Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2167/2018 (2-14940/2017;) от 19.12.2017

2-2167/2018

Мотивированное решение изготовлено 19.02.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 февраля 2018 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга <адрес> в составе: председательствующего судьи – Лазаревой В.И., при секретаре – Хасановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> г. Екатеринбурга, в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), к Администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности по созданию условий лицам с ограниченными возможностями,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> г. Екатеринбурга, в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), обратился в Кировский районный суд г. Екатеринбурга с иском к Администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности по созданию условий маломобильным группам граждан на безопасное передвижение. Просил обязать Администрацию г. Екатеринбурга обустроить на перекрестке улиц Уральской (нечетная сторона) и Советской в г. Екатеринбурге на пешеходном переходе через <адрес> понижение бортового камня до уровня, предусмотренного стандартом, позволяющего маломобильным гражданам осуществлять передвижение без барьеров на пути, в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.

Определением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от <//> ненадлежащий ответчик заменен на надлежащего – Администрацию г. Екатеринбурга, дело направлено для дальнейшего рассмотрения по существу по подсудности в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

В судебном заседании помощник прокурора Казанцев А.В. требования поддержал, по предмету и основаниям.

Представитель ответчика администрации г. Екатеринбурга – Видусова И.В., действующая по доверенности, в удовлетворении требований просила отказать, представила письменный отзыв. В обоснование возражений указала на то, что перекресток был построен до ратификации ФЗ от <//> № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», и соответствовал действующим на тот период нормативным требованиям. Нормы СП и СНиП, на которые ссылается прокурор, установлены на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые дороги. Социальная поддержка инвалидов не является расходным обязательствам муниципалитета. Положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» применяются с <//> ко вновь вводимым или прошедшим реконструкцию объектам и средствам. Администрацией проводятся заседания рабочей группы с руководителями организаций инвалидов, где согласовываются и прорабатываются основные направления работы по созданию безбарьерной среды в г. Екатеринбурге.

Суд, с учетом мнения сторон, определил рассмотреть дело при данной явке и имеющихся доказательствах.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 17, 18, 19, 27, 43 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан. Каждый имеет право на свободу передвижения. Каждый имеет право на образование.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации гарантирована государственная поддержка инвалидов в Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» от <//> № 181-ФЗ организация независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации) (статья 15 Федерального закона от <//> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается.

В случае, когда действующие объекты инфраструктуры невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, с учетом соблюдения обязательных требований.

Это такие требования, как досягаемость мест социального посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений посетителей; безопасность путей движения, мест обслуживания и отдыха посетителей; удобство и комфорт жизнедеятельности и другие.

Судом установлено, что на перекрестке улиц Уральской (нечетная сторона) и Советской в г. Екатеринбурге на пешеходном переходе через <адрес> высота бортового камня не соответствует требованиям норм СП и СНиП и не позволяет маломобильным гражданам осуществлять передвижение без барьеров на пути, не обеспечивает беспрепятственный доступ и создает угрозу дорожно-транспортных происшествий при пересечении маломобильными гражданами проезжей части дороги.

Права лиц с ограниченными возможностями закреплены непосредственно Конституцией Российской Федерации и должны обеспечиваться органами власти и организациями. При разрешении данного дела суд исходит из необходимости обеспечить минимальные потребности инвалидов с учетом соблюдения обязательных требований.

Согласно ст. 13 Федерального закона от <//> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности.

В соответствии с п. 6 и п. 1 ст. 13 Федерального закона от <//> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 34 указанного Федерального закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Согласно п. 1, пп. 6 п. 2 ст. 9 Устава муниципального образования «город Екатеринбург» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального образования самостоятельно.

К вопросам местного значения муниципального образования относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 26 Федеральный закон от <//> N 419-ФЗ (ред. от <//>) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", положения части первой статьи 15 Федерального закона от <//> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с <//> исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

То есть законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается.

В соответствии с ч. 8 ст. 15 Федерального закона от <//> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Это такие требования, как досягаемость мест социального посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений посетителей; безопасность путей движения, мест обслуживания и отдыха посетителей; удобство и комфорт жизнедеятельности и другие.

Обязанность по предоставлению доказательств доступности беспрепятственного пользования, наличия или отсутствия необходимости в установке специальных приспособлений, а также возможность установления иных приспособлений для перемещения маломобильных групп населения, в данном случае возлагается на ответчика.

В ходе судебного разбирательства ответчиком доказательств приспособления с учетом потребностей инвалидов до реконструкции или капитального ремонта объекта, невозможности осуществления понижения бортового камня (в том числе заключение экспертной организации либо специалиста, обладающего специальными знаниями), обеспечения прохода инвалидов иным образом, согласованным с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа – не представлено.

Отсутствие каких-либо технических приспособлений для беспрепятственного осуществления прохода через проезжую часть, обеспечения такой возможности иным согласованным в установленном порядке способом ограничивает маломобильным группам возможность вести независимый образ жизни, нарушает права на обеспечение равных с другими гражданами возможностей реализации гражданских и других прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ, в том числе право на передвижение.

На день рассмотрения судом настоящего дела по существу заявленные прокурором требования добровольно не исполнены и имеет место длительное неисполнение требований Закона N 181-ФЗ, действующего с 1995 года.

Права лиц с ограниченными возможностями закреплены непосредственно Конституцией Российской Федерации и должны обеспечиваться органами власти и организациями. При разрешении данного дела суд исходит из необходимости обеспечить минимальные потребности инвалидов с учетом соблюдения обязательных требований.

В силу ст. 17, 18, 19, 27, 43 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан. Каждый имеет право на свободу передвижения.

В данном случае условия для беспрепятственного передвижения (осуществления безопасного перехода через проезжую часть) маломобильными группами населения не созданы, что лишает инвалидов-колясочников возможности для полноценной жизнедеятельности, нарушает их конституционные права на достойную жизнь и свободное развитие, ограничивает возможность получения без дискриминации качественного образования.

На основании изложенного, с учетом установленных судом конкретных обстоятельств по настоящему делу, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в заявленном виде.

Срок исполнения решения суда, с учетом отсутствия обоснованных возражений ответчика в данной части, суд считает возможным установить в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

требования прокурора <адрес> г. Екатеринбурга, в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), к Администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности по созданию условий лицам с ограниченными возможностями – удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Екатеринбурга обустроить на перекрестке улиц Уральской (нечетная сторона) и Советской в г. Екатеринбурге на пешеходном переходе через <адрес> понижение бортового камня до уровня, предусмотренного стандартом, позволяющего маломобильным гражданам осуществлять передвижение без барьеров на пути, в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья:

Секретарь:

По состоянию на <//> решение в силу не вступило.

Судья:

2-2167/2018 (2-14940/2017;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кировского р-на г. Екатеринбурга
Ответчики
Администрация Екатеринбурга
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Лазарева Вероника Игоревна
Дело на странице суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
19.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
21.12.2017Передача материалов судье
21.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2018Судебное заседание
15.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее