Дело № 2-603/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2016 года пгт.Карымское
Карымский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Никитиной Т.П.,
при секретаре Серебряковой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шемелиной <данные изъяты> к Шемелиниу <данные изъяты>, администрации городского поселения «<данные изъяты>» Карымского района Забайкальского края об установлении факта владения и пользования наследодателем домом, земельным участком, признании в порядке наследования права собственности на дом и земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Шемелина <данные изъяты> обратилась в Карымский районный суд <данные изъяты> с названным исковым заявлением, в обоснование указывая следующее. В 1985 году муж истца Шемелин <данные изъяты> получил земельный участок под строительство дома в <данные изъяты> по решению исполнительного комитета Карымского районного ФИО4 народных депутатов <данные изъяты>. Также между Шемелиным <данные изъяты> и Исполнительным комитетом Карымского райсовета народных депутатов <данные изъяты> заключен Типовой договор <данные изъяты> о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке. <данные изъяты> постановлением администрации <данные изъяты> предоставлен в частное, бессрочное (постоянное) пользование земельный участок по <данные изъяты>, площадью 1484 кв.м. Шемелину <данные изъяты> Жилой дом возведен на собственные средства, в том числе в счет ссуды выделенной Дарасунским поселковым <данные изъяты> не сдал жилой дом приемочной комиссии согласно условий Типового договора. Шемелин умер <данные изъяты>, до смерти проживал вместе с семьей в данном доме. Ввиду не оформления документов на указанное имущество Шемеленым, нотариусом было отказано в оформлении наследства. Наследниками Шемелина являются его жена (истец), дети:Шемелины А<данные изъяты>А., которые отказалаись от наследства в пользу матери. Просит установить факт владения и пользования жилым домом, земельным участком по ул<данные изъяты> за умершим Шемелиным <данные изъяты> Признать за Шемелиной <данные изъяты> право собственности на жилой дом, земельный участок по <данные изъяты>
Истец Шемелина <данные изъяты> и ее представитель Кочеткова <данные изъяты> действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержали требования по изложенным в иске основаниям. Истец дополнительно пояснила, что дом строился за счет средств семьи и собственными силами ее и мужа в период с 1985 по 1987гг.
Ответчик Шемелин <данные изъяты> в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Извещенные надлежащим образом ответчики администрация ГП «Дарасунское» <данные изъяты>, администрация МР <данные изъяты>» <данные изъяты>, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <данные изъяты>, третье лицо ФИО11, в судебное заседание не явились и представителей не направили. Ходатайств и заявлений от данных лиц не поступало.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в части.
Как следует из материалов дела, Шемелина <данные изъяты> является женой Шемелина <данные изъяты> (свидетельство о браке л.д.8, актовая запись о заключении брака л.д 59.), последний умер 11.05.2005 (свидетельство о смерти л.д.17, актовая запись о смерти л.д. 45).
11.06.1985 решением Карымского райсовета народных депутатов исполнительного комитета №233, отведен земельный участок под строительство дома на праве личной собственности Шемелину <данные изъяты> в размере 0,07 га. (л.д.9).
30.11.1994 постановлением администрации <данные изъяты> утвержден предоставленный проект границ землепользований в кадастровом массиве <данные изъяты>, представлен в частное, бессрочное (постоянное) пользование земельный участок Щемелину <данные изъяты>, площадью 0,1484 га, бесплатно, для ведения личного подсобного хозяйства (п.13 л.д.12-13).
Кадастровый паспорт земельного участка содержит сведения о его площади 1484 кв.м., расположен по <данные изъяты>, для ведения личного подсобного хозяйства, сведения о правах на землю отсутствуют. В особых отметках – граница земельного участка пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>. Сведения об объекте имеют статус ранее учтенные (л.д.26).
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
По смыслу указанной статьи в состав наследства входит только то, не связанное с личностью наследодателя имущество, которое принадлежало наследодателю на день открытия наследства, то есть наследодатель должен обладать соответствующими имущественными правами и обязанностями при жизни.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Из пункта 2 указанной статьи следует, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Названное выше Постановление от <данные изъяты> о представлении в частное, бессрочное (постоянное) пользование земельного участка по <данные изъяты> площадью 0,1484 га., содержит информацию о правообладателе - Шемелин <данные изъяты>.
В материалы дела не представлено сведений о ином собственнике спорного
земельного участка.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о доказанности истцом того факта, что земельный участок, площадью 0,1484 га. по <данные изъяты> <данные изъяты> принадлежит на праве собственности наследодателю Шемелину <данные изъяты>., следовательно подлежит включению в состав наследства.
Шемелина Н.В. (истец) является наследником первой очереди (свидетельство о браке).
Родителями Шемелина <данные изъяты> являются (актовая запись о рождении л.д.61): Шемелин <данные изъяты> умер <данные изъяты> (актовая запись о смерти л.д.47) и мать Гурулева <данные изъяты>., умерла <данные изъяты>.
Так же наследники первой очереди – дети наследодателя Шемелины <данные изъяты> (актовая запись о рождении л.д.63,65), в судебном заседании Шемелин <данные изъяты> подтвердил свой отказ от принятия наследства в пользу своей матери Шемелиной <данные изъяты> Шемелена <данные изъяты>) нотариально отказалась от принятия наследства в пользу матери Шемелиной <данные изъяты> (л.д.66).
Иных наследников первой очереди после смерти Шемелина <данные изъяты> не имеется.
По сообщению нотариуса от <данные изъяты>, наследственное дело к имуществу Шемелина <данные изъяты> умершего <данные изъяты>, заведено по заявлению его жены Шемелиной <данные изъяты>., которой рекомендовано установить факт владения и пользования жилым домом и земельным участком за умершим, так как правоустанавливающие документы на дом и землю не были зарегистрированы в установленном порядке, следовательно, право собственности у наследодателя не возникло и не может быть право передано по наследству (л.д.27).
По сообщению нотариуса от 12.05.2016, наследство после смерти Шемелина <данные изъяты> умершего <данные изъяты> приняла его жена Шемелина <данные изъяты> в виде денежных вкладов. Иные наследники с заявлением о принятии наследства не обращались (л.д.38).
Из справки администрации ГП «Карымское» от <данные изъяты> года рождения, действительно проживал по <данные изъяты> по день своей смерти (<данные изъяты>), совместно с женой Шемелиной Н.В., сыном Шемелиным <данные изъяты> (л.д.18).
В представленной в дело копии домовой книги <данные изъяты>, содержаться сведения о регистрации Шемелина <данные изъяты>., Шемелиной Н.В., Шемелина <данные изъяты> и Шемелиной <данные изъяты>, по постоянному месту жительства (л.д.19-20).
Истец указывает, что фактически принял спорные дом и земельный участок непосредственно после смерти наследодателя.
Согласно п.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Обстоятельство постоянного пользования спорными земельным участком Шемелиной <данные изъяты> после смерти мужа Шемелина <данные изъяты>., подтверждено показаниями ответчика Шемелина. При рассмотрении дела установлено, что истец после смерти Шемелина <данные изъяты> несет бремя содержания спорного земельного участка, в установленные законом сроки обратилась за принятием данного наследства и приняла наследство в части денежных средств после смерти мужа.
Исходя из указанных обстоятельств суд приходит к выводу, что Шемелина Н.В. за принятием спорного земельного участка обратилась в установленные законом сроки.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Таким образом, у суда имеются основания для удовлетворения заявленных исковых требований и признании права собственности за истцом на спорное имущество – земельный участок, в порядке наследования.
В части требований Шемеленой об установлении факта владения наследодателем на праве собственности выстроенным домом и признания права собственности истца на дом в порядке наследования, суд оснований для их удовлетворения не находит.
В силу ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно материалам дела, 13.08.1985 коммунальным хозяйством Карымского районного <данные изъяты> <адрес>, площадью 700 кв.м., отведенном решением исполнительного комитета от <данные изъяты>
По условиям данного договора, к строительству дома застройщик приступает после получения разрешения органов по делам строительства и архитектуры на производство строительных работ (п.5), по окончании строительства, застройщик обязан сдать жилой дом государственной приемочной комиссии исполнительного комитета городского, районного Совета народных депутатов. Приемка дома в эксплуатацию производится на основании заявления застройщика.
Доказательств о согласовании Проекта строительства с органом по делам строительства и архитектуры, на производство строительных работ дома по <данные изъяты>, суду не представлено.
Согласно справке главного архитектора <данные изъяты>, разрешение на строительство (типовой договор №18/161) оформлялось в августе 1985 года на Шемелина А.Т., собственником дом для приемки в эксплуатацию не предъявлялся. В настоящее время гос.комиссия не может принять данный дом в эксплуатацию, поскольку с момента постройки прошло более 10 лет, дом имеет износ 12% по данным сведениям БТИ (л.д.16).
Согласно п. 1.1 Инструкции "О порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации" (утратила силу на основании Приказа Минземстроя РФ от 04.08.1998 года N 37), утвержденной Приказом Центрального статистического управления СССР от 15.07.1985 года N 380, изданным во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 10.02.1985 года N 136, право собственности на жилое помещение возникало с момента правовой регистрации в бюро технической инвентаризации (БТИ) исполкома местных Советов народных депутатов.
В силу ст. 6 ФЗ от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
В силу п. 1 ст. 2 названного Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Таким образом, вопреки доводам истца, из смысла названной нормы закона следует, что перед оформлением права собственности на вновь возведенный объект в порядке наследования, в отношении данного объекта должны быть подготовлены соответствующие технические документы, и право на него должно быть зарегистрировано за наследодателем, поскольку до момента такой регистрации выстроенный объект в качестве объекта недвижимости, не существует.
Между тем доказательств, подтверждающих государственную регистрацию за Шемелиным <данные изъяты> права собственности на выстроенный жилой дом по <данные изъяты>, суду не представлено.
Из представленных в материалы дела сведений Росимущества, Департамента гос.имущества и земельных отношений Забайкальского края, Администраций муниципального района и городского поселения, следует, что сведений о собственниках жилого дома по <данные изъяты>, отсутствуют, в реестре бесхозяйного имущества не числится (л.д.29-33).
Из пояснений истца следует, что действия по оформлению технической документации на жилой дом по <данные изъяты> принимались им, после смерти Шемелина <данные изъяты>
Так, согласно технического паспорта жилого дома от 09.11.2005, постройка введена в эксплуатацию 1987г., имеется пристройка, общая площадь 74,2 кв.м., где площадь квартиры 47 кв.м., жилая 33,1 кв.м. Стоимость 101184 руб. (л.д.22-25).
Кадастровый паспорт здания от 28.04.2015 содержит сведения о жилом доме, 1987 года ввода в эксплуатацию, стоимостью <данные изъяты> руб., сведения о правах отсутствуют (л.д.21).
По сообщению КГБУ по архивно-информационному и геопространственному обеспечению «забайкальский архивно-геоинформированный центр» от <данные изъяты>, правообладателем жилого дома по <данные изъяты> является Шемелин <данные изъяты> на основании типового договора о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке <данные изъяты>, нотариально заверенном (л.д.48).
Вместе с тем, Типовой договор о возведении индивидуального жилого дома на правах личной собственности на отведенном земельном участка от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствует о разрешении истцу строительства индивидуального жилого дома по <данные изъяты>, при соблюдении предусмотренных в договоре условий, чего Шемелиным <данные изъяты> не было выполнено, в частности не получено разрешение органов по делам строительства и архитектуры на производство строительных работ, а также по окончании строительства дом не сдан государственной приемочной комиссии.
Учитывая отсутствие у наследодателя разрешения на строительство жилого дома согласно условиям Типового договора, возведение им дома период с 1985-1987гг. до получения земельного участка в собственность для целей строительства дома в 1994 году, суд приходит к выводу, что оснований полагать о принадлежности на праве собственности Шемелину <данные изъяты> выстроенного жилого дома, не имеется.
Кроме того, суд не оставляет без внимания тот факт, что сведения о площади возведенного дома в представленных истцом техническом и кадастровом паспортах на дом, выполненных после окончания строительства (общая площадь 72,4 кв.м., площадь <данные изъяты> кв.м., жилая 33,1 кв.м.), не соответствуют заявленной площади дома в Типовом договоре на строительство дома (полезная площадь 56 кв.м., в том числе жилая 40 кв.м.).
Истцом не представлено доказательств, что выстроенный объект (жилой дом) соответствует градостроительным, строительным, противопожарным нормам и правилам, иным требованиям, не нарушает прав и охраняемых законом интересов других граждан, пребывание в помещениях не создает угрозу жизни и здоровья граждан, исключает возможность нарушения прав и интересов лиц, проживающих на соседних участках.
При рассмотрении дела установлено, что спорный дом строился на денежные средства принадлежащие семьей истца, которая как и ее покойный муж физически принимала участие в строительстве дома, учитывая признания судом оснований для включения в наследство земельного участка и признания права собственности за истцом на него, в связи с чем, с учетом ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", истец не лишена права зарегистрировать право собственности на спорный жилой дом в установленном законом порядке.
Из пояснений истца следует, что за регистрацией права собственности на спорный жилой дом в порядке предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 года 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" она не обращалась. Доказательств невозможности реализовать истцом свое право в данном порядке, суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шемелиной Надежды Владимировны удовлетворить частично.
Признать за Шемелиной Надеждой Владимировной в порядке наследования после смерти Шемелина <данные изъяты>, умершего <данные изъяты>, право собственности на земельный участок 0,1484 га., расположенный по адресу: <данные изъяты>.
Решение является основанием для государственной регистрации права собственности Шемелиной <данные изъяты> на указанное имущество в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Забайкальскому краю.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Карымский районный суд Забайкальского края.
Судья Т.П. Никитина
Копия верна: судья Т.П. Никитина
Решение изготовлено: 24.05.2016.