Дело № 2-104/2013                                                                                                                      

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Поселок Зырянка                                                                                    10 апреля 2013 года

Верхнеколымский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Друзьянова И.П., с участием представителя заинтересованного лица Венского О.Г., при секретаре Барковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело заявлению прокурора Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования «Поселок Зырянка» об оспаривании бездействия администрации муниципального образования «Поселок Зырянка» Республики Саха (Якутия),

У С Т А Н О В И Л:

01 апреля 2013 года прокурор Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования «Поселок Зырянка», которым просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Поселок Зырянка» Республики Саха (Якутия), выразившегося в не исполнении ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно в непринятии мер по проведению конкурса по отбору управляющей компании в отношении многоквартирного дома по адресу: пос. ________(подал заявления в отдельности по каждому многоквартирному дому).

Определениями судьи от 1 апреля 2013 года заявления прокурора приняты к производству, возбуждены гражданские дела.

При этом, как следует из требований прокурора, по всем заявлениям оспаривается бездействие одного заинтересованного лица, предмет и основания иска являются одинаковыми, дела являются однородными.

В обоснование требований прокурор указывает, что прокурорской проверкой установлено, что у вышеуказанных жилых домов по состоянию на 18 марта 2013 года истекли сроки договоров на управление домами, заключенных по итогам открытого конкурса по выбору управляющей компании, проведенного в 2010 году.

В соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в том случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Между тем, органом местного самоуправления - администрацией муниципального образования «Поселок Зырянка» до настоящего времени собственниками жилых домов способ управления не выбран и конкурс на выбор управляющей компании на территории муниципального образования не проведен.

Определением от 01 апреля 2013 года гражданские дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

Заявитель - и.о. прокурора Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия) Тарасова Л.Ю. представила ходатайство, которым просит рассмотреть заявления без ее участия.

Представитель заинтересованного лица МО «Поселок зырянка» по доверенности Венский О.Г., возражая против требований прокурора, пояснил, что договоры на управление многоквартирным домом по домам по адресам: пос.____ были заключены 06 мая 2010 года, поэтому их действие в соответствии с ч. 5 ст. 162 Жилищного кодекса РФ оканчивается 06 мая 2015 года, то есть договоры заключены на пять лет, ни одна из сторон договора заявлений о прекращении договора до настоящего времени не подавала, поэтому оснований чтобы проводить конкурс не имеется. Что касается домов по адресам: пос.________, то по данным адресам, насколько он знает, было создано ТСЖ «Зеленый двор». В настоящее время органом местного самоуправления проводится ревизия всего жилищного фонда поселка.

Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

12 февраля 2008 года во исполнение решения Районного Совета депутатов муниципального района «Верхнеколымский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от 20 августа 2007 года № 360 между МР «Верхнеколымский улус (район)» РС(Я) в лице Главы муниципального района С. В.Р. и МО «Поселок Зырянка» в лице главы муниципального образования К.А.А. заключен договор о безвозмездной передаче объектов муниципальной собственности муниципального образования «Верхнеколымский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность муниципального образования «Поселок Зырянка» объекты, согласно приложению.

Как следует из перечня объектов жилищного фонда муниципальной собственности муниципального района «Верхнеколымский улус (район)», за исключением приватизированных и служебных квартир и нежилых помещений, передаваемых в собственность муниципальному образованию «Поселок Зырянка» в муниципальную собственность муниципального образования «Поселок Зырянка» переданы жилые дома по адресам: пос. ____________.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления в соответствии с положениями ст. 161 Жилищного кодекса РФ проводит до 01.05.2008 открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 01.01.2007 не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. Субъекты Российской Федерации вправе установить сроки начала и окончания проведения указанных конкурсов для всех или отдельных муниципальных образований при условии их проведения не позднее 01.05.2008.

Наряду с вышеназванной нормой Вводного закона действовала ст. 161 Жилищного кодекса РФ, которой устанавливалось два варианта принятия решения по выбору способа управления многоквартирным домом.

При этом первым вариантом данная норма закона предусматривала выбор способа управления многоквартирным домом на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ). Самостоятельным решением собственников помещений в многоквартирном доме мог быть выбран способ управления многоквартирным домом.

Второй вариант решения по выборам способа управления многоквартирным домом закреплен в ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, согласно которому орган местного самоуправления принимал решение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации, которая будет управлять многоквартирным домом, при условии, если собственники помещений не выбрали способ управления самостоятельно или принятое ими решение не было реализовано. Открытый конкурс орган местного самоуправления мог проводить также в том случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или принятое решение о выборе способа управления не было реализовано.

Таким образом, обязанностью собственников помещений являлся выбор способа управления домом, а если ими не принималось решение или принятое решение о способе управления не было реализовано, то в этом случае решение об управляющей организации для дома принималось в соответствии с проведенным органом местного самоуправления открытым конкурсом и договор с управляющей организацией, избранной на основании конкурса, действовал до принятия решения самими собственниками помещений о способе управления домом.

Кроме того, до проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для многоквартирного дома орган местного самоуправления должен был проинформировать собственников помещений об обязанности выбрать один из способов управления многоквартирным домом, о последствиях неисполнения этой обязанности в виде отбора управляющей компании на основании открытого конкурса, с которой собственники были обязаны заключить договор, которым устанавливался срок его действия, до окончания которого собственники помещений должны были по своему усмотрению разрешить вопрос о способе управления домом.

Как следует из материалов дела, органом местного самоуправления (МО «Поселок Зырянка) в соответствии с ч. 4 ст. 162 Жилищного кодекса РФ на основании результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования «Поселок Зырянка», проведенного 20 апреля 2010 года, по многоквартирным домам по адресу: улица _____заключены договоры управления многоквартирным домом (далее - Договоры управления) от 06 мая 2010 года между управляющими организациями и поселковой администрацией МО «Поселок Зырянка» (л.д. 187-250 том 1).

Пунктом 8.7 Договоров управления предусмотрено, что договор вступает в силу с 06 мая 2010 года и действует 1 (один) год. Пунктом 8.8. предусмотрено, что при отсутствии письменного заявления одной из сторон о прекращении договора за месяц до окончания срока его действия договор считается продленным на три месяца и на тех же условиях, какие были предусмотрены договором. Срок действия настоящего Договор может быть также продлен на три месяца в случаях, установленных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом». В пункте 8.9. указано, что действие настоящего договора может быть продлено Сторонами на новый срок на тех же условиях путем подписания дополнительного соглашения о пролонгации.

Из доводов прокурора следует, что сроки действия Договоров управления истекли, а представитель заинтересованного лица считает, что договоры действуют до 06 мая 2015 года.

В соответствии с положениями ч. 5 и ч. 6 ст. 162 Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирным домом, за исключением договора, заключаемого застройщиком в соответствии с ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, а в случае, указанном в ч. 5 ст. 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год и не более чем три года. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.

В соответствии с ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Исходя из указанных положений закона, договор управления многоквартирным домом, заключенный по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации, заключается на срок не менее чем один год и не более чем три года.

Минимальный и максимальный сроки действия договора управления многоквартирным домом, установленные в императивных нормах ч. 5 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, не могут быть изменены соглашением сторон. Окончание срока действия договора управления автоматически не прекращает действие такого договора. Если ни одна из сторон не заявила о прекращении договора управления по окончании срока его действия, то действие указанного договора пролонгируется на установленный в договоре срок без изменения условий договора (ч. 6 ст. 162 Жилищного кодекса РФ). Договор управления многоквартирным домом вступает в силу в день его подписания сторонами.

По общему правилу, установленному в ч. 7 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, управляющая организация обязана приступить к исполнению ее обязанностей, установленных в договоре управления, не позднее чем через 30 дней со дня его подписания.

Судом установлено, что с 2010 года по настоящее время по вышеуказанным домам обслуживающими организациями являются те управляющие организации, которые указаны в Договорах управления и ни одна из сторон договора с момента заключения договоров не заявляла о прекращении договора управления многоквартирным домом.

Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяют сделать вывод о том, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования.

Такой договор может быть прекращен в одностороннем порядке только по инициативе собственников помещений по основаниям, установленным законом, а именно частями 8.1 и 8.2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, а также в случаях, определенных соглашением сторон.

Односторонний отказ управляющей организации от исполнения договора управления многоквартирным домом, действующим законодательством не предусмотрен.

Таким образом, в силу положений частей 5 и 6 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, Договоры управления по истечении одного года со дня их заключения считается продленными на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором - по 06 мая 2013 года (максимальный срок действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации).

При этом требования прокурора суд считает подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 3 ст. 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом (часть 8.1 ст. 162 Жилищного кодекса РФ).

Часть 6 ст. 162 Жилищного кодекса РФ устанавливает общее правило о пролонгации договора управления: при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором. Из этого правила есть исключение - пролонгация договора, заключенного по результатам открытого конкурса, невозможна.

Часть 6 ст. 161 ЖК РФ предписывает органу местного самоуправления созвать собрание собственников помещений для решения вопроса о выборе способа управления не позднее чем за месяц до окончания срока действия договора, заключенного по результатам открытого конкурса. Если до окончания срока действия этого договора решение так и не было принято либо принятое решение не было реализовано, орган местного самоуправления обязан провести новый открытый конкурс (часть 4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).

Между тем доказательств того, что собственники помещений в многоквартирном доме по адресам: _____до настоящего времени приняли решение о выборе или об изменении способа управления этим домом, либо принятое решение было реализовано, суду не представлено.

Поэтому орган местного самоуправления не позднее чем за месяц до окончания срока действия Договоров управления, то есть до 06 апреля 2013 года обязан был созвать собрание собственников помещений для решения вопроса о выборе способа управления.

Сведений о том, что собственниками многоквартирных домов, по адресу: пос. Зырянка, улица Леликова, дом 2 «б», дом 2 «а», принято решение о выборе или об изменении способа управления этими домами и принятое решение было реализовано, суду также не представлено.

Неисполнение органом местного самоуправления возложенной на него жилищным законодательством обязанности нарушает права собственников многоквартирных домов на благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

При таких обстоятельствах требования прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно п.п. 9 п. 1 ст. 333.36. Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, заинтересованное лицо как орган местного самоуправления также освобождено от уплаты государственной пошлины согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 193 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░: ______- ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 15 ░░░░░░ 2013 ░░░░.

       ░░░░░:                                                                                           ░. ░. ░░░░░░░░░

2-104/2013 ~ 2-88/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Верхнеколымского района
Другие
администрация МО "Поселок Зырянка"
Суд
Верхнеколымский районный суд
Судья
Друзьянов Иван Поликарпович
01.04.2013[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2013[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.04.2013[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2013[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2013[И] Передача материалов судье
04.04.2013[И] Предварительное судебное заседание
10.04.2013[И] Судебное заседание
17.04.2013[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2013[И] Дело оформлено
17.05.2013[И] Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее