РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29.11.2011 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Колесник О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Тарасовой Е.А. о признании недействительным распоряжения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара и возложении на Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обязанности осуществить действия,
УСТАНОВИЛ:
Тарасова Е.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара и возложении на Департамент обязанности изготовить и утвердить проект границ земельного участка под многоквартирным домом с придомовой территорией, расположенного по адресу: <адрес>ёзовый проезд, <адрес>.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара с заявлением о формировании земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, Берёзовый проезд, <адрес>. К заявлению приложила следующие документы: кадастровый план территории; форма № Ростехинвентаризации (архивная справка); копию паспорта; копию свидетельства о собственности на квартиру; информацию о зарегистрированных правах из УФРС по <адрес>; копию генерального плана, однако земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учёт.
Письменных ответов по её заявлению от Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара она не получала.
В соответствии со ст.16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учёта земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил землепользования и застройки г.о. Самара, органы местного самоуправления устанавливают правила землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований, регулирующие использование и изменение объектов недвижимости посредством введения градостроительных регламентов.
Согласно п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями и т.д.
В последующем она неоднократно уточняла свои требования, окончательно просила признать недействительным распоряжение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-977 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, под многоквартирный жилой дом»; обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара опубликовать о признании недействительным вышеуказанного распоряжения; изготовить и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, под многоквартирным жилым домом с элементами озеленения и благоустройства и иными предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства, площадью 2 261 кв. м и изготовить межевой план для постановки вышеуказанного земельного участка на государственный кадастровый учет в ФБУ «Кадастровая палата» по <адрес> в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения.
В судебном заседании заявитель и её представитель заявленные требования с учётом уточнений, поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель ООО «Самара-Базис», привлечённого к участию в деле, также возражал против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что требования Тарасовой Е.А. являются необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно положениям ст.255 ГПК РФ и п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения части перовой Гражданского кодекса РФ», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственного органа государственной власти недействительным, является одновременное наличие двух условий - незаконности правового акта, действия (бездействия) государственного органа и нарушение прав и законных интересов или создание препятствий к осуществлению прав и свобод, обратившегося в суд с соответствующим требованием физического лица.
Статьёй 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие, принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Тарасова Е.А. обратилась в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара с заявлением о формировании земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, Берёзовый проезд, <адрес>, с приложением: кадастрового плана территории; формы № Ростехинвентаризации (архивная справка); копии паспорта; копии свидетельства о праве собственности на квартиру; информации о зарегистрированных правах из УФРС по <адрес>; копии генерального плана.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, т.е. ранее, чем Тарасова Е.А., в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обратился Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о формировании земельных участков, в том числе и земельного участка под домом № по <адрес>ёзовый проезд.
Заявление от Департамента управления имуществом г.о. Самара принято в работу Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара.
Установлено, что на основании протокола заседания единой комиссии Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара заключён муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №КС-ПИР-0-0174-11 с МП г.о. Самара «Архитектурно-планировочное бюро», предметом которого является выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков, расположенных под многоквартирными жилыми домами признанными аварийными и подлежащих реконструкции или сносу в городском округе Самара, осуществление постановки вышеуказанных земельных участков на государственный кадастровый учёт.
В соответствии с техническим заданием, которое является неотъемлемой частью муниципального контракта, жилой дом по адресу: <адрес>, Берёзовый проезд, <адрес>, включён в список адресов земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, под №.
Содержание работ по данному муниципальному контракту изложено в техническом задании.
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-977 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 478 кв. м по адресу: <адрес> под многоквартирный жилой дом» с Приложением №, постановка указанного земельного участка на кадастровый учёт в ФБУ «Кадастровая палата» по <адрес> с кадастровым номером 63:01:0318002:807.
Установлено, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>-0-1 Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара сообщил о формировании испрашиваемого земельного участка, выпуске Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № РД-977 и об изготовлении межевого плана для постановки участка на государственный кадастровый учет в ФБУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес>.
В соответствии с п. 1.1 Постановления Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий», Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара определён уполномоченным органом по земельным участкам для размещения отдельно стоящих рекламоносителей, по земельным участкам под многоквартирными домами (в том числе признанными аварийными и подлежащими сносу и (или) реконструкции), по земельным участкам, предоставляемым для целей, не связанных со строительством, в том числе предоставляемым под размещение временных объектов (занимаемые временными объектами).
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П Департаментом управления имуществом г.о. Самара направлено заявление от ДД.ММ.ГГГГ № о формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома с приложением. Жилой дом по адресу: <адрес> указан в прилагаемом перечне многоквартирных домов, признанных аварийными до 2007 года под №.
Согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу Главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Доказательств тому, что оспариваемое распоряжения Департамента строительства и архитектуры повлекло нарушение прав и свобод Тарасовой Е.А., которой изначально было подано заявление о формировании земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, не представлено.
С учётом изложенного, оснований для удовлетворения требований Тарасовой Е.А. в указанной части, не имеется.
Требования Тарасовой Е.А. о возложении на Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обязанности изготовить и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес> под многоквартирным жилым домом с элементами озеленения и благоустройства и иными предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства, площадью 2 261, кв. м, также не подлежат удовлетворению.
Согласно пунктам 66-68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» определена правовая позиция о правах на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома и способах защиты таких прав, в том числе разъяснено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе обратиться с иском об установлении границ земельных участков, а также с заявлением об оспаривании действий (бездействий) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, а также предшествующих распоряжению земельным участком действий.
Судом установлено, что схема расположения рассматриваемого земельного участка Департаментом строительства и архитектуры утверждена, права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном жилом доме не нарушены.
Доказательств необходимости утверждения схемы под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, с элементами озеленения и благоустройства и иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства, площадью 2261 кв. м, суду не представлено.
Согласно ст.36 Жилищного кодекса РФ границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, то есть в соответствии с проектом межевания территории данного земельного участка.
Судом установлено, что в рамках реализации целевой программы г.о. Самара «Развитие застроенных территорий г.о. Самара» на 2009-2015 годы, утверждённой Решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно протоколу о результатах аукциона от ДД.ММ.ГГГГ №.4, между Главой г.о. Самара и ООО «Самара-Базис» заключён договор № о развитии застроенной территории в границах улиц Ветвистой и Сергея Лазо в <адрес> г.о. Самара.
Согласно п. 1.2 вышеуказанного договора жилые дома по ул. <адрес>, 14 подлежат сносу. В соответствии п.3.1.2 договора ООО «Самара-Базис» обязано создать либо приобрести, а также передать в муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на территории не позднее 3 (трёх) лет с момента утверждения проекта планировки и проекта межевания территории.
Судом установлено также, что в настоящее время ООО «Самара-Базис» разрабатывается проект планировки застроенной территории. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес>-0-0 ООО «Самара-Базис» направило документацию по планировке территории в границах улиц Ветвистой и Сергея Лазо в <адрес> г.о. Самара в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Самара-Базис» представлен план развития застроенной территории в границах улиц Ветвистой и С. Лазо в <адрес> г.о. Самара.
Ежемесячно ООО «Самара-Базис» предоставляет отчёт о ходе выполнения обязательств из Договора (п. 3.1.6 Договора).
Согласно ч. 3 п. 9 ст. 46.2 Градостроительного кодекса РФ обязательство органа местного самоуправления после выполнения лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, обязательств, предусмотренных пунктами 3-5 настоящей части, предоставить указанному лицу без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (если распоряжение такими земельными участками осуществляется органом местного самоуправления) и которые не предоставлены в пользование и (или) во владение гражданам и юридическим лицам; максимальные сроки выполнения указанного обязательства.
С учётом изложенного, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, принимая во внимание то, что доказательств необходимости утверждения схемы под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, с элементами озеленения и благоустройства и иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства, площадью 2261 кв. м, суду не представлено, суд приходит к выводу о том, что права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном жилом доме не нарушены, в связи с чем, заявленные Тарасовой Е.А. требования не подлежат удовлетворению.
То обстоятельство, что решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным распоряжение Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р в части п. 44 Приложения к постановлению администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О сносе многоквартирных домов, признанных аварийными, а именно <адрес>ёзовый проезд, с исключением указанного дома из перечня домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, не может служить основанием для признания оспариваемого распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, поскольку доказательств необходимости утверждения схемы расположения земельного участка площадью 2 261 кв. м не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Тарасовой Е.А. о признании недействительным распоряжения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара и возложении на Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обязанности осуществить действия – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в 10-дневный срок через Ленинский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья