Решение по делу № 2-163/2014 ~ М-197/2014 от 08.05.2014

Дело № 2-163/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 мая 2014 года с.Частые

Большесосновский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Аликиной И.А.,

при секретаре судебных заседаний Паньковой Е.Г.,

с участием помощника прокурора Частинского района Головниной О.А.,

рассмотрев в постоянном судебном присутствии в с.Частые

в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Частинского района Пермского края в интересах несовершеннолетнего заявителя ФИО1 о признании незаконным бездействия муниципального учреждения Администрации Частинского муниципального района Пермского края, Управления образования администрации Частинского муниципального района Пермского края по обеспечению возможности получить дошкольное образование и возложении обязанности предоставления места в дошкольном образовательном учреждении,

Установил:

Прокурор обратился в суд в интересах несовершеннолетнего заявителя ФИО1 по следующим основаниям. Частью 1 статьи 43 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на образование, согласно части 2 той же статьи гражданам Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального Закона РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. Для реализации данных полномочий органы муниципальных районов наделены правом создания муниципальных образовательных учреждений.

Администрация Частинского муниципального района - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на котором лежит обязанность непосредственного исполнения полномочий по вопросам местного значения. Согласно п.2.2.1 Положения об Управлении образования администрации Частинского муниципального района от 21.12.2011г. основными задачами Управления образования является организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) образования по основным общеобразовательным программам.

Право заявителя на получение дошкольного образования администрацией Частинского муниципального района и Управлением образования администрации Частинского муниципального района не обеспечено. Место в дошкольном образовательном учреждении ребенку не предоставлено. Прокурор указал, что Постановление Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-П указывает на необходимость предоставления места в дошкольном образовательном учреждении в пределах территориальной доступности его посещения.

Прокурор обратился в защиту права на образование в интересах малолетнего заявителя, который не может самостоятельно защищать свои интересы в суде в силу своего возраста.

В суде прокурор настаивал на заявленных требованиях.

Законный представитель несовершеннолетнего заявителя Краева В.А. требование прокурора поддержала, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия (л.д. 12, 13-14).

Представитель Администрации Частинского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежаще (л.д.23), возражений и доказательств в обоснование их не представил.

Представитель Управления образования в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежаще (л.д. 19-20). В письменном отзыве представитель Управления образования сообщил, что в настоящее время нет возможности предоставить несовершеннолетнему заявителю место в дошкольном образовательном учреждении по причине отсутствия мест. Формирование реестра детей для определения в дошкольное образовательное учреждение осуществляется по дате рождения. На сегодняшний день на учете состоят дети 2009г.р., которым также нужно предоставить место в дошкольном образовательном учреждении. На сегодняшний день группы раннего возраста в детских садах укомплектованы. Зачисление заявителя в группу приведёт к нарушению лицензионных и санитарных норм, к ухудшению условий пребывания детей в группе, к привлечению руководителя образовательного учреждения к ответственности за нарушение действующего законодательства. На основании части 4 статьи 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. Для реализации права детей на получение дошкольного образования в с. Частые ведется строительство дошкольного образовательного учреждения на 120 мест. Предоставление места в дошкольном образовательном учреждении заявителю возможно по мере освобождения мест в течение года. До поступления ребенка в детский сад имеется возможность получения дошкольного образования в форме семейного образования, с правом получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы (л.д. 17-18).

Изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регулируется главой 25 ГПК РФ.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения прав на благоприятную окружающую среду; образования.

Прокурор обратился в защиту интересов несовершеннолетнего. Согласно свидетельству о рождении ФИО1 <дата> года рождения (л.д. 6).

Согласно п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Исходя из анализа указанных правовых норм, основанием для принятия решения суда о признании незаконным бездействия является одновременное несоответствие этого бездействия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемым бездействием прав и законных интересов граждан, организаций, в защиту интересов которых обращается прокурор.

В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.

В соответствии частью 1 статьи 9 Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. 25.11.2013) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1)организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

2) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Согласно п.11 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 9 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» для реализации данных полномочий органы муниципальных районов наделены правом создания муниципальных образовательных учреждений.

Таким образом, организация предоставления дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципального района. Передача Муниципальным районом Управлению образования исполнения вопросов местного значения, в том числе организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района не освобождает его от исполнения этой обязанности.

Администрация Частинского муниципального района должна была предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению вместимости существующих образовательных учреждений.

Пунктом 6 части II. Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038) предусмотрено, что образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

Требований об обеспечении бесплатного присмотра над несовершеннолетним прокурором не заявлялось.

Доводы ответчика Управления образования о том, что дошкольное образование может быть обеспечено в форме семейного образования, самообразования, что отсутствуют места в детских садах, не свидетельствуют о законности бездействия по обеспечению заявителю возможности получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, эти доводы несостоятельны по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.

Судом исследованы представленные прокурором доказательства.

Из сообщения муниципального медицинского учреждения «Частинская ЦРБ» следует, что медицинские противопоказания для посещения детского сада несовершеннолетнему заявителю отсутствуют (л.д. 7).

Несовершеннолетний заявитель занесен в список детей, состоящих на учете для определения в дошкольное образовательное учреждение Частинского района (л.д. 8), законный представитель несовершеннолетнего 7.05.2014 обратился в прокуратуру с жалобой на бездействие Управления образования о том, что ребенок до настоящего времени не обеспечен местом в дошкольном образовательном учреждении (л.д. 5).

Таким образом, Администрация Частинского муниципального района, как орган местного самоуправления, обязана обеспечить ребенка местом в детском дошкольном учреждении для получения бесплатного образования, поскольку соблюдены необходимые условие: наличие возраста - более двух месяцев, и заявление родителей.

С учетом изложенного, не предоставление места в детском дошкольном учреждении при наличии волеизъявления законных представителей несовершеннолетнего, свидетельствует о нарушении конституционного принципа общедоступности дошкольного образования и конституционного права ребенка на бесплатное дошкольное образование.

Довод заявителя об обязании Администрации района и Управления образования предоставить места в дошкольном образовательном учреждении ребенку по месту жительства основан на законе.

Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Абзацем четвертым пункта 2.1. Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 N 5-П определено, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Для реализации этого права органы муниципальных образований обязаны создать достаточную сеть муниципальных дошкольных учреждений, тем самым обеспечить потребность детей дошкольного возраста в получении услуги. При этом при предоставлении места в детском саду должны учитываться требования территориальной доступности.

В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Во исполнение данного требования закона следует возложить на администрацию Частинского муниципального района и Управлению образования Частинского муниципального района предоставить несовершеннолетнему заявителю место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства в с. Частые Пермского края.

До настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении несовершеннолетнему заявителю, достигшему необходимого возраста, не предоставлено, что свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления возложенной на него законом обязанности по обеспечению общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, установлено наличие бездействия органа местного самоуправления.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации Частинского муниципального района Пермского края и Управления образования администрации Частинского муниципального района Пермского края по обеспечению ФИО1 возможности получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении незаконным.

Обязать Администрацию Частинского муниципального района Пермского края и Управление образования администрации Частинского муниципального района Пермского края предоставить ФИО1, <дата> года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства в с.Частые Пермского края.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения в Пермский краевой суд через постоянное судебное присутствие в с.Частые Большесосновского районного суда.

Судья подпись И.А. Аликина

2-163/2014 ~ М-197/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
ПРОКУРОР Частинского района
Другие
АДМИНИСТРАЦИЯ Частинсокго муниципального района Пермского края
УПРАВЛЕНИЕ образования адмиинистрации Частинсокго муниципального района
Суд
Большесосновский районный суд Пермского края
Судья
Аликина Инна Антоновна
Дело на странице суда
bolshesos--perm.sudrf.ru
07.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2014Передача материалов судье
12.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2014Судебное заседание
14.05.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2014Дело оформлено
13.01.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее