Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5384/2020 ~ М-4413/2020 от 20.10.2020

дело (№)а-5384/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 декабря 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,

при секретаре Воевуцкой А.В.,

с участием представителя административного истца - Полянских Н.Н., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,

представителя административного ответчика – Государственной инспекции труда в Воронежской области – Чесноковой Е.Ю., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Империя Безопасности» к Государственной инспекции труда в Воронежской области о признании незаконным распоряжения от 08 октября 2020 года о проведении внеплановой выездной проверки,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Империя Безопасности» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Воронежской области о признании незаконным распоряжения от 08.10.2020 №36/2-417-20-ПР/12-12843-И/04-260 о проведении внеплановой выездной проверки.

В обоснование заявленных требований указав, что 08.10.2020 Государственной инспекцией труда в Воронежской области было принято распоряжение №36/2-417-20-ПР/12-12843-И/04-260 о проведении внеплановой выездной проверки ООО «Империя Безопасности» в рамках осуществления государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

По мнению административного истца, при издании вышеуказанного распоряжения ГИТ в Воронежской области не было учтено, что ООО «Империя Безопасности» является микропредприятием, сведения о чем внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 01.08.2016.

Ссылаясь на установленный Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» мораторий на проведение с 01.04.2020 по 31.12.2020 контролирующими органами проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, Постановление Правительства Российской Федерации № 438 от 03.04.2020 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Конституцию РФ административный истец указывает на то, что распоряжение Государственной инспекции труда в Воронежской области не соответствует принятым Правительством РФ антикризисным мерам и накладывает на ООО «Империя Безопасности» дополнительные административные нагрузки и обязанности, что является нарушением прав и законных интересов истца (л.д.5-6).

Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа, занесенным в протокол судебного заседания от 18.11.2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен и.о. руководителя Государственной инспекции труда – главного государственного инспектора труда в Воронежской области Мануковская И.Г.

В судебном заседании представитель административного истца – Полянских Н.Н., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 31,32), заявленные требования подержала.

Представитель административного ответчика – государственной инспекции труда в Воронежской области Чеснокова Е.Ю., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 30, 33), против удовлетворения заявленных требований возражала.

Заинтересованное лицо - и.о. руководителя Государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда в Воронежской области Мануковская И.Г. о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их проведении регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту Федеральный закон N 294-ФЗ).

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым Кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (статья 360 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Внеплановая проверка может проводиться в форме документарной или выездной проверки с учетом требований, установленных в статьях 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ.

В силу абзаца 4 части 7 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.

Установлено и подтверждается материалами дела, что ООО «Империя Безопасности» является микропредприятием, сведения о чем внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 01.08.2016 (информация содержится в открытом доступе на сайте ФНС России).

08.10.2020 и.о. руководителя Государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда в Воронежской области Мануковской И.Г. издано распоряжение №36/2-417-20-ПР/12-12843-И/04-260 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Империя Безопасности» в период с 12.10.2020 по 06.11.2020 с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с приказом Роструда от 07.022020 № 29, изданным на основании поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 27.12.2019 №ТГ-П12-11486, Приказа Роструда №126 от 11.06.2020 (л.д. 60-66).

Основанием для издания распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки послужило мотивированное представление государственного инспектора труда Чесноковой Е.Ю. о фактах нарушения работодателем требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, из которого следует, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Спецстрой» на основании распоряжения № 36/5-224-20-ПВ/12-10147-И/04-260 от 24.07.2020 был осуществлен выход на объект строительства детского корпуса КУЗ ВО "Воронежский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.С. Похвисневой" по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Тепличная, 1. На указанном объекте строительства от работников ООО «Спецстрой» поступила информация, позволяющая предположить вероятность нарушений требований охраны труда работодателем ООО «Империя Безопасности», осуществляющим деятельность в сфере строительства и подпадающего под поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 27 декабря 2019 № ТГ-П12-11486. ООО «Империя Безопасности» (ИНН 3662115552) на основании договора подряда №753/03-20 от 23.03.2020 также осуществляла строительные работы детского корпуса КУЗ ВО "Воронежский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.С. Похвисневой" по вышеуказанному адресу в качестве подрядчика.

В ходе выездной проверки работники ООО «Спецстрой» пояснили, что электромонтажники организации ООО «Империя Безопасности», выполняющие электромонтажные работы, находились без средств индивидуальной защиты, в том числе на строительном объекте находились без строительных касок.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ООО «Империя Безопасности» требований охраны труда, а именно ст.ст. 212, 221 Трудового кодекса РФ, Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 июля 2007 г. N 477 (л.д.80-81).

Факт осуществления проверки в отношении ООО «Спецстрой» подтверждается графиком внеплановых выездных проверок работодателей, осуществляющих деятельность в сфере строительства (л.д. 87-88), распоряжением Государственной инспекции труда в Воронежской области от 24 июля 2020 г. о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Спецстрой» (л.д. 94-97).

В соответствии с требованиями ч. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» в ООО "Империя Безопасности" по электронной почте направлено уведомление о проведении внеплановой выездной проверки (исх. № 36/2-67-20-ПР/4 от 08.10.2020), а также копия распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки № 36/2-417-20-ПР/12-12843-И/04-260 от 08.10.2020 (л.д. 67).

Из акта о невозможности проведения проверки от 06.11.2020 следует, что 12.10.2020 с целью проведения контрольно-надзорных мероприятий, государственным инспектором труда Чесноковой Е.Ю. был осуществлен выход по адресу регистрации юридического лица (г. Воронеж, ул. Солнечная, д. 13). Установлено, что по данному адресу организация отсутствует. 13.10.2020 в ходе телефонного разговора, работодатель сообщил, что фактически ООО «Империя Безопасности» располагается по адресу: г. Воронеж, ул. Владимира Невского д. 19 и организация работает. Однако при выходе на проверку по месту фактического расположения 13.10.2020, работники отсутствовали, на входе в ООО «Империя Безопасности» была размещена информация о работе сотрудников в удаленном режиме в связи с COVID. 13.10.2020 с целью проведения проверки также осуществлен выход по месту строительства детского корпуса КУЗ ВО "Воронежский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.С. Похвисневой" по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Тепличная, 1, где ООО "Империя Безопасности" осуществляла электромонтажные работы на основании договора подряда №753/03-20 от 23.03.2020. При выходе на указанный объект строительства, установлено, что электромонтажные работы ООО "Империя Безопасности" завершила и в настоящее время сотрудники данного общества на объекте отсутствуют. Информация об ином месте(ах) фактического осуществления деятельности, в том числе проведения строительных работ, Гострудинспекция не располагает, в связи с чем проведение внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Империя Безопасности" невозможно (л.д. 78-79).

Доводы административного истца о том, что для вынесения оспариваемого распоряжения отсутствовали законные основания, поскольку оно противоречит установленному Правительством РФ особому порядку проведения проверок в 2020 году, несостоятельны и не могут быть приняты судом во внимание, поскольку основаны на неверном понимании норм действующего законодательства.

Согласно ч. 1.1 ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (часть 1.1 введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ).

Таким образом, порядок проведения проверок в отношении субъектов малого и среднего, предпринимательства в период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно устанавливается Правительством Российской Федерации.

03.04.2020 вынесено Постановление Правительства РФ № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», частью 1 которого установлено, что в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает.; 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих: организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента РФ, поручения Правительства РФ с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Между тем, ранее поручением заместителя Председателя Правительства РФ Голиковой Т.А. от 27.12.2019 № ТГ-П12-11486 (с последующими изменениями) Федеральной службе по труду и занятости (Роструд) предписано провести внеплановые выездные проверки соблюдения работодателями, осуществляющими деятельность в сфере строительства, государственных нормативных требований охраны труда и надлежащего оформления с работниками трудовых договоров или заключения гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем в срок до 31.12.2020 (л.д. 41).

Во исполнение данного поручения и в соответствии с абз.8 ч.7 ст. 360 ТК РФ Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) издан Приказ № 29 от 07.02.2020 «О проведении внеплановых выездных проверок соблюдения работодателями, осуществляющими деятельность в сфере строительства, государственных нормативных требований охраны труда и надлежащего оформления с работниками трудовых договоров или заключения гражданско- правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем», которым утвержден График внеплановых выездных проверок работодателей, осуществляющих деятельность в сфере строительства.

Указанным Графиком, являющимся приложением № 1 к названному приказу от 07.02.2020, предусмотрено проведение проверки в отношении ООО «Спецсстрой», которое в списке работодателей значится под номером 356 (л.д. 88).

В соответствии с п.п. 2.4, 2.5 Приказа № 29 от 07.02.2020 при поступлении информации, позволяющей предположить вероятность нарушений работодателями, не включенными в график проверок, государственных нормативных требований охраны труда и (или) ненадлежащего оформления с работниками трудовых договоров или заключение гражданско – правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, провести внеплановые выездные проверки работодателей.

Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 11.06.2020 №126 внесены изменения в приложение №1 к приказу Федеральной службы по труду и занятости от 07.02.2020 №29.

Основанием для издания оспариваемого распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Империя Безопасности" послужили сведения, поступившие от государственного инспектора труда Чесноковой Е.Ю. о нарушении норм трудового законодательства, которые были выявлены в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Спецстрой» на основании распоряжения № 36/5-224-20-ПВ/12-10147-И/04-260 от 24.07.2020.

Анализируя приведенные положения, суд приходит к выводу, что Постановлением Правительства РФ № 438 от 03.04.2020 ранее изданное поручение Заместителя Председателя Правительства РФ Голиковой Т.А. от 27.12.2019 №ТГ-П12-11486 не отменено, более того, данные акты не противоречат друг другу, поскольку Постановлением № 438 предусмотрена возможность осуществления внеплановых выездных проверок на основании поручения Правительства РФ.

07.04.2020 Департамент здравоохранения и социального развития Российской Федерации сообщил письмом в адрес Роструда о том, что заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой принято решение о продлении сроков выполнения поручения №ТГ-П12-11486 до 31.12.2020 (л.д. 48), что свидетельствует об актуальности изданного в декабре 2019 года поручения Заместителя Председателя Правительства РФ, исполнение которого предполагается в правовой взаимосвязи с положениями постановления № 438 которым предусмотрена возможность осуществления внеплановых выездных проверок на основании поручения Правительства РФ.

Довод административного истца о том, что в соответствии с п. 6 Постановления №438 проверки должны проводиться только дистанционно, в том числе с использованием аудио – или видеосвязи является не состоятельным по следующим основаниям.

Действительно в соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 (ред. от 14.09.2020) "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что проверки, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи, за исключением случаев, указанных в пункте 7 настоящего постановления.

В силу п.7 указанного Постановления выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при проведении проверки допускается в случаях, когда такая возможность, в частности, предусмотрена поручением Правительства Российской Федерации.

Поручением Заместителя Председателя Правительства РФ Голиковой Т.А. от 27.12.2019 предписано проведение внеплановых выездных проверок без указания на использование средств дистанционного взаимодействия. Подобного рода ограничения не были внесены в него и после издания Постановления Правительства РФ № 438 от 03.04.2020, предусматривающего возможность проведения внеплановых проверок в режиме ограниченного дистанционного доступа.

Таким образом, распоряжение № 36/2-417-20-ПР/12-12843-И/04-260 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Империя Безопасности» в рамках осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, издано уполномоченным лицом, в пределах предоставленной компетенции, при таких обстоятельствах законность оспариваемого распоряжения не вызывает у суда сомнений.

Учитывая изложенное, основания для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным распоряжения от 08.10.2020 года № 36/2-417-20-ПР/12-12843-И/04-260 о проведении внеплановой выездной проверки отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью «Империя Безопасности» к Государственной инспекции труда в Воронежской области о признании незаконным распоряжения от 08 октября 2020 года №36/2-417-20-ПР/12-12843-И/04-260 о проведении внеплановой выездной проверки – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Е.Ю. Курындина

Решение в окончательной форме изготовлено 11 января 2021 г.

дело (№)а-5384/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 декабря 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,

при секретаре Воевуцкой А.В.,

с участием представителя административного истца - Полянских Н.Н., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,

представителя административного ответчика – Государственной инспекции труда в Воронежской области – Чесноковой Е.Ю., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Империя Безопасности» к Государственной инспекции труда в Воронежской области о признании незаконным распоряжения от 08 октября 2020 года о проведении внеплановой выездной проверки,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Империя Безопасности» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Воронежской области о признании незаконным распоряжения от 08.10.2020 №36/2-417-20-ПР/12-12843-И/04-260 о проведении внеплановой выездной проверки.

В обоснование заявленных требований указав, что 08.10.2020 Государственной инспекцией труда в Воронежской области было принято распоряжение №36/2-417-20-ПР/12-12843-И/04-260 о проведении внеплановой выездной проверки ООО «Империя Безопасности» в рамках осуществления государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

По мнению административного истца, при издании вышеуказанного распоряжения ГИТ в Воронежской области не было учтено, что ООО «Империя Безопасности» является микропредприятием, сведения о чем внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 01.08.2016.

Ссылаясь на установленный Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» мораторий на проведение с 01.04.2020 по 31.12.2020 контролирующими органами проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, Постановление Правительства Российской Федерации № 438 от 03.04.2020 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Конституцию РФ административный истец указывает на то, что распоряжение Государственной инспекции труда в Воронежской области не соответствует принятым Правительством РФ антикризисным мерам и накладывает на ООО «Империя Безопасности» дополнительные административные нагрузки и обязанности, что является нарушением прав и законных интересов истца (л.д.5-6).

Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа, занесенным в протокол судебного заседания от 18.11.2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен и.о. руководителя Государственной инспекции труда – главного государственного инспектора труда в Воронежской области Мануковская И.Г.

В судебном заседании представитель административного истца – Полянских Н.Н., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 31,32), заявленные требования подержала.

Представитель административного ответчика – государственной инспекции труда в Воронежской области Чеснокова Е.Ю., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 30, 33), против удовлетворения заявленных требований возражала.

Заинтересованное лицо - и.о. руководителя Государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда в Воронежской области Мануковская И.Г. о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их проведении регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту Федеральный закон N 294-ФЗ).

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым Кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (статья 360 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Внеплановая проверка может проводиться в форме документарной или выездной проверки с учетом требований, установленных в статьях 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ.

В силу абзаца 4 части 7 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.

Установлено и подтверждается материалами дела, что ООО «Империя Безопасности» является микропредприятием, сведения о чем внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 01.08.2016 (информация содержится в открытом доступе на сайте ФНС России).

08.10.2020 и.о. руководителя Государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда в Воронежской области Мануковской И.Г. издано распоряжение №36/2-417-20-ПР/12-12843-И/04-260 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Империя Безопасности» в период с 12.10.2020 по 06.11.2020 с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с приказом Роструда от 07.022020 № 29, изданным на основании поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 27.12.2019 №ТГ-П12-11486, Приказа Роструда №126 от 11.06.2020 (л.д. 60-66).

Основанием для издания распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки послужило мотивированное представление государственного инспектора труда Чесноковой Е.Ю. о фактах нарушения работодателем требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, из которого следует, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Спецстрой» на основании распоряжения № 36/5-224-20-ПВ/12-10147-И/04-260 от 24.07.2020 был осуществлен выход на объект строительства детского корпуса КУЗ ВО "Воронежский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.С. Похвисневой" по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Тепличная, 1. На указанном объекте строительства от работников ООО «Спецстрой» поступила информация, позволяющая предположить вероятность нарушений требований охраны труда работодателем ООО «Империя Безопасности», осуществляющим деятельность в сфере строительства и подпадающего под поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 27 декабря 2019 № ТГ-П12-11486. ООО «Империя Безопасности» (ИНН 3662115552) на основании договора подряда №753/03-20 от 23.03.2020 также осуществляла строительные работы детского корпуса КУЗ ВО "Воронежский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.С. Похвисневой" по вышеуказанному адресу в качестве подрядчика.

В ходе выездной проверки работники ООО «Спецстрой» пояснили, что электромонтажники организации ООО «Империя Безопасности», выполняющие электромонтажные работы, находились без средств индивидуальной защиты, в том числе на строительном объекте находились без строительных касок.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ООО «Империя Безопасности» требований охраны труда, а именно ст.ст. 212, 221 Трудового кодекса РФ, Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 июля 2007 г. N 477 (л.д.80-81).

Факт осуществления проверки в отношении ООО «Спецстрой» подтверждается графиком внеплановых выездных проверок работодателей, осуществляющих деятельность в сфере строительства (л.д. 87-88), распоряжением Государственной инспекции труда в Воронежской области от 24 июля 2020 г. о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Спецстрой» (л.д. 94-97).

В соответствии с требованиями ч. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» в ООО "Империя Безопасности" по электронной почте направлено уведомление о проведении внеплановой выездной проверки (исх. № 36/2-67-20-ПР/4 от 08.10.2020), а также копия распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки № 36/2-417-20-ПР/12-12843-И/04-260 от 08.10.2020 (л.д. 67).

Из акта о невозможности проведения проверки от 06.11.2020 следует, что 12.10.2020 с целью проведения контрольно-надзорных мероприятий, государственным инспектором труда Чесноковой Е.Ю. был осуществлен выход по адресу регистрации юридического лица (г. Воронеж, ул. Солнечная, д. 13). Установлено, что по данному адресу организация отсутствует. 13.10.2020 в ходе телефонного разговора, работодатель сообщил, что фактически ООО «Империя Безопасности» располагается по адресу: г. Воронеж, ул. Владимира Невского д. 19 и организация работает. Однако при выходе на проверку по месту фактического расположения 13.10.2020, работники отсутствовали, на входе в ООО «Империя Безопасности» была размещена информация о работе сотрудников в удаленном режиме в связи с COVID. 13.10.2020 с целью проведения проверки также осуществлен выход по месту строительства детского корпуса КУЗ ВО "Воронежский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.С. Похвисневой" по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Тепличная, 1, где ООО "Империя Безопасности" осуществляла электромонтажные работы на основании договора подряда №753/03-20 от 23.03.2020. При выходе на указанный объект строительства, установлено, что электромонтажные работы ООО "Империя Безопасности" завершила и в настоящее время сотрудники данного общества на объекте отсутствуют. Информация об ином месте(ах) фактического осуществления деятельности, в том числе проведения строительных работ, Гострудинспекция не располагает, в связи с чем проведение внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Империя Безопасности" невозможно (л.д. 78-79).

Доводы административного истца о том, что для вынесения оспариваемого распоряжения отсутствовали законные основания, поскольку оно противоречит установленному Правительством РФ особому порядку проведения проверок в 2020 году, несостоятельны и не могут быть приняты судом во внимание, поскольку основаны на неверном понимании норм действующего законодательства.

Согласно ч. 1.1 ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (часть 1.1 введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ).

Таким образом, порядок проведения проверок в отношении субъектов малого и среднего, предпринимательства в период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно устанавливается Правительством Российской Федерации.

03.04.2020 вынесено Постановление Правительства РФ № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», частью 1 которого установлено, что в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает.; 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих: организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента РФ, поручения Правительства РФ с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Между тем, ранее поручением заместителя Председателя Правительства РФ Голиковой Т.А. от 27.12.2019 № ТГ-П12-11486 (с последующими изменениями) Федеральной службе по труду и занятости (Роструд) предписано провести внеплановые выездные проверки соблюдения работодателями, осуществляющими деятельность в сфере строительства, государственных нормативных требований охраны труда и надлежащего оформления с работниками трудовых договоров или заключения гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем в срок до 31.12.2020 (л.д. 41).

Во исполнение данного поручения и в соответствии с абз.8 ч.7 ст. 360 ТК РФ Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) издан Приказ № 29 от 07.02.2020 «О проведении внеплановых выездных проверок соблюдения работодателями, осуществляющими деятельность в сфере строительства, государственных нормативных требований охраны труда и надлежащего оформления с работниками трудовых договоров или заключения гражданско- правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем», которым утвержден График внеплановых выездных проверок работодателей, осуществляющих деятельность в сфере строительства.

Указанным Графиком, являющимся приложением № 1 к названному приказу от 07.02.2020, предусмотрено проведение проверки в отношении ООО «Спецсстрой», которое в списке работодателей значится под номером 356 (л.д. 88).

В соответствии с п.п. 2.4, 2.5 Приказа № 29 от 07.02.2020 при поступлении информации, позволяющей предположить вероятность нарушений работодателями, не включенными в график проверок, государственных нормативных требований охраны труда и (или) ненадлежащего оформления с работниками трудовых договоров или заключение гражданско – правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, провести внеплановые выездные проверки работодателей.

Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 11.06.2020 №126 внесены изменения в приложение №1 к приказу Федеральной службы по труду и занятости от 07.02.2020 №29.

Основанием для издания оспариваемого распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Империя Безопасности" послужили сведения, поступившие от государственного инспектора труда Чесноковой Е.Ю. о нарушении норм трудового законодательства, которые были выявлены в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Спецстрой» на основании распоряжения № 36/5-224-20-ПВ/12-10147-И/04-260 от 24.07.2020.

Анализируя приведенные положения, суд приходит к выводу, что Постановлением Правительства РФ № 438 от 03.04.2020 ранее изданное поручение Заместителя Председателя Правительства РФ Голиковой Т.А. от 27.12.2019 №ТГ-П12-11486 не отменено, более того, данные акты не противоречат друг другу, поскольку Постановлением № 438 предусмотрена возможность осуществления внеплановых выездных проверок на основании поручения Правительства РФ.

07.04.2020 Департамент здравоохранения и социального развития Российской Федерации сообщил письмом в адрес Роструда о том, что заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой принято решение о продлении сроков выполнения поручения №ТГ-П12-11486 до 31.12.2020 (л.д. 48), что свидетельствует об актуальности изданного в декабре 2019 года поручения Заместителя Председателя Правительства РФ, исполнение которого предполагается в правовой взаимосвязи с положениями постановления № 438 которым предусмотрена возможность осуществления внеплановых выездных проверок на основании поручения Правительства РФ.

Довод административного истца о том, что в соответствии с п. 6 Постановления №438 проверки должны проводиться только дистанционно, в том числе с использованием аудио – или видеосвязи является не состоятельным по следующим основаниям.

Действительно в соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 (ред. от 14.09.2020) "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что проверки, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи, за исключением случаев, указанных в пункте 7 настоящего постановления.

В силу п.7 указанного Постановления выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при проведении проверки допускается в случаях, когда такая возможность, в частности, предусмотрена поручением Правительства Российской Федерации.

Поручением Заместителя Председателя Правительства РФ Голиковой Т.А. от 27.12.2019 предписано проведение внеплановых выездных проверок без указания на использование средств дистанционного взаимодействия. Подобного рода ограничения не были внесены в него и после издания Постановления Правительства РФ № 438 от 03.04.2020, предусматривающего возможность проведения внеплановых проверок в режиме ограниченного дистанционного доступа.

Таким образом, распоряжение № 36/2-417-20-ПР/12-12843-И/04-260 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Империя Безопасности» в рамках осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, издано уполномоченным лицом, в пределах предоставленной компетенции, при таких обстоятельствах законность оспариваемого распоряжения не вызывает у суда сомнений.

Учитывая изложенное, основания для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным распоряжения от 08.10.2020 года № 36/2-417-20-ПР/12-12843-И/04-260 о проведении внеплановой выездной проверки отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью «Империя Безопасности» к Государственной инспекции труда в Воронежской области о признании незаконным распоряжения от 08 октября 2020 года №36/2-417-20-ПР/12-12843-И/04-260 о проведении внеплановой выездной проверки – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Е.Ю. Курындина

Решение в окончательной форме изготовлено 11 января 2021 г.

1версия для печати

2а-5384/2020 ~ М-4413/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ООО "Империя Безопасности"
Ответчики
Государственная инспекция труда в ВО
Другие
и.о. руководителя Государственной инспекции труда-главного государственного инспектора труда в Воронежской области Мануковская И.Г.
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья
Курындина Елена Юрьевна
Дело на странице суда
kominternovsky--vrn.sudrf.ru
20.10.2020Регистрация административного искового заявления
20.10.2020Передача материалов судье
23.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.10.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.11.2020Предварительное судебное заседание
18.12.2020Судебное заседание
11.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2021Дело оформлено
27.08.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее