2-2491-2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 октября 2013 года
Мотовилихинский районный суд г.Перми
В составе председательствующего судьи Комаренко О.П.
При секретаре Петровой Т.В.
С участием представителя истицы Фединой А.В.
Представителя ответчиков Митрофановой Ю.С.
Рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Перми дело по иску Кожевниковой М.С. к Администрации г. Перми, департаменту земельных отношений администрации г.Перми о предоставлении в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, выдаче разрешения на формирование земельного участка
У С Т А Н О В И Л :
Кожевникова М.С. обратилась в суд с иском к Администрации г. Перми, департаменту земельных отношений администрации г.Перми о предоставлении в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, выдаче разрешения на формирование земельного участка.
В ходе рассмотрения дела, 18.09.2013 г. Кожевникова М.С. подала уточненное исковое заявление (л.д.50-52).
В обоснование требований в заявлении указала, что она является инвалидом второй группы, инвалидность установлена бессрочно, так же является ветераном Великой Отечественной войны. Она обратилась в департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью до 2000 кв.м., сроком на 3 года для строительства индивидуального жилого дома. Администрацией г. Перми 26.06.2013 г. принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в первоочередном порядке в связи с отсутствием порядка предоставления земельных участков для данной категории граждан. Считает данный отказ не законным. Предоставление земельного участка инвалидам является исключением из общего правила, закрепленного Земельным кодексом, с учетом судебной практики и позиции Верховного суда РФ. Она нуждается в постоянном уходе, поэтому в ее квартире постоянно проживает внук и правнук, других жилых помещений у нее и ее членов семьи не имеется. Общая площадь квартиры составляет 32 кв.м., в связи с чем на каждого члена семьи приходится по 10.7 кв.м., что ниже установленной в г. Перми учетной нормы площади жилого помещения. Таким образом, она нуждается в улучшении жилищных условий и вправе настаивать на получение в аренду земельного участка для жилищного строительства. Формирование земельного участка в качестве индивидуально-определенной вещи является непременным условием для его вовлечения в гражданский оборот. Просит возложить на администрацию г. Перми обязанность предоставить за плату в аренду земельный участок на срок 3 года для индивидуально-жилищного строительства в первоочередном порядке без торгов. Возложить на администрацию г. Перми, департамент земельных отношений обязанность выдать ей разрешение на формирование земельного участка за счет заявителя, для постановки на кадастровый учет.
Истец в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца Федина А.В. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчиков Митрофанова Ю.С. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать. Пояснила, что из толкования во взаимосвязи части 1 и части 14 статьи 17 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что возможность обеспечения инвалидов жилой площадью непосредственно связана с нуждаемостью указанных лиц в улучшении жилищных условий. Следовательно, предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан. Истцом не представлено документов, подтверждающих тот факт, что она нуждается в улучшении жилищных условий, не представлена справка об отчуждении объектов недвижимости за последние 5 лет. В материалы дела не представлен кадастровый паспорт спорного земельного участка. Несформированный земельный участок в принципе не соответствует понятию земельного участка и объекта недвижимого имущества, следовательно, не может выступать в качестве предмета договора аренды. Истцом заявлено требование о возложении обязанности согласовать и утвердить схему расположения земельного участка. Между тем, с данным требованием в департамент истец не обращался. Истица обращалась с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. Правила разработки, утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории утверждены Постановлением администрации города Перми от 06.03.2009 № 108 (далее - Правила). Пунктом 3 Постановления администрации города Перми от 06.03.2009 № 108 установлено, что департамент земельных отношений администрации города Перми осуществляет утверждение и выдачу схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Порядок и процедура кадастрового учета установлена Законом "О государственном кадастре недвижимости". Основания для выполнения кадастровых работ у департамента отсутствуют. Истец обязан самостоятельно выступить заказчиком кадастровых работ, после чего осуществить постановку земельного участка на кадастровый учет.
Выслушав представителя истца, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования являются не обоснованными и удовлетворению не подлежат.
В судебном заседании установлено, что Кожевникова М.С. является инвалидом 2 группы бессрочно по общему заболеванию, что подтверждается справкой МСЭ-005 № 268075.
04.06.2013 г. Кожевникова М.С. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении ей в аренду сроком на 3 года земельного участка и согласования схемы расположения земельного участка. Предполагаемое место размещение объекта <адрес>.
Департаментом земельных отношений администрации г.Перми на выше указанное заявление был дан ответ от 26.06.2013 года № И-21-01-09-11456, согласно которому в удовлетворении заявления Кожевниковой М.С. было отказано в связи с тем, что у департамента отсутствуют основания для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка. Кроме того, порядок предоставления земельных участков инвалидам федеральным законом не урегулирован. В настоящее время предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется исключительно на торгах. Реализация права, предусмотренного статьей 17 Закона «О социальной защите инвалидов», будет возможна после принятия законов, регулирующих порядок предоставления.
В соответствие с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
На основании ч.1 ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Суд считает, что доводы департамента земельных отношений не обоснованы, поскольку реализация инвалидом предоставленных им законом социальных гарантий не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия механизма урегулирования данного вопроса, отсутствия правил предоставления инвалидам земельных участков.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относится и положение части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Положения ст. 17 названного Федерального закона предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Анализируя содержание указанного Федерального закона, суд приходит к выводу о том, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации инвалидами их права на жилое помещение. В связи с чем, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства поставлено в зависимость только от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
На основании выше изложенного, суд не может признать решение Департамента земельных отношений администрации города Перми от 26.06.2013 г. законным по тем основаниям, что федеральным законом не урегулирован порядок предоставления земельного участка.
Вместе с тем, доводы истицы и ее представителя о незаконности решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду и согласования схемы расположения земельного участка, в связи с тем, что она является нуждающейся в улучшении жилищных условий, суд не может принять во внимание.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в силу пунктов 17 и 18 которых инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет собственных средств.
Правилами предусмотрены основания признания инвалидов нуждающимися в улучшении жилищных условий и порядок их постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, который осуществляется по месту жительства инвалида.
Согласно части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления гражданина, поданного в указанный орган по месту своего жительства.
Таким образом, право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодательством с целью установления дополнительных гарантий реализации данной категорией граждан их прав на жилое помещение, связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий.
Перечень граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указан в ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу ст. 53 ЖК РФ значимым является сам факт совершения действий, которые привели к ухудшению жилищных условий лица, мотив совершения этих действий не имеет правового значения.
Материалами дела установлено, что в собственности у Кожевниковой М.С. имеется квартира, расположенная по адресу <адрес>
Решением Пермской городской думы от 30 мая 2006 года № 103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Утверждена минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Поскольку в момент обращения Кожевниковой М.С. в департамент земельных отношений администрации г. Перми, в квартире, расположенной по адресу <адрес>17, была зарегистрирована только истица, то на ее долю приходилось 32 кв.м., в связи с чем Кожевникова М.С. не являлась нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Поскольку истцом не представлено справки об отчуждении объектов недвижимости за последние 5 лет, а так же истец зарегистрировала в своей квартире внука и правнука, т.е совершила действия, ухудшив тем самым свои жилищные условия, в настоящее время она, в соответствии со ст. 53 ЖК РФ, не вправе считаться нуждающейся в жилом помещении.
Доводы заявителя о необходимости зарегистрировать по своему адресу внука и правнука в связи с тем, что она нуждается в постоянном уходе не имеют значения, поскольку по смыслу ст.53 ЖК РФ значимым является сам факт совершения действий, которые привели к ухудшению жилищных условий лица. Сам мотив совершения лицом этих действий не имеет значения.
Кроме того, истец просит возложить на ответчика обязанность выдать разрешение на формирование земельного участка для постановки его на кадастровый учет. Данные требования так же удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 16 Закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости.
Согласно п.1 ст.20 Закона "О государственном кадастре недвижимости", с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
На основании ч.2 Закона "О государственном кадастре недвижимости", с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Ст.22 Закона "О государственном кадастре недвижимости", установлен перечень документов, необходимых для кадастрового учета.
Необходимым для кадастрового учета документом является в том числе, межевой план.
В соответствии со ст.37 Закона "О государственном кадастре недвижимости", межевой план является результатом кадастровых работ.
Таким образом, поскольку истец вправе самостоятельно выступить заказчиком кадастровых работ и обратиться с заявлением о постановке на учет земельного участка, оснований для возложения на ответчика обязанности выдать разрешение на формирование земельного участка под индивидуальное жилищное строительство за счет заявителя, для постановки на кадастровый учет, у суда не имеется.
На основании выше изложенного, суд считает, что отказ департамента земельных отношений администрации города Перми от 26.06.2013 года прав истицы Кожевниковой М.С. не нарушает, в связи с чем в удовлетворении исковых требований истице следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать Кожевниковой М.С. в удовлетворении иска к Администрации г.Перми, Департаменту земельных отношений о предоставлении в аренду земельного участка площадью до 2000 кв.метров по <адрес> в первоочередном порядке, без торгов, выдаче разрешения на формирование земельного участка под индивидуальное жилищное строительство за счет заявителя, для постановки на кадастровый учет.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.
Судья: О.П. Комаренко
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна.
Судья: О.П. Комаренко