Дело №2-470/2014.
<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 мая 2014 года г.Дюртюли РБ
Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Салимгареева И.Р.,
с участием помощника Дюртюлинского межрайонного прокурора РБРБ Бадертдинова Т.Ф.,
представителя ответчика - главы администрации сельского поселения Куккуяновский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район РБ Галимзянова Р.М.,
при секретаре Шарафутдиновой Р.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Куккуяновский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район РБ о признании бездействия незаконным и обязании обеспечить безопасную эксплуатацию ГТС,
у с т а н о в и л :
Дюртюлинский межрайонный прокурор РБ в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском в Дюртюлинский районный суд РБ к администрации сельского поселения Куккуяновский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район РБ (далее по тексту администрация сельского поселения), в котором просит признать бездействие администрации сельского поселения незаконным и обязать ответчика в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в отношении пяти гидротехнических сооружений (далее по тексту ГТС): 1) пруд на р.Евбаза с.Куккуяново; 2) пруд на р.Сарысаз с.Ивачево; 3) пруд на р.Таскакла-Елга д.Новый Урал; 4) пруд на р.Евбаза с.Куккуяново №2; 5) пруд на р.Евбаза д.Урман-Асты: установить критерии безопасности ГТС; разработать декларацию безопасности ГТС; разработать согласованные с органом государственного надзора правила эксплуатации ГТС; застраховать гражданскую ответственность за причинение вреда в случае аварии на ГТС; получить соответствующее разрешение на эксплуатацию ГТС; разработать и утвердить план мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации на ГТС; представить заявление и сведения для включения данных ГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений в Западно-Уральское управление Ростехнадзора России. Основанием для предъявления настоящего иска, явилось то, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что в нарушение требований п.3 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее по тексту Федеральный закон №131-ФЗ), ст.ст.7, 8, 9, 10, 13, 15 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее по тексту Федеральный закон №117-ФЗ), Порядка формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 мая 1998 г. №490 (далее по тексту Порядок), п.7 ст.2, п.3 ст.3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее по тексту Федеральный закон №35-ФЗ), ответчиком не организованы меры по обеспечению технической безопасности ГТС, расположенных на территории сельского поселения, не обеспечена разработка и своевременное уточнение критериев безопасности ГТС, не осуществляются меры по обеспечению безопасности ГТС, не разработан план мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации на ГТС, не разработана декларация безопасности ГТС при их эксплуатации без соответствующего разрешения, отсутствии согласованных с органом надзора правил эксплуатации ГТС, указанные ГТС не внесены в установленном порядке в Российский регистр гидротехнических сооружений, не застрахована гражданская ответственность за причинение вреда в случае аварии на ГТС, в связи с чем создается реальная возможность совершения террористических актов, создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий.
В судебном заседании прокурор Бадертдинов исковые требования поддержал, просил обязать администрацию сельского поселения в трехмесячный срок обеспечить безопасную эксплуатацию ГТС.
Ответчик - глава администрации сельского поселения Галимзянов пояснил, что для обеспечения безопасной эксплуатации ГТС требуется значительная сумма денежных средств и времени, просил предоставить срок для исполнения решения суда более трех месяцев.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, полагает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора по следующим основаниям.
Согласно ст.8 Федерального закона №117-ФЗ обеспечение безопасности ГТС осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий ГТС; представление деклараций безопасности ГТС; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности ГТС; непрерывность эксплуатации ГТС; осуществление мер по обеспечению безопасности ГТС, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение ГТС техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих ГТС; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС.
В соответствии со ст.9 Федерального закона №117-ФЗ, собственник ГТС обязан: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности ГТС, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием ГТС; систематически анализировать причины снижения безопасности ГТС и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС; обеспечивать проведение регулярных обследований ГТС; организовывать эксплуатацию ГТС в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности ГТС, правилами эксплуатации ГТС; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на ГТС; финансировать мероприятия по эксплуатации ГТС, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий ГТС; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию ГТС в случае его несоответствия обязательным требованиям.
В силу ст.10 Федерального закона №117-ФЗ при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС собственник ГТС составляет декларацию безопасности ГТС. Декларация безопасности ГТС является основным документом, который содержит сведения о соответствии ГТС критериям безопасности.
Согласно ст.13 Федерального закона №117-ФЗ органы федерального государственного надзора осуществляют деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений осуществляющими деятельность по эксплуатации ГТС юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами требований по обеспечению безопасности ГТС, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом, ст.7 Федерального закона №117-ФЗ предусмотрено, что ГТС вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее по тексту Регистр), который формируется и ведется в порядке, установленном Правительством РФ.
На основании п.п.1, 2, 3 Порядка, формирование и ведение Регистра возложено на Федеральное агентство водных ресурсов. Регистр формируется и ведется в целях: государственной регистрации и учета ГТС; сбора, обработки, хранения и распространения информации о количественных и качественных показателях состояния ГТС, условиях их эксплуатации, соответствии этих показателей и условий критериям безопасности ГТС; создания информационной основы для разработки и осуществления мероприятий по обеспечению безопасности ГТС и предупреждению чрезвычайных ситуаций; информационного обеспечения государственного управления и надзора в области безопасности ГТС. Гидротехническое сооружение вносится в Регистр после утверждения органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений декларации безопасности ГТС.
Согласно ст.15 Федерального закона №117-ФЗ, в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте осуществляется обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения.
В соответствии с п.7 ст.2, п.3 ст.3 Федерального закона №35-ФЗ, противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе на принципе приоритета мер предупреждения терроризма. При этом определено, что террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Согласно п.3 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ, к вопросу местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Как видно из справки о проверке исполнения федерального законодательства от 28 апреля 2014 г., в ходе осуществления проверки исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на территории сельского поселения Куккуяновский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район РБ находятся пять ГТС: 1) пруд на р.Евбаза с.Куккуяново; 2) пруд на р.Сарысаз с.Ивачево; 3) пруд на р.Таскакла-Елга д.Новый Урал; 4) пруд на р.Евбаза с.Куккуяново №2; 5) пруд на р.Евбаза д.Урман-Асты. Балансодержателем данных ГТС является администрация сельского поселения, которой не организованы меры по обеспечению технической безопасности ГТС, расположенных на территории сельского поселения, не обеспечена разработка и своевременное уточнение критериев безопасности ГТС, не осуществляются меры по обеспечению безопасности ГТС, не разработан план мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации на ГТС, не разработана декларация безопасности ГТС при их эксплуатации без соответствующего разрешения, отсутствии согласованных с органом надзора правил эксплуатации ГТС, указанные ГТС не внесены в установленном порядке в Российский регистр гидротехнических сооружений, не застрахована гражданская ответственность за причинение вреда в случае аварии на ГТС.
Указанное бездействие администрации сельского поселения создает реальную возможность совершения террористических актов, создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий на территории сельского поселения.
Таким образом, суд находит требования прокурора к администрации сельского поселения о признании бездействия незаконным и обязании обеспечить безопасную эксплуатацию ГТС обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом, согласно ст.206 ГПК РФ, суд полагает возможным и целесообразным установить ответчику для добровольного исполнения решения суда срок в один год со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Удовлетворить иск Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Куккуяновский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район РБ о признании бездействия незаконным и обязании обеспечить безопасную эксплуатацию ГТС.
Обязать администрацию сельского поселения Куккуяновский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район РБ в отношении гидротехнических сооружений: 1) пруд на р.Евбаза с.Куккуяново; 2) пруд на р.Сарысаз с.Ивачево; 3) пруд на р.Таскакла-Елга д.Новый Урал; 4) пруд на р.Евбаза с.Куккуяново №2; 5) пруд на р.Евбаза д.Урман-Асты:
- установить критерии безопасности гидротехнического сооружения;
- разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения;
- разработать согласованные с органом государственного надзора правила эксплуатации гидротехнического сооружения;
- застраховать гражданскую ответственность за причинение вреда в случае аварии на гидротехническом сооружении;
- получить соответствующее разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения;
- разработать и утвердить план мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации на гидротехническом сооружении;
- представить заявление и сведения для включения данных гидротехнических сооружений в Российский регистр гидротехнических сооружений в Западно-Уральское управление Ростехнадзора России.
Предоставить администрации сельского поселения Куккуяновский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район РБ срок для добровольного исполнения решения суда - один год со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан, в течение месяца со дня его принятия, путем подачи апелляционных жалобы или представления, через Дюртюлинский районный суд РБ.
Судья И.Р. Салимгареев