспечили ортопедической обувью, а в последствии выдали её в плоть ДД.ММ.ГГГГ г. На его очередное заявление от ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении ему вновь ортопедической обуви и дополнительно ортопедического пояса средней жёсткости, по мед. показаниям на основании заключения ВК № от ДД.ММ.ГГГГ директор учреждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области г. Димитровград, отказал в их получении ответом от ДД.ММ.ГГГГ. С данным ответом так же согласилось и Министерство здравоохранения семьи и социального благополучия по Ульяновской обл. от ДД.ММ.ГГГГ.. Просил суд признать принятые решения ответчиков и не законными. Обязать ответчика и соответчика обеспечить его ортопедической обувью по медицинским показаниям ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчиков солидарно, в его пользу 300 тысяч рублей в счёт компенсации морального вреда.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечены Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Областное государственное казённое учреждение социальной защиты населения Ульяновской области.
В судебное заседание истец не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель ответчика Департамента Министерства здравоохранения и социального благополучия Ульяновской области по городу Димитровграду и Мелекесскому району в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с Уведомлением Министерства труда и социальной защиты РФ об отказе в реализации соглашения между Минтрудом РФ и правительством Ульяновской области о передаче правительству Ульяновской области осуществления части полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно- курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно и Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ. между ГУ-УРО ФСС РФ и Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области «О передаче ГУ-УРО ФСС РФ сведений, необходимых для осуществления с ДД.ММ.ГГГГ полномочий по предоставлению инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, проживающих на территории Ульяновской области, технических средств реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно- ортопедических изделий, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, с ДД.ММ.ГГГГ. на ГУ-УРО ФСС РФ возложены функции по предоставлению инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, проживающих на территории Ульяновской области, технических средств реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно- курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Истец является ветераном боевых действий.
Мерами социальной поддержки ветеранов боевых действий в соответствии с подп.10 п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» является обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно- ортопедическими изделиями в порядке установленным Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. №240 «О порядке обеспечения инвалидов техническим средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов (кроме зубных протезов) протезно-ортопедическими изделиями, которые определяют порядок обеспечения: лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым „установлена категория «ребенок-инвалид» (далее-инвалиды), техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. №2347-р.; отдельных категорий граждан из числа ветеранов, не являющихся инвалидами - протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями.
Из имеющихся документов следует, что истцу, являющемуся ветераном боевых действий, установлена инвалидность и оформлена индивидуальная программа реабилитации или абилитации (далее-ИПРА) от ДД.ММ.ГГГГ №
В связи с чем и с учетом вышеприведенной нормы обеспечение истца ортопедической обувью и разгрузочным корсетом средней жесткости на поясничный отдел позвоночника, как ветерана боевых действий не представляется возможным.
Обеспечение Фролова М.Б. как инвалида ортопедической обувью и разгрузочным корсетом средней жесткости на поясничный отдел позвоночника за счет средств федерального бюджета не представляется возможным, ввиду отсутствия данных видов технических средств реабилитации в ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Предоставление инвалидам технических средств осуществляется на основании ИПРА, разработка которых возложена исключительно на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы (далее-МСЭ).
Назначение инвалиду конкретного вида TCP осуществляется специалистами федеральных учреждений МСЭ с учетом данных, предоставляемых специалистами лечебно-профилактического учреждения (поликлиники) по форме №088у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 №77 и на основании перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов ТСР. Просила в иске отказать.
Представитель ответчика Областного государственного казённого учреждения социальной защиты населения Ульяновской области в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что ответ на обращение истца фактически давало подразделение Областного государственного казённого учреждения социальной защиты населения Ульяновской области, а не Департамент Министерства здравоохранения и социального благополучия Ульяновской области по городу Димитровграду и Мелекесскому району. Так как Истец является ветераном боевых действий, он имеет право пользоваться мерами социальной поддержки ветеранов боевых действий в соответствии с подпунктом 10 пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке установленным Правительством Российской Федерации).
Однако Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно- ортопедическими изделиями» утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, которые определяют порядок обеспечения: лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория «ребенок-инвалид» (далее - инвалиды), техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30. 12.2005 № 2347-р; отдельных категорий граждан из числа ветеранов, не являющихся инвалидами, протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями.
Из материалов дела также следует, что Истец ДД.ММ.ГГГГ года имеет инвалидность, поэтом) возможность обеспечения ортопедической обувью и разгрузочным корсетом средней жесткое на поясничный отдел позвоночника, именно как ветерана боевых действий, отсутствует.
Обеспечение инвалидов TCP предусмотрено на основании ИПРА, разработка которых возложена исключительно на федеральные государственные учреждения медико-социальное экспертизы.
Соответственно, в случае отсутствия данных об ортопедической обуви и разгрузочном корсете средней жесткости на поясничный отдел позвоночника в ИПРА Истца, обеспечение вышеуказанными TCP за счёт средств федерального бюджета не представляется возможным.
Назначение инвалиду конкретного вида TCP осуществляется специалистами федеральных учреждений МСЭ с учетом данных, предоставляемых специалистами лечебно профилактического учреждения (поликлиники) по форме № 088у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 № 77. и на основании Перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов TCP, утвержденного приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 988н.
Таким образом, удовлетворение исковых требований возможно лишь при наличии в ИПР иИстца записи о внесении ортопедической обуви и разгрузочного корсета вредней жесткости ш поясничный отдел позвоночника в перечень TCP предоставляемых инвалиду за счёт средой федерального бюджета.
Считает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Министерства финансов Ульяновской области, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования ФКУ «ГБМСЭ по Ульяновской области» в судебное заседание не явился. Просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, филиал №7 Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» в судебное заседание не явился, извещен.
Изучив материалы дела, дело медосвидетельствования, медкарты, надзорное производство, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, который представлен сторонами. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам (ч.2 ст. 150 ГПК РФ).
В судебном заседании установлено, что истец является ветераном боевых действий.
Мерами социальной поддержки ветеранов боевых действий в соответствии с подпунктом 10 пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» является обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке установленным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, которые определяют порядок обеспечения:
- лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория «ребенок-инвалид» (далее - инвалиды), техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р;
- отдельных категорий граждан из числа ветеранов, не являющихся инвалидами
- протезами (кроме зубных протезов) и протезно- ортопедическими изделиями.
Согласно делу освидетельствования в отношении Фролова М.Б. следует, что на момент проведения освидетельствования Фролов М.Б. имеет третью группу инвалидности сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Дата очередного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ.
На момент принятия решения об отказе в постановке инвалида на учет для обеспечения техническим средством реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истец так же являлся инвалидом.
19.10.2018 года заключено соглашение о передаче Государственному учреждению - Ульяновскому региональномуотделению Фонда социального страхования Российской Федерации сведений, необходимых для осуществления с 01 января 2019 года полномочий по предоставлению инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов проживающих на территории Ульяновской области, технических средств реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно- ортопедических изделий, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Таким образом, на момент рассмотрения дела, вопросы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отнесены к ведению Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Предоставление инвалидам технических средств реабилитации осуществляется на основании ИПРА, разработка которых возложена исключительно на федеральные государственные учреждения медикосоциальной экспертизы
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу требований ст.ст.11, 11.1 Федерального закона №181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно ст.ст. 9, 10 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 №2347-р, санаторно-курортное лечение относится к реабилитационным мероприятиям, предоставляемым инвалиду с освобождением от платы.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
Согласно п. 4, 5, 6 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
В судебном заседании установлено, что в отношении истца разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации от 16.02.2018 № 194.172.73/2018, в которой отсутствуют рекомендации о необходимости обеспечения истца ортопедической обувью и разгрузочным корсетом средней жесткости на поясничный отдел позвоночника.
Таким образом, решение Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ года являются законными.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Министерство здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области, Департамент Министерства здравоохранения и социального благополучия Ульяновской области по городу Димитровграду и Мелекесскому району в настоящее время не являются надлежащими ответчиками по требованиям об обеспечении истца техническими средствами реабилитации.
Вместе с тем, исходя из приведенных выше норм, оснований для возложения на ответчиков обязанности обеспечить истца техническим средством реабилитации за 2018 год- ортопедической обувью (как указано в иске) не имеется.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно статье 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации только в случаях, предусмотренных законом.
По смыслу приведенных норм, право на компенсацию морального вреда возникает при нарушении личных неимущественных прав гражданина или посягательстве на иные принадлежащие ему нематериальные блага, и только в случаях, прямо предусмотренных законом, такая компенсация может взыскиваться при нарушении имущественных прав гражданина.
Вместе с тем, ответчиками права истца не нарушены, в связи с чем суд не усматривает оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198, 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░