Дело № 2-2757/3-2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2013 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
Председательствующего судьи Маловой Н.Б.,
при секретаре Павловой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кочанова В. А. о признании незаконным отказа Администрации Петрозаводского городского округа и понуждении утвердить схему границ земельного участка,
у с т а н о в и л:
Кочанов В.А. обратился в суд на том основании, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ему на праве аренды земельного участка, расположенного в кадастровом квартале <данные изъяты>, для целей, не связанных со строительством, а именно для размещения некоммерческой автостоянки собственных автомобилей, ориентировочной площадью – <данные изъяты> кв.м. ДД.ММ.ГГГГ Администрация направила в адрес заявителя ответ, в котором содержался отказ в предоставлении земельного участка в связи с тем, что данный участок находится в зоне постоянного публичного сервитута. Однако испрашиваемый земельный участок расположен в непосредственной близости к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащему заявителю на праве собственности. Публичный сервитут установлен на часть земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. При этом испрашиваемая заявителем часть указанного участка никогда не использовалась в качестве проезда. Ссылаясь на нормы ст. 23 Земельного кодекса РФ, 274 Гражданского кодекса РФ, 254 ГПК РФ заявитель просит признать недействительным отказ Администрации Петрозаводского городского округа, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, обязать Администрацию обеспечить предоставление испрашиваемого земельного участка заявителю для размещения некоммерческой автостоянки автомобилей, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в кадастровом квартале <данные изъяты>, в непосредственной близости к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>, согласно поданного заявления от ДД.ММ.ГГГГ. Впоследствии заявленные требования заявителем были уточнены и в итоге сформулированы как: признать незаконным отказ Администрации Петрозаводского городского округа, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, обязать Администрацию утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале <данные изъяты>, согласно поданного заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание Кочанов В.А. не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, в представленном в суд заявлении просил рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие.
Представитель заявителя Боровская З.В., допущенная к участию в деле по устной доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснила, что ссылаться на сервитут необоснованно, так как он надлежащим образом не оформлен, не зарегистрирован.
Представитель заинтересованного лица - Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, в представленном в суд заявлении просил рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие. В представленном письменном отзыве Администрация указала, что постоянный публичный сервитут площадью <данные изъяты> кв.м., являющийся частью земельного участка <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты> для использования земельного участка в целях прохода и проезда через земельный участок был установлен постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 17.02.2010 года № 347, действующим в редакции постановления Администрации от 03.03.2011 № 643. Кроме того указали, что заявителем не была приложена к заявлению копия документа, удостоверяющего личность.
Заслушав пояснения представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кочанов В.А. обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ему на праве аренды земельного участка, расположенного в кадастровом квартале <данные изъяты>, для целей, не связанных со строительством, а именно для размещения некоммерческой автостоянки собственных автомобилей, ориентировочной площадью – <данные изъяты> кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация направила в адрес заявителя письмо № <данные изъяты>, согласно которому формирование участка в испрашиваемом заявителем месте не целесообразно, так как данный участок находится в зане действия постоянного публичного сервитута площадью <данные изъяты> кв.м., являющегося частью земельного участка <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты> для использования земельного участка в целях прохода и проезда через земельный участок. Кроме того указано, что заявителем не была приложена к заявлению копия документа, удостоверяющего личность. На основании изложенного, заявителю отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Иных оснований для отказа в предоставлении участка в аренду Администрацией не указано.
В материалы дела Администрацией представлено постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 17.02.2010 года № 347 «Об утверждении схемы расположения земельного участка <адрес> и установлении постоянного публичного сервитута», а также постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 03.03.2011 № 643 «О внесении изменения в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 17.02.2010 года № 347».
Отказ Администрации Петрозаводского городского округа препятствует предоставлению испрашиваемого участка в аренду заявителю.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ст. 258 ГПК РФ).
Согласно п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2011 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
В силу п.1 ст.28 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Земельный участок испрашивается заявителем для размещения некоммерческой автостоянки собственных автомобилей, то есть для целей, не связанных со строительством, что не оспаривается Администрацией. Порядок предоставления земельного участка для указанных целей определен ст. 34 ЗК РФ. Так, согласно ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 ст. 34 ЗК РФ, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 ст. 34 ЗК РФ решения.
Решением Петрозаводского городского Совета от 28.09.2010 N 26/45-896 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков на территории Петрозаводского городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, или находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством в соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ. При этом согласно п. 3.1 указанного Положения граждане, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Администрацию Петрозаводского городского округа заявление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством. В заявлении указываются цель использования земельного участка, предполагаемые размеры, местоположение земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Представленное ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию заявление Кочанова В.А. указанным требованиям соответствует.
Порядок установления публичного сервитута урегулирован ст. 23 ЗК РФ, согласно которой публичный сервитут устанавливается, в том числе на основании акта органа местного самоуправления. Кроме того, указанный сервитут подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2013 года) возникает с момента такой государственной регистрации. Аналогичное требование закреплено в ст. 8.1 ГК РФ, вступившей в силу с 01.03.2013 года. Однако сведений о государственной регистрации публичного сервитута суду не представлено, согласно имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ сведения о регистрации публичного сервитута отсутствуют.
При этом суд считает необходимым указать на то обстоятельство, что и в случае государственной регистрации публичного сервитута, наличие такого обременения не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка. Так согласно положениям п. 4 ст. 28 ЗК РФ, регулирующим схожие отношения, не допускается отказ в предоставлении в аренду граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
С учетом изложенных обстоятельств, правовых оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду заявителю в рассматриваемой ситуации у органа местного самоуправления не имелось. При таких обстоятельствах требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме, а нарушенные права восстановлению путем понуждения Администрации утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории кадастрового квартала <данные изъяты> согласно заявлению Кочанова В.А. от ДД.ММ.ГГГГ и приложенной им схемы испрашиваемого земельного участка.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии со ст. 98 ГК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198, 257, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования Кочанова В. А. о признании незаконным отказа Администрации Петрозаводского городского округа и понуждении утвердить схему границ земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Петрозаводского городского округа, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу в порядке, определенном ст. 34 Земельного кодекса РФ утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории кадастрового квартала <данные изъяты>, согласно заявлению Кочанова В.А. от ДД.ММ.ГГГГ и приложенной им схемы испрашиваемого земельного участка.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Кочанова В. А. государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Б.Малова
Мотивированное решение изготовлено 29 марта 2013 года.