Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело № 2 – 116/2014
с. Армизонское 26 сентября 2014 года
Армизонский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего федерального судьи Л.А. Рахимовой,
с участием заместителя прокурора Армизонского района Сиберт Л.А.,
представителя ответчика – администрации Армизонского сельского
поселения Баянова А.А.,
при секретаре А.Б. Азнабаевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Армизонского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Армизонского сельского поселения об обязании обеспечить открытость и доступность сведений в сети «Интернет»,
у с т а н о в и л:
Прокурор Армизонского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику администрации Армизонского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области о понуждении к соблюдению требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в деятельности ответчика, по результатам которой установлено, что на официальном сайте администрации по адресу: www.armizon.admtyumen.ru, имеется не вся необходимая для размещения информация. Просил обязать ответчика устранить нарушения федерального законодательства в сфере обеспечения доступности информации о деятельности органа местного самоуправления; разместить информацию о деятельности администрации Ивановского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
В судебном заседании заместитель прокурора Сиберт Л.А. исковые требования поддержала в части размещения информации о закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в остальной части иска заявила о своем отказе от иска в, т.к. установлено, что администрацией Армизонского сельского поселения требования, изложенные в исковом заявлении в остальной части выполнена и необходимая информация размещена на официальном сайте.
Определением Армизонского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Армизонского сельского поселения об обязании обеспечить открытость и доступность сведений в сети «Интернет» в части размещения информации: о результатах проверок проведенных в администрации, о состоянии защиты населения и территории от чрезвычайных ситуациях и принятых мерах по обеспечению их безопасности, а также иной информации, подлежащей доведению органом местного самоуправления до сведений граждан и организаций, текстов решений Думы Армизонского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ г, № №, прекращено.
Представители ответчика - администрации Армизонского сельского поселения Баянов А.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение заместителя прокурора Армизонского района Сиберт Л.А., полагавшей исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Согласно ч. 2 ст. 10 Закона № 210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется: подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запросов и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 4). Конкретизируя данные принципы, статья 5 того же Федерального закона предусматривает, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если такая информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну; перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливается федеральным законом.
Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления согласно ч. 2 ст. 6 Закона № 8-ФЗ является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».
В силу ч. 1 ст. 10 Закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления включает в себя, среди прочего, административные регламенты, стандарты муниципальных услуг, целевые программы, принятые в соответствующем порядке.
Статьями 13, 14 Закона № 8-ФЗ установлены требования к объему и периодичности размещаемой в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления.
В силу ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» при утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети «Интернет», сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 декабря 2011 года № 1624-О-О, такое законодательное регулирование направлено на создание условий (гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества, и согласуется с принятой Советом Европы 27 ноября 2008 года Конвенцией о доступе к официальным документам (преамбула, статья 3), в которой подчеркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе и которая вместе с тем не исключает ограничений права на доступ к официальным документам при условии, что эти ограничения четко установлены законом, являются необходимыми и соразмерными целям защиты общепризнанных в демократическом обществе ценностей.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что прокурорская проверка исполнения федерального законодательства показала, что на официальном сайте администрации www.armizon.admtyumen.ru информация о закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не доведена до пользователей.
Доказательств обратного суду не представлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 24 Конституции РФ, Федерального закона № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. ст. 12, 56, 67, 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Армизонского района удовлетворить.
Обязать администрацию Армизонского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу устранить нарушения федерального законодательства в сфере обеспечения доступности информации о деятельности органа местного самоуправления с использованием Интернет - ресурсов, разместить информацию о деятельности администрации Армизонского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а именно информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Армизонский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий Рахимова Л.А.