РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 мая 2014 года г.Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Косточкиной А.В.,
при секретаре Крастылевой Е.Л.,
при участии:
представителя истца старшего помощника прокурора ...Ш,
представителя ответчика Б,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1720/2014 по иску Прокурора г.Ангарска, действующего в защиту социальных прав Щ, к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району о возложении обязанности обеспечить санаторно-курортной путевкой,
УСТАНОВИЛ:Прокурор г. Ангарска обратился в суд с иском в интересах Щ к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району о возложении обязанности по обеспечению инвалида путевкой на санаторно-курортное лечение, указав, что Щ является инвалидом 3 группы по общему заболеванию, в связи с чем, в соответствии с действующим законодательством о государственной социальной помощи имеет право на получение набора социальных услуг. В набор социальных услуг входит также предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Проверкой установлено, что путевка на санаторно-курортное лечение в ** г., и по состояниюна ** г.Щ не предоставлена, чем существенно нарушены ее права на получение государственной социальной помощи.
В связи с этим, проситобязать ответчикаустранить нарушенное право и обеспечить Щ путевкой на санаторно-курортноелечениев санаторий по профилю заболевания в соответствии с медицинскими рекомендациями до **г.
Определением суда от ** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Ангарска действующая на основании прав по должности, исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в иске. В связи с возражениями ответчика, пояснила, что не имеет возражений, если суд установит срок обеспечения санаторно-курортной путевкой до ** года.
Истец Щ в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Управления министерства социального развития, опеки и попечительства БуторинаО.Г.,действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.Судупояснила, что Соглашениеммежду Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Иркутской области, утвержденным распоряжением № 2100-р от 30.12.2009 г., Правительству Иркутской области переданы полномочия РФ в части предоставления мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного поезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. В соответствии со ст.6.3. Федерального закона РФ от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и п.4 Положения о предоставлении отдельным категориям граждан в Иркутской области санаторно-курортных путевок, санаторно-курортные путевки предоставляются гражданам, в течение календарного года, в порядке очередности, исходя из даты, а также номера постановки на учет для получения санаторно-курортных путевок.Номер очереди Щ на получение путевки –№.
В ** году Щ была предоставлена санаторно-курортная путевка, но она не смогла поехать на лечение в связи с болезнью мужа. Больше ей путевок не предоставлялось.
Также пояснила, что на сегодняшний день государственные контракты на оказание услуг по санаторно-курортному лечению не заключены и находятся в стадии подготовки. Путевки предоставляются по мере получения финансирования и заключения государственного контракта с соответствующим учреждением на оказание услуг по санаторно-курортному лечению, кроме того просили учесть, что путевки предоставляются в течение календарного года, поэтому требование об обеспечении путевкой в срок до ** является необоснованным.
Третье лицо - Министерствосоциального развития, опеки и попечительстваИркутской областив судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 7 Конституции РФ - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Согласно пункту 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 года № 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Пунктом 3.9 Порядка предусмотрено, что исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Щ является инвалидом 3 группы по общему заболеванию, что подтверждается Справкой № № №. Инвалидность установлена бессрочно.
В 2012 году она обратилась к ответчику с заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение.
Как следует из уведомления о постановке на учет для получениясанаторно–курортных путевок от ** г.,Щ поставлена на учет для получения путевкивсоответствиисрекомендациейсанаторно-курортноголечения по пульмонологическому профилю заболевания, номер очереди №.
По состоянию на ** номер очереди №.
Согласно п.1.3 Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Иркутской области о передаче Правительству Иркутской области осуществления части полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатногопроезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 г. №2100-р Правительству Иркутской области переданы федеральные полномочия в части предоставления проживающим в Иркутской области лицам, признанным инвалидами, услуг по санаторно-курортному лечению по их личным заявлениям об обеспечении путевками на санаторно-курортное лечение и бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Пунктом 2 Соглашения Министерством здравоохранения и социального развития РФ подтверждено, что переданные Правительству Иркутской области федеральные полномочия будут осуществляться Министерством социального развития опеки и попечительства Иркутской области.
Согласно справке для получения путевки, выданной МАНО «Л», уЩ. имеются медицинские показания для санаторно-курортного лечения.Противопоказаний, исключающих направлениена санаторно-курортноелечение, нет. Также отсутствуют и сезонныеограничения лечения.
Таким образом, Щ в соответствии с законом имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение.
Суд не может принять во внимание доводы ответчика в той части, что до настоящего времени не заключены контракты на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение, так как это нарушает права Щ и обеспечение ее путевкой не должно зависеть от отсутствияфинансирования и отсутствие заключенного государственного контракта с соответствующим учреждением на оказание услуг по санаторно-курортному лечению.
Таким образом, истцу не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
При этомучет права граждан на получение указанной услуги введен законодателем не с целью организации очередности на получение социальной государственной услуги, а для обеспечения реализации права граждан на получение социальных услуг в сроки, предусмотренные законом, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг.
Кроме того, по общему правилу, сформулированному в статье 6.3 Федерального закона РФ от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и принятому в соответствии с данной статьейПорядке предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года, периодом предоставления гражданам социальной услуги в виде санаторно-курортного лечения является календарный год и вслучае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальной услуги, периодом предоставления ему социальной услуги является периодс даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что имеются законные основания для удовлетворения исковых требований.
Вместе с тем, суд считает обоснованными доводы ответчика о необходимости установления срока для обеспечения Щ санаторно-курортной путевкой до ** года, поскольку из справки медицинского учреждения не усматривается ограничений по сезону лечения истца.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Прокурора г.Ангарска, действующего в защиту социальных прав Щ, к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району о возложении обязанности обеспечить санаторно-курортной путевкой, удовлетворить.
Обязать Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району устранить допущенное нарушение права инвалида Щ, ** года рождения, обеспечив ее санаторно-курортной путевкой в санаторий по профилю заболевания в соответствии с медицинскими рекомендациями до **
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение будет изготовлено судом ** года.
Судья А.В.Косточкина