Дело № 2-10378/3-2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 декабря 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
Председательствующего судьи Маловой Н.Б.,
при секретаре Павловой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коровина С. В. к Администрации Петрозаводского городского округа об оспаривании постановлений органа местного самоуправления и понуждении к заключению договора аренды земельного участка,
у с т а н о в и л:
Иск предъявлен по тем основаниям, что постановлением Администрации Петрозаводского городского округа № 3499 от 5 июля 2013 года истцу был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером № для благоустройства территории. Данный участок является смежным с земельным участком, на котором находится дом истца. Письмом от 12 июля 2013 года исх. № 5.1-11-604 было сообщено, что заключение договора аренды состоится после определения рыночной стоимости земельного участка. В целях заключения договора аренды 7 октября 2014 года истец повторно обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа с соответствующим заявлением. В ответ на обращение Администрация письмом от 10 октября 2014 года исх. № 5.1-11-604 сообщила об отмене постановления № 3499 от 5 июля 2013 года в связи с изданием постановления 4994 от 7 октября 2014 года. В качестве основания для принятия такого решения были указаны положения ст. 38 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, ст. 37 ГрК РФ, подп. 8 п. 2.13 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление для целей, не связанных со строительством, земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в собственности муниципального образования, юридическим лицам и гражданам». Полагает, что письмо от 10 октября 2014 года, содержащее в себе отказ от заключения договора аренды, и постановление № 4994 от 7 октября 2014 года являются незаконными по следующим причинам. Положения ст. 34 ЗК РФ предусматривают возможность предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством. Требования п. 1 указанной статьи устанавливают необходимость принятия органом местного самоуправления акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. На территории Петрозаводского городского округа деятельность Администрации Петрозаводского городского округа по предоставлению земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством, регулируется Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление для целей, не связанных со строительством, земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в собственности муниципального образования, юридическим лицам и гражданам» (далее - Административный регламент). В соответствии с п. 2.4., 3.6., 3.6.1. Административного регламента результатом предоставления названной муниципальной услуги является принятие решения в форме постановления Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении земельного участка в аренду и обеспечение заключения договора аренды земельного участка со стороны Администрации Петрозаводского городского округа. Таким образом, действующим федеральным и муниципальным законодательством урегулирован вопрос предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в связи с чем истец вправе требовать заключения договора аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством. Как указывалось ранее, постановлением № 3499 от 5 июля 2013 года Администрация Петрозаводского городского округа предоставила в аренду земельный участок с кадастровым номером №. Изданию данного постановления предшествовал сбор документов, проведение межевых работ, постановка земельного участка на кадастровый учет, а также совершение иных мероприятий, предусмотренных земельным законодательством. Административным регламентом установлены случаи принятия как положительного, так и отрицательного (подп. 7, 8 п. 2.13 Административного регламента) решения по вопросу предоставления земельного участка в аренду. Принятие положительного решения по вопросу предоставления земельного участка, как это произошло в моем случае, влечет обязанность ответчика заключить со мной договор аренды. Учитывая то обстоятельство, что сразу после издания постановления № 3499 от 5 июля 2013 года ответчик по объективным причинам не смог заключить договор аренды (отсутствовали сведения о кадастровой стоимости земельного участка), для заключения договора аренды истец обратился 7 октября 2014 года. Данное заявление было направлено на документальное оформление уже сложившихся правоотношений, а не на повторное предоставление ранее испрошенного земельного участка и содержало просьбу заключить договор аренды в отношении ранее предоставленного земельного участка. К данному заявлению он не прикладывал никаких документов, которые при разрешении вопроса о предоставлении земельного участка обычно прилагаются (п. 2.9.Административного регламента). Обращение в Администрацию Петрозаводского городского округа произошло в рамках уже состоявшейся процедуры предоставления мне земельного участка. Таким образом, поскольку он не обращался за предоставлением земельного участка, отказ ответчика со ссылкой на подп. 8 п. 2.13 Административного регламент является необоснованной. Кроме того, полагает неправомерным ссылку ответчика на положения ст. 37 ГрК РФ и ст. 38 Правил землепользования и застройки г. Петрозаводска. Требования п. 3 ст. 4 ГрК РФ устанавливают, что к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности. Градостроительным законодательством не урегулированы правоотношения, связанные с предоставлением земельного участка для целей, не связанных со строительством. Поскольку Земельный кодекс РФ является по отношению к ГрК РФ специальной нормой в части регулирования отношений, связанных с предоставлением земли для целей, не связанных со строительством, то при конкуренции норм следует применять специальные правовые нормы. Учитывая, что ЗК РФ не установлены какие-либо ограничения при предоставлении земли для целей, не связанных со строительством, то ответчик не вправе ссылаться в обоснование отказа на нарушение норм ГрК РФ относительно недопустимости предоставления земельного участка со вспомогательным видом разрешенного использования отдельно от основного (или условно разрешенного) вида использования земельного участка, так как данные нормы к спорным правоотношениям не применимы. По смыслу преамбулы Правил землепользования и застройки г. Петрозаводска они разработаны в соответствии с ГрК РФ и ЗК РФ. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что они могут регулировать только те правоотношения, которые содержатся в данных нормативных актах. Положения главы 8 данных Правил устанавливают порядок предоставления земельных участков только для целей строительства. Нормы о предоставлении земельных участков на территории г. Петрозаводска для целей, не связанных со строительством, в них отсутствуют. Таким образом, поскольку Правила землепользования и застройки не регулируют предоставление земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, ссылка ответчика на них также не допустима. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что отказ органа местного самоуправления в заключении договора аренды для целей, не связанных со строительством, основан на неверном применении норма права. На основании изложенного, просил суд: признать отказ Администрации Петрозаводского городского округа в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, а также постановление Администрации Петрозаводского городского округа № 4994 от 7 октября 2014 года незаконными, обязать Администрацию Петрозаводского городского округа в течение одного месяца с даты вступления решения в законную силу заключить с истцом договор аренды земельного участка с кадастровым номером №.
В судебное заседание истец не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения настоящего дела. Представитель истца – Соколов Э.М., действующий по доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрации Петрозаводского городского округа - Калачева М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, по изложенным в отзыве основаниям.
Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что 16.05.2011 года истец обратился в Администрацию за предоставлением в собственность участка для благоустройства рядом с принадлежащим ему жилым домом.
Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа № 2488 от 30.06.2011 года был утверждена схема расположения земельного участка общей площадью – <данные изъяты> кв.м. для благоустройства территории.
На основании указанного постановления за счет истца были выполнены кадастровые работы и 28.03.2013 года на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью – <данные изъяты> кв.м.
27.06.2013 года истец обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении указанного участка в аренду для целей благоустройства.
Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа № 3499 от 5 июля 2013 года истцу был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером № для благоустройства территории.
Данный участок является смежным с земельным участком, на котором находится дом истца по адресу: <адрес>, что не оспаривается участвующими в деле лицами.
Письмом от 12 июля 2013 года исх. № 5.1-11-604 Администрацией было сообщено истцу, что решение о предоставлении участка будет принято и заключение договора аренды состоится после определения рыночной стоимости земельного участка.
В целях заключения договора аренды 7 октября 2014 года истец повторно обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа с соответствующим заявлением.
В ответ на обращение Администрация письмом от 10 октября 2014 года исх. № 5.1-11-604 сообщила истцу об отмене постановления № 3499 от 5 июля 2013 года в связи с изданием постановления 4994 от 7 октября 2014 года. В качестве основания для принятия такого решения были указаны положения ст. 38 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, ст. 37 ГрК РФ, подп. 8 п. 2.13 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление для целей, не связанных со строительством, земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в собственности муниципального образования, юридическим лицам и гражданам».
При этом, как установлено судом оценка рыночной стоимости указанного участка по инициативе Администрации за счет средств муниципального бюджета 24.04.2014 года была выполнена, оценщиком подготовлен соответствующий отчет.
Истец, не согласившись с действиями Администрации по отказу ему в предоставлении земельного участка обратился в суд.
Согласно п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2011 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
В силу п.1 ст.28 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Земельный участок испрашивается заявителем для благоустройства, то есть для целей, не связанных со строительством, что не оспаривается Администрацией. Порядок предоставления земельного участка для указанных целей определен ст. 34 ЗК РФ. Так, согласно ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 ст. 34 ЗК РФ, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 ст. 34 ЗК РФ решения.
Решением Петрозаводского городского Совета от 28.09.2010 N 26/45-896 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков на территории Петрозаводского городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, или находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством в соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе таких, как обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия и т.д.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов; принятие решений о развитии застроенных территорий; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов.
На основании изложенного принятие генерального плана и Правил землепользования и застройки на территории Петрозаводского городского округа является компетенцией органа местного самоуправления городского округа. Генеральный план города Петрозаводска, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 октября 1984 года № 428 «О генеральном плане г. Петрозаводска». В соответствии с Решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» Генеральный план города Петрозаводска утвержден в новой редакции.
Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771 утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа. Правила опубликованы в официальном издании «Информационный бюллетень», № 25, 08.04.2010.
Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа являются нормативно-правовым актом Петрозаводского городского округа, разработанным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Карелия и Петрозаводского городского округа и являются результатом градостроительного зонирования территории Петрозаводского городского округа - разделения Петрозаводского городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.
Согласно ст. 1 ГрК РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Согласно ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. При этом градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Истец в установленном законом порядке обратился в Администрацию за предоставлением спорного участка. Пи этом на момент его обращения уже действовали указанные Правила землепользования и застройки в соответствии с которыми и было принято решение о предоставлении участка.
Согласно выкопировки из Правил спорный участок находится в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Жи). Согласно ст. 38 Правил благоустройство и размещение малых архитектурных форм является вспомогательным видом использования участков, расположенных в указанной зоне, предельные размеры таких участков не установлены. Смежный со спорным участок находится в собственности истца и используется им для размещения индивидуального жилого дома. Таким образом, предоставление участка для целей благоустройства в указанной зоне не противоречит указанным положениям Правил, в связи с чем оснований для принятия постановления Администрации от 07.10.2014 года № 4994 и решения об отказе в предоставлении участка у Администрации не было. Решение о предоставлении такого участка по заявлению истца уже было принято ранее Администрацией, никем не оспаривалось, с иными заявлениями истец в Администрацию не обращался.
Кроме того, по мнению суда, распоряжение земельными участками должно осуществляться уполномоченным органом рационально, так как одной из целей такого распоряжения является, в том числе пополнение бюджета. Спорный участок не может быть сформирован для целей индивидуального жилищного строительства ввиду незначительности его площади, не испрашивается иными лицами для иных целей, органом местного самоуправления понесены расходы на его формирование и оценку. При таких обстоятельствах решение об отказе в его представлении по мотиву права органа местного самоуправления самостоятельно принимать и отменять свои ненормативные акты представляется не только не логичным, но и принятым вопреки исполнения возложенных на орган местного самоуправления полномочий по распоряжению земельными участками.
С учетом изложенных обстоятельств, правовых оснований для принятия решения об отказе в предоставлении спорного земельного участка в аренду заявителю в рассматриваемой ситуации у органа местного самоуправления не имелось.
При таких обстоятельствах требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме, а нарушенные права восстановлению путем понуждения Администрации в течение месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения суда заключить с Коровиным С. В. договор аренды земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 05.07.2013 года № 3499.
Так как от заключения договора аренды земельного участка Администрация уклонилась, приняв постановление 4994 от 7 октября 2014 года, то при исполнении решения суда договора аренды спорного участка должен быть заключен с истцом в соответствии с законодательством (в том числе Республики Карелия), действующим в момент заключения соответствующего договора аренды.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии со ст. 98 ГК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Петрозаводского городского округа в заключении с истцом договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, оформленный письмом от 10.10.2014 года № 5.1-11-604.
Признать незаконным постановление Администрации Петрозаводского городского округа № 4994 от 07.10.2014 года.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа в течение месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения суда заключить с Коровиным С. В. договор аренды земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 05.07.2013 года № 3499.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Коровина С. В. расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Б.Малова
Мотивированное решение изготовлено 16 декабря 2014 года.