Решение изготовлено в полном объеме 28.04.2017 года
Дело № 2-437/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«24» апреля 2017 года г. Чехов
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Трощило А.Е.
при секретаре судебного заседания ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к ФИО2, ФИО3 об истребовании части земельного участка из чужого незаконного владения,
У С Т А Н О В И Л :
Первоначально истец, Комитет лесного хозяйства Московской области, обратился в суд с иском к ответчику, ФИО2, об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка с кадастровым №, площадью 1 175,66 кв.м., относящегося к кварталу 57 выделу 15 Подольского сельского участкового лесничества, в заявленных границах, мотивируя свои требования тем, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда квартала 57 выделу 15 Подольского сельского участкового лесничества, право собственности на которые зарегистрировано за Российской ФИО1 и никем не оспорено. Из земель лесного фонда спорный земельный участок не выбывал, в установленном законом порядке его категория не изменялась, в связи с чем ответчик занимает его незаконно.
В связи с отчуждением спорного земельного участка в процессе рассмотрения настоящего гражданского дела ответчиком ФИО2, судом в качестве соответчика был привлечен новый собственник земельного участка – ФИО3
Представитель истца, Комитета лесного хозяйства Московской области по доверенности ФИО9, в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснила, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, согласования о переводе земель лесного фонда в иную категорию не проводилось.
Ответчик, ФИО2, его представитель по доверенности ФИО10 в судебное заседание явились, исковые требования не признали, возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили применить срок исковой давности (л.д.55-58).
Ответчик ФИО3 в судебное заседание явился, исковые требования не признал, пояснил, что он является добросовестным приобретателем земельного участка.
3-е лицо, представитель Администрации Чеховского муниципального района Московской области по доверенности ФИО11, в судебное заседание явилась, исковые требования оставила на разрешение суда.
3-и лица, представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области, в судебное заседании не явились, извещены, направили в суд заявления о рассмотрении дела без их участия.
3-е лицо, представители Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице территориального управления по Московской области, ПАО Сбербанк, в судебное заседание не явились, извещены.
При таких обстоятельствах суд, учитывая мнение участников процесса, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, представленные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО2 и ФИО3, последний является собственником земельного участка с кадастровым №, площадью 2 000 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенный вид использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, СП Баранцевское, д. Бершово, что подтверждается договором купли-продажи, выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ.
Ранее земельный участок принадлежал ФИО2 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной ФИО4 права от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРП (л.д.16,54).
Указанный земельный участок внесен в ГКН ДД.ММ.ГГГГ, границы установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, что подтверждается материалами кадастрового дела, кадастровой выпиской на земельный участок (л.д.49-53,66-78).
Согласно выписки из государственного лесного реестра о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах от ДД.ММ.ГГГГ, собственником лесного участка - квартала 57 выдела 15 (по предыдущему лесоустройству квартал 33 выдел 18) Подольского сельского участкового лесничества, площадью 2,3 га, является Российская Федерация, категория земель – земли лесного фонда, целевое назначение лесов – защитные леса, категории защитных лесов – зеленые зоны (л.д.12,21).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ государственным лесным инспектором Московской области ФИО12 составлен акт осмотра территории лесного участка в выделе 15 квартала 57 Подольского сельского участкового лесничества, согласно которого земельный участок с кадастровым № частично накладывается на лесной участок площадью 1 175,66 кв.м., участок не огорожен, следов освоения нет (л.д.9-11).
К акту осмотра территории лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ Подольского сельского участкового лесничества, квартал 57 выдел 15 представлены: фототаблица, карта-схема, чертеж лесного участка, выкопировка с планшета №, таксационное описание, справка о пересечении границ земельного участка с землями лесного фонда (л.д.10,11,15,18-20).
Ст. 7 Лесного кодекса РФ определено, что лесным участком является земельный участок, границы которого выделяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации и основаны на материалах лесоустройства.
Границы земель лесного фонда — лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1,3 статьи 6, статьи 7,67-169 ЛК РФ).
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса РФ). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 года № 496 I «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственной лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
В соответствии с п. 1 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации границы лесов и лесного фонда определяются и устанавливаются при проведении лесоустройства.
Ст. 14 Федерального закона от 04.12.2004 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что до определения границ лесного фонда в утвержденных лесных регламентах следует руководствоваться лесоустроительной документацией.
С учетом установленных обстоятельств, суд считает, что представленная истцом лесоустроительная документация является допустимым доказательством, отражающим достоверные сведения о местоположении границ квартала 57 выдела 15 Подольского сельского участкового лесничества.
Также, согласно представленным представителем Администрации Чеховского муниципального района Московской области сведениям Ведомственной информационной системы Главархитектуры Московской области, имеется пересечение земельного участка с кадастровым № с землями лесного фонда (58,51% - 100%). Согласно картографическому описанию к Закону Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О статусе и границах Чеховского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» земельный участок с кадастровым № расположен на территории сельского поселения Баранцевское, д. Бершово Чеховского района, вне границ населенного пункта (л.д.140,141).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству ответчиков по делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, которая была поручена эксперту ООО «Полюс» ФИО13 (л.д.62,63).
Согласно выводов эксперта, изложенных в заключении №, фактические границы земельного участка с кадастровым №, площадью 2 000 кв.м, определить не удалось, ввиду отсутствия таких границ на местности. Границы земельного участка на местности определялись в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости. Таким образом, определить, соответствует ли фактическое местоположение земельного участка сведениям, содержащимся в ГКН, не представляется возможным. Земельный участок расположен в зоне жилой застройки д. Бершово. На местности присутствуют признаки освоения земельного участка: установлен электрический столб, присутствуют признаки вырубки деревьев. На земельном участке присутствует древесно-кустарниковая растительность. При обследовании территории не были обнаружены четкие признаки прохождения границы квартала (квартальные столбы и др.). Таким образом, определить на местности геодезическим способом точное прохождение границы выдела 15 квартала 57 Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества не представляется возможным. Установить, имеется ли факт наложения (пересечения) или отсутствия наложения (пересечения) границ земельного участка с кадастровым № с границами земель лесного фонда квартала 57 выдела 15 Подольского сельского участкового лесничества согласно представленному графическому материалу с учетом погрешности не представляется возможным (л.д.80-97).
В связи с тем, что эксперт не смог ответить на поставленные судом вопросы, по ходатайству ответчика ФИО2 и его представителя судом была назначена дополнительная судебная землеустроительная экспертиза, которая была поручена другому эксперту – ФИО14 (л.д.143-145).
Согласно заключения эксперта № (76-Ф/17), по представленным материалам не представляется возможным провести сравнительный анализ соответствия фактических данных сведениям, содержащимся в представленной лесоустроительной документации и установить достоверное местоположение границ лесного земельного участка относительно границ земельного участка с кадастровым № собственника ФИО2, местоположение которого установлено в соответствии с требованиями земельного законодательства, и не представляется возможным установить, имеется ли наложение фактических и (или) кадастровых границ спорного земельного участка с кадастровым № на границы лесного земельного участка выдела 15 квартала 57 Подольского сельского участкового лесничества.
В соответствии с ч. 3 ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 ГПК РФ.
Исходя из положений ч. ч. 1 - 3 ст. 67 ГПК РФ, суд должен оценить доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Анализируя выводы проведенных по делу экспертиз, суд не может положить их в основу решения, поскольку эксперты не смогли определить наличие или отсутствие наложения земельного участка ответчика на земли государственного лесного фонда, не смогли ответить на поставленные судом вопросы и опровергнуть доводы истца.
Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего:
На основании ст. ст. 3, 67-69 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» границы земель лесного фонда считаются определенными даже без проведения процедуры постановки на кадастровый учет и процедуры определения границ.
В соответствии со статьей 4 Закона СССР от 17 июня 1977 года № 5906-IX «Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик» все леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд, который подразделялся на: леса государственного значения, то есть леса, находившиеся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городские леса, закрепленные леса (в их число, в частности, входили леса, закрепленные за совхозами) и леса заповедников; колхозные леса, то есть леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
Статьей 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 6 марта 1993 года № 4616-1, подтверждалась принадлежность всех лесов и предоставленных для ведения лесного хозяйства земель к землям лесного фонда.
Статьей 3 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 01.01.2007 года, установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. При этом согласно ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Земельный кодекс РФ устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в том числе отдельную категорию составляют земли лесного фонда (статья 7).
Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда. Отношения по предоставлению или «передаче иным образом лесных участков, как ограниченных в обороте объектов, производится только на основании Лесного Кодекса РФ».
Границы земель лесного фонда определяются в соответствии с лесным законодательством, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (п. 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ).
Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В силу ст. 9 Лесного кодекса РФ к участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительность, и участки нелесных земель.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности осуществляется Российской Федерацией.
Таким образом, федеральная собственность на лесные участки признана в силу закона, а не в силу зарегистрированного права собственности Российской Федерации.
Право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки возникло до введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества и сделок с ним».
Обязательность процедуры перевода земель из земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной им в постановлении от 09 января 1998 года № 1-П по делу о проверке конституционности положений Лесного кодекса Российской Федерации. В частности, указано, что лесной фонд является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Иное толкование приводило бы к несоразмерному ограничению права собственности Российской Федерации, поскольку означало бы, что прекращение права федеральной собственности на участок лесного фонда в результате автоматического перевода спорного участка из земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) происходит по воле и в интересах муниципального образования в отсутствие согласия самого собственника - Российской Федерации и при игнорировании того обстоятельства, что лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода.
Как установлено, Правительством Российской Федерации решения о переводе спорных земельных участков из земель лесного фонда в нелесные земли не принималось, Российская Федерация не лишалась собственности на эти земельные участки. Таким образом, спорный земельный участок, является лесным участком и находится в федеральной собственности.
Статья 92 Лесного кодекса РФ определяет, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В свою очередь, ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» устанавливает, что государственный кадастровый учет, осуществленный до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признается юридически действительным, и такие объекты недвижимости считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Установление границ лесного фонда и определение их на местности осуществляются в процессе проведения лесоустройства (ст. 68 Лесного кодекса РФ). Планово-картографические карты в виде лесоустроительного планшета являются основной лесной картой, составленной на геодезической или картографической основе.
Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
В соответствии в п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение только земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Судом установлено, что передача лесного участка из состава земель лесного фонда в собственность ответчика, до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель, в установленном порядке не проводилась.
В материалах дела отсутствуют допустимые доказательства изъятия земельного участка из состава земель лесного фонда и переводе его в земли иных категорий в установленном законом порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Статья 11 Федерального закона РФ от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» определяет особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 11 вышеуказанного Закона перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае... установления или изменения границы населенного пункта...
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит... карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа... Процедура подготовки, рассмотрения и утверждения генерального плана поселения регулируется статьями 23, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в следующих случаях... если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда...
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов. Законодатель установил возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной форме собственности, при изменении границ населенных пунктов, исключительно по согласованию с собственником - Российской Федерацией в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Из приведенных норм закона следует, что даже с включением земель государственного лесного фонда в границы поселения, автоматического перевода земель в муниципальную собственность не происходит. Лесной контроль на землях государственного лесного фонда, в силу п. 5 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а не органы местного самоуправления.
Администрация Чеховского района Московской области не обладала полномочиями по распоряжению землями лесного фонда. Принятие соответствующего решения органом, не уполномоченным на распоряжение федеральной собственностью, означает, что воля собственника на отчуждение соответствующего имущества отсутствует, соответственно, имеются правовые основания для истребования имущества у добросовестного приобретателя на основании ст. 302 ГК РФ.
По смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли (п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 года № 10/22).
В соответствии со статьей 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301-304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного владения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
Согласно п. 53 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Как установлено судом, право собственности на спорный земельный участок с кадастровым № зарегистрировано за ответчиком ФИО3
В соответствии с п. 2 ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу п. 2 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
С доводами ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности суд не может согласиться по следующим основаниям:
Заявляя настоящий иск, Комитет лесного хозяйства по Московской области в целях восстановления права Российской Федерации на земли лесного фонда, находящиеся в незаконном владении ответчика, ссылался в исковом заявлении на положения ст. 301 ГК РФ.
В соответствии со ст. 301 Гражданского кодекса РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения и к таким исковым требованиям применяется общий срок исковой давности, который в силу ст. 196 Гражданского кодекса РФ составляет три года.
Положениями п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ регламентировано, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что в силу п. 1 ст. 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.
Согласно пункту 11 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области от 26.06.2012 № 863/22 «Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области» (далее - Положение) основными задачами Комитета являются, в том числе, осуществление контроля и надзора в области лесных отношений, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений.
Комитет лесного хозяйства Московской области осуществляет свои полномочия в пределах земель лесного фонда, расположенных на территории Московской области (п. 12.1 Положения).
Пунктом 14.5 указанного Положения установлено, что Комитет может обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.
Истцу стало известно о нарушении права ДД.ММ.ГГГГ, когда государственным инспектором был произведен осмотр территории лесного фонда в квартале 57 выдела 15 Подольского сельского участкового лесничества и составлен соответствующий акт осмотра территории лесного участка. Требования заявлены в декабре 2016 года, т.е. в установленный ст. 196 ГК РФ трехлетний срок исковой давности.
Постановку спорного земельного участка на кадастровый учет с категорией - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, нельзя считать моментом начала течения срока исковой давности, т.к. из содержания указанных документов истец не узнал и не мог узнать о фактическом расположении участка ответчика именно на землях лесного фонда.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, факт расположения спорного земельного участка в квартале 57 выдела 15 на землях лесного фонда, был установлен в ходе осмотра территории Подольского сельского участкового лесничества ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29,10).
Иных обстоятельств, которые могли бы повлиять на осведомленность истца о нарушении прав Российской Федерации ответчиками суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности истцом не пропущен.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, при этом названная статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств, опровергающих доводы истца, ответчиками суду не представлено.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд, -
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Комитета лесного хозяйства Московской области к ФИО2, ФИО3 об истребовании части земельного участка из чужого незаконного владения, - удовлетворить.
Истребовать из незаконного владения ФИО3 земельный участок с кадастровым № в части наложения на земли государственного лесного фонда площадью 1 175,66 кв.м. квартала 57 выдела 15 Подольского сельского участкового лесничества в следующих границах:
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
Настоящее решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ «ФКП Росреестра по Московской области» для исключения из ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым №, площадью 2 000 кв.м., расположенном по адресу: Московская область, Чеховский район, СП Баранцевское, д. Бершово.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд Московской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.Е. Трощило