Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-48/2019 ~ М-36/2019 от 22.01.2019

Дело № 2-48/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 апреля 2019 года                                                                                пгт. Серышево

Серышевский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Кулагиной И.В.,

с участием помощника военного прокурора Белогорского гарнизона Тарасова И.А.,

при секретаре Наймушиной Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вартанян Евгении Владимировны к Федеральному Государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (2 отдел) о признании отказа в заключении договора социального найма жилого помещения незаконным, обязании заключить договор социального найма жилого помещения, и по встречному иску Федерального Государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к Вартанян Евгении Владимировне, Булатову Сергею Владимировичу, Чигаревой Елене Александровне, ФИО5, ФИО2, ОМВД России по Серышевскому району, о признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Вартанян Е.В. обратилась с иском в суд, в обоснование заявленных требований указав, что она зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, с 09 июня 2006 года. Вместе с ней проживает ее сын - Булатов Сергей Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С 1995 года по 2006 год она и ее семья проживали по адресу: <адрес> (сейчас <адрес>), <адрес>. В 2006 году <адрес> КЭЧ их дом расселила, так как готовила место под строительство детского сада. Ей и ее семье было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, где она и проживает в настоящее время. Документы, подтверждающие право на вселение в данную квартиру, не сохранились, утеряны. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ФГКУ «Востокрегионжилье») МО РФ для заключения с ней договора социального найма на вышеуказанное жилое помещение. В чем ей было отказано. Отсутствие заключенного договора социального найма существенным образом затрагивает ее права и законные интересы. Другой жилой площади у нее не имеется, по указанному жилому помещению она несет бремя содержания и ответственности. Таким образом, в соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ, ст. ст. 60, 62, 69. Жилищного кодекса РФ, просит признать отказ ФГКУ «Востокрегионжилье»(второй отдел) МО РФ в заключении с ней договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным; Обязать 2 ФГКУ «Востокрегионжилье»(2 отдел) МО РФ заключить с ней, Вартанян Евгенией Владимировной, договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>.

В ходе рассмотрения гражданского дела от ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ (2 отдел) судом был принят встречный иск к Вартанян Е.В., Булатову С.В., Чигаревой Е.А., ФИО5, ФИО2, ОМВД России по Серышевскому району о признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, в котором истец ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ указал, что, как следует из представленной Вартанян Е.В. копии трудовой книжки она с 12.02.2007 года по 25.10.2010 года работала гражданским персоналом Серышевской КЭЧ. Единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение после 01 марта 2005 года является договор найма жилого помещения. Так, по информационным ресурсам 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> КЭЧ было предоставлено Вартанян Е.В. на основании договора найма служебного жилого помещения от 09 июня 2006 года. Вместе с тем, в переданных документах ФГУ «<данные изъяты> КЭЧ» сведения по обеспечению жилым помещением Вартанян Е.В., а также документы, подтверждающие отнесение жилого помещения по адресу: <адрес>, к числу служебных, отсутствуют (книга выдачи ордеров с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Кроме того, из сообщения начальника филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО ЖЭ(К)0 от ДД.ММ.ГГГГ /ЖЭ(К)О/ сведения и правоустанавливающие документы, послужившие основанием регистрации Вартанян Е.В. в жилом помещении по адресу: <адрес>, также отсутствуют. Несмотря на это, в соответствии с Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны № 80 от 15.02.2000 года, работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечивались служебными жилыми помещениями. На эти цели выделялось 3% от общей площади жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны. Указанные лица, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, предоставившей им служебное жилое помещение, подлежали выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. Без предоставления другого жилого помещения не могли быть выселены граждане в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Вартанян Е.В. уволена из <адрес> КЭЧ 25 октября 2010 года, после чего, четыре года нигде не работала, затем со 02.12.2014 года по 06.10.2016 года работала в <адрес>», а со 02 декабря 2016 года по настоящее время Вартанян Е.В. работает в ООО <данные изъяты>». Данные организации в структуру Министерства обороны Российской Федерации не входят, следовательно, с 25 октября 2010 года Вартанян Е.В. утратила связь с Министерством обороны РФ и как следствие, право пользования жилым помещением, в связи с чем, Вартанян Е.В. отказано в заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В силу ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», в соответствии с правовыми позициями Конституционного суда РФ (Постановления от 04.04.1996 г. № 9-П и от 02.02.1998 г. № 4-П), сам по себе факт регистрации ответчиков по адресу: <адрес>, не порождает для них каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации их прав и свобод; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Кроме того, на основании приказа заместителя Министра обороны РФ от 02.10.2018 года № 714 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с ч. 1 ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования). <адрес> в <адрес> таковым не является, в связи с чем, договор социального найма жилого помещения на помещения в указанном объекте недвижимого имущества заключен быть не может. В ходе проверки жилого помещения по адресу: <адрес>, установлено, что в жилом помещении фактически никто не проживает, но зарегистрированными значатся: Вартанян Е.В., Булатов С.В., Чигарева Е.А., ФИО5, ФИО2, что подтверждается актом фактического проживания от 24 октября 2018 года, поквартирной карточкой и карточками регистрации. Несмотря на предупреждения, спорное жилое помещение ответчиками не освобождено. Наличие зарегистрированных в квартире лиц, утративших право на проживание в служебном жилом помещении, создает препятствие в распоряжении жилым фондом и реализации права собственника в полном объеме. В соответствии с п. 31 «Правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органам регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда. На основании вышеизложенного, ФГКУ «Востокрегионжилье» (2 отдел <адрес>) просит Серышевский районный суд Амурской области признать Вартанян Евгению Владимировну, Булатова Сергея Владимировича, Чигареву Елену Александровну, ФИО5, ФИО2 утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> обязать ОМВД России по Серышевскому району произвести регистрационные действия, связанные со снятием указанных лиц с регистрационного учета по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истец (ответчик по встречному иску) Вартанян Е.В. в полном объеме поддержала доводы своего искового заявления, настаивала на удовлетворении своих исковых требований, не признала встречные исковые требования в полном объеме, при этом суду показала, что с 1995 года по 2006 год она и ее семья проживали по адресу: <адрес> доме который также находился в собственности Министерства обороны и которым распоряжалась <адрес> КЭЧ. В вышеуказанную квартиру она вселилась с разрешения начальника Серышевской КЭЧ, обратившись с заявлением. Поскольку дома по <адрес> на территории военного городка были старой постройки и без бытовых удобств, военнослужащих с семьями в них не заселяли. В 2006 году на территории домов Министерство обороны планировало строить детский сад и в связи с тем, что их дом подлежал сносу, <адрес> КЭЧ переселила ее с семьей по адресу: <адрес>, где она и проживает до настоящего времени. В настоящее время к Министерству обороны она никакого отношения не имеет, но иного жилья у нее нет и она состоит на учете как нуждающаяся в жилом помещении в администрации. В настоящее время она в квартире зарегистрирована одна, так как остальные члены семьи с регистрационного учета снялись добровольно.

Представитель ответчика (истца по встречному иску) ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ (2 отдел), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В поступившей в суд телефонограмме представитель по доверенности Сергачева А.А. просит о рассмотрении дела без их участия.

Представитель ответчика - ОМВД России по Серышевскому району Герасименко А.В., действующая на основании доверенности, суду показала, что ОМВД России по Серышевскому району не согласен с исковыми требованиями в части привлечения его к участию в деле в качестве соответчика. Ссылаясь на нормы ст. ст. 1, 3, 6, 7 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», пп. е) п. 31 главы V Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, Конституцию РФ указала, что, в случае удовлетворения исковых требований ответчики подлежат снятию с регистрационного учета в силу требований законодательства, в связи с чем, оснований для обязания ОМВД России по Серышевскому району снять их с регистрационного учета не усматривается, и, следовательно, ОМВД России по Серышевскому району соответчиком по исковому заявлению ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ являться не может. Кроме этого, ОМВД России по Серышевскому району не является лицом, нарушившим права организации, заявляющей иск, и не является субъектом спорного правоотношения. Обязать сняться с регистрационного учета, считают, необходимо непосредственных ответчиков, а именно, Вартанян Е.В., Булатова С.В., Чигареву Е.А., ФИО5, ФИО2 Из искового заявления следует, что между истцом и ответчиками (Вартанян Е.В., Булатовым С.В., Чигаревой Е.А., ФИО5, ФИО2) сложились гражданско-правовые отношения, в связи с чем, ОМВД России по Серышевскому району выразить четкую правовую позицию не представляется возможным. На основании вышеизложенного, в удовлетворении исковых требований ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в части обязания ОМВД России по Серышевскому району произвести регистрационные действия, связанные со снятием Вартанян Е.В., Булатова С.В., Чигаревой Е.А., ФИО5, ФИО2 с регистрационного учета, просят отказать, в остальной части исковых требований в связи с тем, что интересы ОМВД России по Серышевскому району не затрагиваются, вопрос о принятии решения просят оставить на усмотрение суда.

Ответчики (по встречному иску) Булатов С.В. и Чигарева Е.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО5, ФИО2, уведомленные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, заявлений, ходатайств в суд не представили.

     Представитель третьего лица – ФГКУ Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, встречные исковые требования поддерживают в полном объеме.

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, заслушав истца (ответчика по встречному иску), заключение прокурора, полагавшего исковые требования ФИО1 незаконными и не подлежащими удовлетворению, а встречные исковые требования ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ подлежащими удовлетворению, выслушав свидетелей, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему:

Свидетель ФИО12 суду показала, что она с ДД.ММ.ГГГГ года работала заместителем начальника домоуправления (ДУ), которое являлось структурным подразделением <адрес> КЭЧ, поэтому ей известно, что Вартанян Е.В. некоторое время работала у них в организации уборщицей. В 2006 году <адрес> КЭЧ было дано указание переселить жильцов из жилых домов по <адрес>. Эти дома подлежали сносу, а на их месте планировалось строительство детского сада. Тех жильцов, кто имел связь с Министерством обороны, переселяли в благоустроенное жилье, а кто не состоял в трудовых отношениях с Министерством обороны, переселяли в неблагоустроенные квартиры. Вартанян Е.В. была переселена в квартиру по <адрес>, ее переселение было вынужденным. В жилом фонде Министерства обороны она проживала с 1995 года. Ордера на предоставление жилого помещения не выдавались, регистрировали жильцов по их заявлению, вселение было законным.

Свидетель ФИО13 суду показала, что она с 1990 года по 2010 год работала техником в домоуправлении <адрес> КЭЧ, то есть до самой ликвидации КЭЧ. С Вартанян Е.В. она знакома и, так как она снимала показания со счетчиков в квартирах, ей известно, что семья Вартанян Е.В. проживала по <адрес>, а затем в 2006 году, когда дома по <адрес> снесли, по указанию <адрес> КЭЧ ее с семьей переселили в квартиру по <адрес>. Вартанян Е.В. раньше работала у них в организации. Ей известно, что никаких документов при переселении жильцам не выдавалось, они писали заявления, их регистрировали в жилом помещении на основании этих заявлений и открывали лицевые счета.

В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве оснований возникновения жилищных прав и обязанностей.

Согласно ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования.

Наем жилого помещения является одним из способов осуществления предусмотренного Конституцией (ст. 40) права граждан на жилище. Конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина Российской Федерации возможность быть обеспеченным постоянным жилищем. Это право предполагает юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также возможность улучшения жилищных условий путем приобретения другого жилья.

Право на жилище обеспечивается посредством предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, на условиях найма жилых помещений у собственников, кооперативного жилищного строительства, а также приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения размеров площади.

Наем гражданами жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда осуществляется посредством заключения нанимателем с органом местного самоуправления договора социального найма жилого помещения.

Согласно ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

Согласно ст. ст. 60 - 63 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ. Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме без установления срока его действия.

В силу ч. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

Из материалов дела следует, что Вартанян Е.В. обращалась в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ по вопросу заключения с ней договора социального найма спорного жилого помещения, однако 2 отделом ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, Вартанян Е.В. отказано в заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.+

Судом установлено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, была предоставлена Вартанян Е.В. в 2006 году <адрес> КЭЧ взамен подлежащего сносу жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, которое ранее – в 1995 году, также было предоставлено её семье <адрес> КЭЧ. Законность вселения её и членов её семьи в указанные жилые помещения подтверждается как представленными в материалы дела поквартирными карточками, карточками регистрации, так и показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей, являвшихся на момент вселения Вартанян Е.В. в указанные жилые помещения должностными лицами <адрес> КЭЧ. Свидетели подтвердили не только факт законности вселения Вартанян Е.В., но и то, что переселение ее из одного жилого помещения в другое было вынужденным, связанным со сносом жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на месте которого планировалось строительство детского сада.

На момент рассмотрения спора в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрирована и проживает Вартанян Е.В., что подтверждается записью в поквартирной карточке и справкой, предоставленными филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВКС ЖЭ(К)О .

Из анализа действующего жилищного законодательства следует, что договор социального найма заключается между собственником жилого помещения и гражданином.

Согласно приказа Министра обороны РФ от 17 декабря 2010 года № 1871 федеральное государственное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ реорганизовано путём присоединения к нему федеральных государственных учреждений, в том числе и Федерального государственного учреждения «Серышевская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ.

В силу ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В соответствии со ст. 58 ГК РФ, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Как установлено в судебном заседании, в соответствии с выпиской из реестра федерального имущества, предоставленной МТУ Росимущества в <адрес> и ЕАО, жилой дом по адресу: <адрес>, закреплен на праве оперативного управления за ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.

Статьёй 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на 1995 год, то есть на момент предоставления Вартанян Е.В. жилого помещения из жилищного фонда МО РФ, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

В соответствии со статьями 28-31, 33, 42, 43 ЖК РСФСР основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма ( социального найма ) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместное решение администрации и профсоюзного комитета предприятия, утверждённое решением органа местного самоуправления.

Согласно статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, единственным основанием для вселения в жилое помещение в доме государственного или общественного жилищного фонда являлся ордер, выдаваемый гражданину на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов.

Между тем, в деле такое решение об обеспечении истца жилым помещением как лица, состоящего на учёте нуждающихся в жилых помещениях, отсутствует.

Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2012 года № 487-р, военный городок пгт. <адрес>, исключен из числа закрытых военных городков.

В силу части 1 статьи 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Согласно статье 105 ЖК РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, названным кодексом и другим законодательством РСФСР.

Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдаётся ордер на служебное жилое помещение.

Согласно пункту 2 постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. № 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.

Из содержания приведённых выше норм материального права следует, что обязательным признаком служебного жилого помещения являлось наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных.

В соответствии с действовавшим на тот период законодательством (ч. 1 ст. 101 ЖК РСФСР) помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42.

Судом установлено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в установленном порядке к служебному жилищному фонду отнесена не была.

Однако, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Между тем, решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, Вартанян Е.В. на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно подпункту «м» пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.

Длительность проживания истца в спорном жилом помещении не указывает о наличии оснований для изменения статуса специализированного жилого помещения на жилое помещение социального использования.

На основании изложенного суд полагает, что оснований для удовлетворения требований Вартанян Е.В. о признании отказа в заключении договора социального найма жилого помещения незаконным, обязании заключить договор социального найма жилого помещения, не имеется, в связи с чем, в их удовлетворении следует отказать.

Разрешая встречные исковые требования ФГКУ «Востокрегионжилье» (2 отдел) о признании Вартанян Е.В., Булатова С.В., Чигаревой Е.А., ФИО5, ФИО2 утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и обязании ОМВД России по Серышевскому району произвести регистрационные действия, связанные со снятием указанных лиц с регистрационного учета по данному адресу, суд приходит к следующему.

Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст.40 Конституции Российской Федерации. При этом, никто не может быть произвольно лишен жилища.

Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, Вартанян Е.В. занимает жилое помещение по адресу: <адрес>. Истец, ссылаясь на то, что ответчики зарегистрированы в спорном жилом помещении в отсутствие законных на то оснований, документы, подтверждающие правомерность их вселения в жилое помещение отсутствуют, фактически в нем не проживают, обратился в суд с настоящим иском.

Вместе с тем, данные доводы как основания для удовлетворения требований, суд находит несостоятельными. Отсутствие у гражданина ордера на занятие жилой площади при фактическом вселении в предоставленное жилое помещение, проживании в нем и исполнении обязанностей нанимателя само по себе не может служить препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением, поскольку надлежащее оформление вселения являлось обязанностью владельца жилого фонда.

Спорное жилое помещение принадлежит на праве собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и в настоящее время находится в оперативном управлении ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.

В силу ч.1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.

В силу ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (ст. 99 ЖК РФ).

Члены семьи нанимателя служебного жилого помещения в соответствии с частью 5 статьи 100 и частями 2 - 4 статьи 31 ЖК РФ имеют равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между ними.

Из норм материального права, регулирующих данные правоотношения, следует, что права членов семьи лица, получившего служебное жилое помещение производны от права самого лица которое получило служебное жилое помещение.

Согласно ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В соответствии с ч.1 ст.103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 ЖК РФ и частью 2 настоящей статьи.

Аналогичные положения содержались и в статьях 105, 107 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период предоставления Вартанян Е.В. жилого помещения, переселение из которого в спорное жилое помещение было вынужденным.

Порядок организации в Министерстве обороны Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии гражданам, проходящим гражданскую службу, работающим по трудовому договору в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооружённых Сил Российской Федерации определяет действующая инструкция об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденная приказом Министерства обороны РФ от 18 июля 2014 года №485.

Так, пунктом 3 Инструкции определено, что лицам гражданского персонала, не обеспеченным жилыми помещениями по месту прохождения службы (работы), на период прохождения службы (работы) в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации предоставляются служебные жилые помещения или жилые помещения в общежитиях.

В соответствии с п. 5 вопросы предоставления служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала рассматриваются Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации или соответствующими региональными управлениями жилищного обеспечения (структурными подразделениями регионального управления).

Из трудовой книжки Вартанян Е.В. усматривается, что она работала в ФГУ «<адрес> КЭЧ района» МО РФ с 12.02.2007 года по 25.10.2010 года, в настоящее время в трудовых либо служебных отношениях с Министерством обороны РФ не состоит, в связи с чем, право пользования служебным жилым помещением утратила.

Часть 2 ст. 103 ЖК РФ определяет перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.

Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - статья 13 Вводного закона) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, ст. 13 Вводного закона дополняет определенный ч. 2 ст.103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставляемых им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (ч.1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.

Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по ее применению следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете).

Согласно п. 2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с ч. 2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан являющиеся малоимущими.

Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было предоставлено Вартанян Е.В. для проживания с семьей <адрес> КЭЧ в 2006 году взамен предоставленного в 1995 году и подлежащего сносу жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, то есть предоставленного до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (с 1 марта 2005 года). Таким образом жилищные правоотношения между Вартанян Е.В. и Министерством обороны РФ возникли в 1995 году и длятся по настоящее время, а не с 2006 года, как ошибочно полагает ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, в связи с чем, в данной ситуации применимы нормы ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

Иного жилого помещения, кроме спорного, Вартанян Е.В. ни в собственности, ни в пользовании не имеет.

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации пгт. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Вартанян Е.В. признана нуждающейся в жилом помещении, и Постановлением главы <адрес> включена в общий список граждан на улучшение жилищных условий под . При таких обстоятельствах, Вартанян Е.В. не может быть выселена из спорного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения.

Учитывая, что требования в части признания Вартанян Е.В. утратившей право пользования жилым помещением удовлетворению не подлежат, следовательно, в требовании о снятии ее с регистрационного учета по адресу: <адрес>, ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ также следует отказать.

Кроме того, как установлено судом, ответчиками Булатовым С.В., Чигаревой Е.А., ФИО5, ФИО2 факт утраты ими права пользования спорным жилым помещением и не оспаривается. В настоящее время ответчики добровольно самостоятельно выехали из спорного жилого помещения, снявшись с регистрационного учета. Данный факт подтверждается записью в поквартирной карточке и справкой, предоставленными филиалом ФГБУ «<данные изъяты> .

При таких обстоятельствах, исковые требования ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ в отношении ответчиков Булатова С.В., Чигаревой Е.А., ФИО5, ФИО2, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (2 ░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, - ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (2 ░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░5, ░░░2 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ___________________________ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 30 ░░░░░░ 2019 ░░░░.

2-48/2019 ~ М-36/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Вартанян Евгения Владимировна
Ответчики
ФГКУ "Востокрегионжилье" 2 отдел
Суд
Серышевский районный суд Амурской области
Дело на сайте суда
serishevskiy--amr.sudrf.ru
22.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.01.2019Передача материалов судье
23.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2019Подготовка дела (собеседование)
05.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2019Судебное заседание
03.04.2019Судебное заседание
29.04.2019Судебное заседание
30.04.2019Судебное заседание
30.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее