Решение по делу № 2-3302/2013 ~ М-3303/2013 от 14.08.2013

дело № 2-1268/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 октября 2013 года г.Уфа

Орджоникидзевский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Александровой Н.А., при секретаре Маминовой Л.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №33 по Республике Башкортостан к З.В.В. о взыскании задолженности по земельному налогу,

установил:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы №33 по Республике Башкортостан (далее по тексту – Межрайонная ИФНС №33 по РБ) обратилась в суд с иском к З.В.В., в котором просит взыскать недоимку по земельному налогу - 156 083,22 рублей, пени - 2 162, 57 рублей, всего - 158 245,79 руб.

Заявленные требования мотивированы тем, что ставки и сроки уплаты земельного налога в соответствии со ст.ст. 394, 397 НК РФ установлены Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ г.) «Об установлении земельного налога (далее по тексту - Решение).

Согласно п.п. 2, 3, 4 указанного Решения налогоплательщики - физические лица уплачивают один авансовый платеж по налогу не позднее 15 сентября года, являющегося налоговым периодом и налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В нарушение вышеуказанных норм, должник З.В.В., ИНН , не уплатил земельный налог за 2011 год за следующие объекты налогообложения: земельные объекты (участки), расположенные по адресу: 450065, Россия, <адрес>, кадастровый номер .

Межрайонная ИФНС России № 33 по Республике Башкортостан надлежащим образом известила налогоплательщика с сумме и сроках уплаты налога, направив требования об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ №83374, от ДД.ММ.ГГГГ № 139427.

Срок уплаты налога по требованиям наступил, однако до настоящего времени налог не оплачен. За просрочку платежей, в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени в сумме 2 162,57 рублей.

В ходе судебного заседания представитель истца А.Р.М., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № 11-12/12713, исковые требования поддержала полностью и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик З.В.В. и его представитель М.Р.Г. в судебном заседании в удовлетворении иска Межрайонной ИФНС России № 33 по Республике Башкортостан просили отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях относительно иска. Также ходатайствовали о прекращении производства по делу ввиду его неподведомственности суду общей юрисдикции.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законном установленные налоги.

В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В силу статей 390, 391 названного Кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в пределах, установленных данной статьей.

В соответствии с п. 11, 12 ст. 396 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований на основании налогового уведомления.

На территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан ставки земельного налога, порядок и сроки уплаты налога определены Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями) "Об установлении земельного налога".

Согласно п.п. 2, 3, 4 указанного Решения налогоплательщики - физические лица уплачивают один авансовый платеж по налогу не позднее 15 сентября года, являющегося налоговым периодом и налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Приложением N 1 к Решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 2/6 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N 19/5) для земель с категорией функционального использования «земли гаражей и автостоянок» установлена ставка земельного налога в размере 0,32% от кадастровой стоимости.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 58 "Об утверждении показателей государственной кадастровой оценки земель городских округов <адрес> и <адрес> Республики Башкортостан" утверждены показатели государственной кадастровой оценки земель городских округов <адрес> и <адрес> Республики Башкортостан, в соответствии с которыми для земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 03 03 07 города Уфы с категорией функционального использования «земли гаражей и автостоянок» установлен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 16 863,30 рублей за 1 кв.м.

Как следует из материалов дела, З.В.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: 450065, Россия, <адрес>, с кадастровым номером 02:55:030307:20, площадью 3226 кв.м., с разрешенным использованием: под индивидуальные гаражи.

Указанный земельный участок является предметом налогообложения.

Межрайонной ИФНС России по <адрес> был исчислен земельный налог за 2011 г. в сумме 174083,22 руб., рассчитанный, исходя из кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ- 54 401 006,00 рублей (54 401 006,00 руб. х 0,32 % = 174 083,22 рублей); выписано налоговое уведомление N 304247 со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, у суда имеются все основания для вывода о том, что расчет земельного налога на объект налогообложения- земельный участок, расположенный по адресу: 450065, Россия, <адрес>, с кадастровым номером 02:55:030307:20, площадью 3226 кв.м., был произведен налоговым органом в соответствии с нормами налогового законодательства, по ставке земельного налога, установленным Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 2/6, и исходя из кадастровой стоимости участка на 2011 год, определенной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 58 "Об утверждении показателей государственной кадастровой оценки земель городских округов <адрес> и <адрес> Республики Башкортостан".

В связи с тем, что З.В.В. в установленный срок налог уплачен не был, в адрес ответчика налоговым органом направлено требование N 139427 от ДД.ММ.ГГГГ о погашении задолженности по налогу на землю в сумме 174083,22 руб., и пени в сумме 478,73 рублей со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России по <адрес> З.В.В. было выставлено требование № 83374, которым ответчику предложено погасить задолженность по налогу на землю в сумме 174083,22 руб., и пени в сумме 1683,84 рублей со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ по заявлению взыскателя Межрайонной ИФНС России по <адрес> мировым судьей судебного участка по <адрес> г. Уфы был выдан судебный приказ о взыскании с должника З.В.В. недоимки по земельному налогу и пени; определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен в связи с поступившим возражением З.В.В. относительно его исполнения.

Из представленной З.В.В. в материалы дела квитанции усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком уплачен земельный налог за 2011 год в сумме 18000 рублей.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными правовыми и нормативными актами, суд находит исковые требования налогового органа подлежащими удовлетворению: с ответчика в пользу Межрайонной ИФНС России по <адрес> следует взыскать недоимку по земельному налогу - 156 083,22 (174083,22- 18000) рублей, пени - 2 162, 57 рублей.

Что касается доводов З.В.В. об исчислении земельного налога за 2011 г., исходя из кадастровой стоимости земельного участка в сумме 5 401 743 рубля 44 копейки, установленной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в городских округах в города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан», суд полагает их ошибочными, основанными на неверном толковании нормативного акта.

В соответствии со ст. 2.1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 42-з "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан" постановления Правительства Республики Башкортостан, носящие нормативный характер, являются нормативными правовыми актами Республики Башкортостан.

Статьи 38, 40 вышеуказанного Закона Республики Башкортостан предусматривают, что нормативный правовой акт Республики Башкортостан не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он устраняет или смягчает ответственность за правонарушения либо когда в самом акте предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу. Нормативный правовой акт Республики Башкортостан (его отдельное положение) прекращает свое действие в случае признания нормативного правового акта (его отдельного положения) утратившим силу.

Пунктом 3 Постановления Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в городских округах в города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан» (далее- Постановление), на которое ссылается в обоснование своих возражений З.В.В., предусмотрено, что настоящее Постановление вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, в самом нормативном акте не указано, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу. Обязанность налогоплательщика уплачивать земельный налог является его конституционной обязанностью и не может расцениваться как ответственность за правонарушение, в связи с чем несостоятельны доводы ответчика о том, что Постановление распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, поскольку улучшает положение налогоплательщика.

Пунктом 2 Постановления, вступившим, как указывалось выше, в силу с ДД.ММ.ГГГГ, признаны утратившими силу ряд нормативных актов, в том числе Постановление Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 58 "Об утверждении показателей государственной кадастровой оценки земель городских округов <адрес> и <адрес> Республики Башкортостан".

Таким образом, суд полагает, что налоговый орган верно исчислил налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка на 2011 год, определенной действующим до ДД.ММ.ГГГГ нормативным актом- Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 58 "Об утверждении показателей государственной кадастровой оценки земель городских округов <адрес> и <адрес> Республики Башкортостан".

Кроме того, согласно п. 4 ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Согласно п. 4 ст. 391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Самостоятельное увеличение (уменьшение) налоговым органом кадастровой стоимости земель, являющихся объектами налогообложения, налоговым законодательством не предусмотрено, то есть начисление земельного налога происходит только согласно сведениям из органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Несостоятельными находит суд и доводы ответчика о необходимости прекращения производства по гражданскому делу в связи с неподведомственностью спора районному суду, поскольку З.В.В. имеет статус индивидуального предпринимателя, а земельный участок, находящийся в его собственности, используется в целях осуществления предпринимательской деятельности.

Так, согласно абз. 2 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.

В силу ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй данной статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Согласно ч. 1 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 2 ст. 27 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Статьей 28 АПК РФ установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

Из смысла названных норм гражданского и арбитражного процессуального законодательства следует, что отнесение того или иного дела к подведомственности арбитражных судов определяется субъектным составом, предметом спора и экономическим характером требования, который отражает содержание спорного правоотношения и характеризует суть взаимоотношений спорящих сторон.

Как установлено судом, требования Межрайонной ИФНС России № 33 по Республике Башкортостан к З.В.В. заявлены о взыскании недоимки по земельному налогу с налогоплательщика - физического лица. Несмотря на объяснения ответчика о том, что земельный участок используется им, как индивидуальным предпринимателем в предпринимательской деятельности, он не представил доказательства, что по поводу данного земельного участка состоит на учете, как индивидуальный предприниматель, применяющий специальные налоговые режимы. Следовательно, З.В.В. является плательщиком земельного налога как физическое лицо, указанный земельный участок является объектом налогообложения, и предпринимательская деятельность собственника земельного участка без переведения его на специальные налоговые режимы не может влиять на порядок исчисления налога, размер соответствующих налоговых обязательств, сроки уплаты налога, в связи с чем спор подведомствен суду общей юрисдикции.

На основании статей 98, 103 ГПК РФ с ответчика в доход Городского округа город Уфа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4364 руб. 92 коп.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №33 по Республике Башкортостан к З.В.В. удовлетворить.

Взыскать с З.В.В. в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан недоимку по земельному налогу в размере 156 083 всего 158245 руб. 79 коп.

Взыскать с З.В.В. в доход Городского округа город Уфа государственную пошлину в размере 4364 руб. 92 коп.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца через Орджоникидзевский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан.

Судья Н.А.Александрова

2-3302/2013 ~ М-3303/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонная ИФНС №33 по РБ
Ответчики
Захаров Вадим Владимирович
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Судья
Александрова Н.А.
Дело на странице суда
ordjonikidzovsky--bkr.sudrf.ru
14.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.08.2013Передача материалов судье
16.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2013Подготовка дела (собеседование)
30.09.2013Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.10.2013Предварительное судебное заседание
31.10.2013Судебное заседание
01.11.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.11.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2014Дело оформлено
05.12.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее