УИД 24RS0033-01-2019-002967-52
№ 5-8/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
5 февраля 2020 года город Лесосибирск
Судья Лесосибирского городского суда Красноярского края Бурдуковская Л.А., с участием помощника прокурора г. Лесосибирска Осиповой Е.В., представителя Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Гоман Е.С.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ВИТРАЖ» ОГРН 109454001012 ИНН/КПП 2454020308/ 245401001, юридический адрес: 662544, Красноярский край, г.Лесосибирск, ул.Привокзальная, 12, оф.405, адрес осуществления деятельности: 662547, Красноярский край, г.Лесосибирск, ул. Транспортная, 17 Б,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ВИТРАЖ» при осуществлении хозяйственной деятельности допустило несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при накоплении отходов производства при следующих обстоятельствах.
30 октября 2020 года по результатам проверки, проведенной прокуратурой г. Лесосибирска территории земельного участка, общей площадью 25700 м2, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Транспортная, здание 17Б, установлено, что ООО «ВИТРАЖ» в нарушение требований п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Федеральный закон N 89-ФЗ от 24.06.1998), ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Федеральный закон N 7-ФЗ от 10.01.2002), пункта 3.7 СанПиНа 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», осуществляет накопление отходов лесопиления в виде горбыля из натуральной чистой древесины и опилок из натуральной чистой древесины в отсутствие площадок для временного накопления отходов, отходы лесопиления накапливаются на открытой почве, не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров.
В судебном заседании законный представитель ООО «ВИТРАЖ» Аскеров Т.А. вину признал частично. Суду показал, что общество арендует у гр. ФИО1 земельный участок, общей площадью 25700 кв.м., расположенный по адресу г. Лесосибирск, ул. Транспортная, здание 17Б. На производственной территории расположены железнодорожные пути, основным видом деятельности ООО «ВИТРАЖ» является отгрузка лесоматериалов. Кроме того, на арендуемой территории расположены склады, имеется деревообрабатывающее оборудование. Обнаруженные при проверки 30 октября 2019 года отходы лесопиления на территории общества им не принадлежат, были оставлены другим субаредатором. После проверки все отходы лесопиления с территории общества вывезены.
Исследовав представленные материалы, суд признает вину юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ полностью доказанной.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Частью 1 статьи 39 Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно положениям п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ от 24.06.1998) отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Из содержания статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 следует, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Опилки натуральной чистой древесины и щепа из натуральной чистой древесины отнесены Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 г. № 242, к отходам обработки древесины и производства изделий из дерева, являются отходами V класса опасности.
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80 введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03" (далее по тексу - СанПиН 2.1.7.1322-03).
Как следует из пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.): поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнеетоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Согласно материалам дела, на основании решения и.о. прокурора г. Лесосибирска Волкова И.А. о проведении проверки от 30 октября 2019 года помощником прокурора г. Лесосибирска Шевчик О.Б. проведена проверка соблюдения ООО «ВИТРАЖ» природоохранного законодательства 30 октября 2020 года.
Как установлено в ходе проверки и зафиксировано в постановлении об административном правонарушении, акте проверки, основным видом деятельности ООО «ВИТРАЖ»» является оптовая торговля сырьем и необработанными лесоматериалами, дополнительными видами деятельности – распиловка и строгание древесины, производство деревянных строительных конструкций и столярных изделий, иные, которые осуществляются на промышленной площадке, площадью 25700 м2, расположенной по адресу: Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Транспортная, здание 17Б, находящейся в пользовании общества на основании договора аренды от 29 января 2019 года, заключенного с гр. ФИО1
Согласно акту проверки № 1 от 30 октября 2019 года на территории земельного участка по адресу «Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Транеспортная 17, предоставленного ООО «ВИТРАЖ» по договору аренды установлен факт накопления отходов лесопиления в виде горбыля и опилок натуральной чистой древесины в отсутствие площадок для временного накопления отходов.
Учитывая, что ООО «ВИТРАЖ» осуществляет производственную (промышленную) деятельность, в результате которой образуются отходы, оно обязано соблюдать экологические и санитарно-эпидемиологические требования действующего природоохранного законодательства.
В ходе проведения 30 октября 2019 года обследования земельного участка, на котором общество осуществляет производственную деятельность, установлено, что отходы хранятся под открытым небом, незащищенные от воздействия атмосферных осадков, без искусственного твердого непроницаемого покрытия, чем нарушаются требования п. 2 ст. 39, ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления".
Факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами:
решением и.о. прокурора г. Лесосибирска от 30 октября 2019 года о проведении проверки ООО «КРАСЛЕС», врученным уполномоченному лицу проверяемого общества до начала проверки;
постановлением заместителя прокурора г. Лесосибирска о возбуждении дела об административном правонарушении от 28 ноября 2019 года;
актом № 1 проверки исполнения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования от 30 октября 2019 года, согласно которому на территории ООО «ВИТРАЖ» выявлено складирование отходов лесопиления (горбыль из натуральной чистой древесины, опилки из натуральной чистой древесины) в отсутствии площадок временного накопления отходов;
фотоматериалами, из которых следует, что свалка древесных отходов на земельном участке не огорожена, не обвалована, ров и обособленная сеть ливневых стоков отсутствуют; отходы размещены непосредственно на поверхности земли, искусственное водонепроницаемое химически стойкое покрытие отсутствует, какой-либо защиты сыпучих отходов от атмосферных осадков и ветров не имеется;
- договором аренды от 25 апреля 2019 года между ООО «ВИТРАЖ» и ФИО1, согласно которому ОАО «ВИТРАЖ» предоставлены в аренду здание склада по адресу: Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Транспортная, здание 17А; здание склада по адресу: Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Транспортная, здание 17Б; подъездные пути по адресу: Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Транспортная ;
-договором аренды от 29 января 2019 года между ООО «ВИТРАЖ» и ФИО1, согласно которому ОАО «ВИТРАЖ» предоставлена в аренду территория земельного участка, общей площадью 25700 000 м2, расположенная по адресу: Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Транспортная, здание 17Б;
-выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 24.11.2019, согласно которой основным видом деятельности общества является торговля оптовая лесоматериалами, дополнительными видами деятельности являются распиловка и строгание древесины, иные, юридический адрес общества г. Лесосибирск, ул. Привокзальная 12, оф. 405;
-уставом общества ООО «ВИТРАЖ».
Указанные письменные доказательства отвечают требованиям допустимости, имеют отношение к предмету доказывания, составлены с соблюдением требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласуются между собой. Не доверять представленным доказательствам у суда нет оснований.
В судебном заседании помощник прокурора г. Лесосибирска Осипова Е.В. показала, что 30 октября 2019 года была проведена проверка соблюдения законодательства ООО « ВИТРАЖ» на промышленной базе, расположенной по адресу г. Лесосибирск, ул. Транспортная 17Б. Земельный участок расположен в пределах городской территории. На территории участка были выявлены свалки древесных отходов, относящихся к 5 классу опасности (горбыль, опилки), которые не огорожены, не обвалованы, ров и обособленная сеть ливневых стоков отсутствуют; отходы размещены непосредственно на поверхности земли, искусственное водонепроницаемое химически стойкое покрытие отсутствует, какой-либо защиты сыпучих отходов от атмосферных осадков и ветров не имеется. Настаивают на применении наказания в виде приостановлении деятельности.
Прокурорская проверка проведена в соответствии с требованиями п. 3 ст. 21 Федерального закона 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Приказом Генпрокуратуры России от 17 марта 2017 года N 172 "О некоторых вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 07 марта 2017 года N 27-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". Уполномоченный представитель юридического лица своевременно уведомлен о наличии решения прокурора о проведении проверки.
Как следует из акта проверки № 1 от 30.10.2019, постановления заместителя прокурора г. Лесосибирска о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.11.2019 года, местом совершения административного правонарушения является промышленная территория ООО «ВИТРАЖ» по адресу Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Транспортная, здание 17.
В то же время, в судебном заседании установлено, что ООО «Витраж» осуществляет хозяйственную деятельность на земельном участке по адресу Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Транспортная, здание 17Б, что подтверждается договорорм аренды от 29 января 2019 года. Данное обстоятельство подтверждено в судебном заседании и представителем общества. Неверное указание в акте проверки и в постановлении заместителя прокурора г. Лесосибирска от 28 ноября 2019 года о возбуждении дела об административном правонарушении места его совершения, а именно отсутствие литеры при указании номера, не свидетельствует о незаконности привлечения ООО «ВИТРАЖ» к административной ответственности и не является существенным нарушением, поскольку судом однозначно установлен и подтвержден совокупностью исследованных доказательств факт накопления отходов лесопиления ООО «ВИТРАЖ» на земельной участке адресу Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Транспортная, здание 17Б.
Дело об административном правонарушении в отношении ООО «ВИТРАЖ» возбуждено уполномоченным на то должностным лицом с соблюдением процессуальных норм, права лица, привлекаемого к административной ответственности, прокурором были соблюдены.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения обязательных правил и норм, в материалах дела не имеется. Доказательств, свидетельствующих о том, что ООО «ВИТРАЖ» приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства, при рассмотрении дела не представлено.
Доводы о том, что отходы лесопиления принадлежат иному субъект предпринимательской деятельности, не освобождает ООО «ВИТРАЖ» от ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку доказательств данным заявлениям в судебное заседание не представлено.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что юридическое лицо ООО «ВИТРАЖ» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при накоплении отходов производства.
Согласно ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Учитывая характер и степень общественной опасности административного правонарушения, предусмотренного положениями ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении экологических требований при накоплении отходов лесопиления, оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, не усматривается.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
При решении вопроса о назначении наказания, суд учитывает характер производственной деятельности юридического лица и характер совершенного бездействия, невозможность полного устранения допущенных нарушений в зимнее время суток, тот факт, что общество впервые привлекается к административной ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды. С учетом изложенного, а также руководствуясь принципами справедливости, соразмерности и исполнимости наказания, суд приходит к выводу о целесообразности назначения наказания в виде административного штрафа, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ВИТРАЖ» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 ( сто тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит уплате в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам: ИНН 2466187446, КПП 246601001, УФК РФ по Красноярскому краю ( министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края) р/с 40101810600000010001 в Отделение Красноярск г. Красноярск, БИК 040407001 КБК 032 116 25050 010000 140, ОКТМО 04701000, УИН 0411681900000019002499707.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения копии в Красноярский краевой суд подачей жалобы через Лесосибирский городской суд.
Судья Л.А. Бурдуковская