Дело № 2-736/2019
24RS0013-01-2018-003609-43
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 февраля 2019 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Демидовой В.В.,
при секретаре Шевченко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ Зеледеевская СОШ, администрации Емельяновского района Красноярского края об обязании прекратить эксплуатацию помещений для оказания услуг по обучению, воспитанию и питанию детей до устранения санитарно – эпидемиологических требований, обязании обеспечить финансирование для устранения нарушений санитарно – эпидемиологических требований,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Зеледеевская СОШ об обязании прекратить эксплуатацию помещений для оказания услуг по обучению, воспитанию и питанию детей до устранения санитарно – эпидемиологических требований, к администрации Емельяновского района Красноярского края об обязании обеспечить финансирование для устранения нарушений санитарно – эпидемиологических требований в помещениях по адресу: <адрес>. Требования мотивировало тем, что в мае 2018 года из Главного следственного управления СК России по Красноярскому краю поступила информация о том, что учащиеся МБОУ «Зеледеевской СОШ» вынуждены учиться в помещениях, не приспособленных для занятий, в зданиях администрации п. Зеледеево и сельского клуба п. Зеледеево. Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю организована и проведена внеплановая выездная проверка, в результате которой установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований. При осмотре помещений, используемых для организации учебного процесса по адресу: <адрес>здание сельского совета), установлены следующие нарушения: используемая классная доска в кабинетах №№ 2, 1, 3, не оборудована местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок, что является нарушением п. 7.2.6 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и способствует развитию быстрого зрительного утомления, приводящего к недостаточно ясному различению объектов, вызывая утомление мышц глаз и уменьшая зрительное восприятие, снимет остроту зрения и приводит к развитию миопии (близорукости) в последующем; не обеспечено соблюдение площади учебных кабинетов №№ 2, 3, 1 из расчета не менее 2,5 м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий, а именно в кабинете № 2 площадь помещения составляет 6 м, тогда как максимальное количество обучающихся в данном помещении составляет 3 человека; в кабинете № 3 площадь помещения составляет 8 м, тогда как максимальное количество обучающихся в данном помещении составляет 5 человек; в кабинете № 1 площадь помещения составляет 15 м, тогда как максимальное количество обучающихся в данном помещении составляет 8 человек, что не соответствует требованиям п. 4.9. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Уменьшение нормируемых значений площади учебных кабинетов на одного обучающегося негативно воздействует на центральную нервную систему, создает угрозу здоровью детей в виде усталости, головных болей, а также способствует развитию и распространению инфекционных заболеваний среди детей и не исключает возможность получения травм среди обучающихся; не обеспечена расстановка учебной мебели в кабинете № 3 с учетом обязательных требований п. 5.6. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а именно: при осмотре помещения кабинета № 3 установлено, что учебная мебель стоит плотно друг к другу, к наружным стенам, проходы между партами отсутствуют. Подбор и расположение школьного оборудования в классе имеют важное значение в совершенствовании учебного процесса, сохранении высокой работоспособности и здоровья школьников, профилактике школьных форм патологии. Правильная расстановка мебели в учебном помещении в значительной степени влияет на эффективность учебного процесса, создает обстановку, благоприятную для свободного и конструктивного общения преподавателя с учащимися; не организовано двухразовое горячее питание (завтрак, обед), что противоречит требованиям п. 6.8. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». В связи с отсутствием условий для приготовления и принятия пищи договор на организацию питания с ИП Головинская расторгнут. Отсутствие горячего питания в образовательном учреждении для обучающихся негативно отражается на здоровье учащихся: создает высокий риск развития болезней органов пищеварения (гастритов, энтеритов), приводит к дефициту питательных веществ, способствует замедлению физического, умственного и психо-эмоционального развития; не обеспечено соблюдение нормируемых уровней искусственного освещения в помещении кабинета № 2, кабинета № 3, а именно: уровни искусственного освещения в указанных помещениях составили от 148 до 201 лк при нормируемом значении не ниже 300 лк, что не соответствует требованиям п. 7.2.4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях п. 3.3.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», подтверждается заключением санитарно- эпидемиологической экспертизы от 06.07.2018 № 5324, протоколом измерений физических факторов неионизирующей природы от 02.07.2018 № 122-1222. При недостаточном освещении и плохом его качестве происходит быстрое утомление зрительных анализаторов. Из-за постоянного напряжения глаз во время работы, в условиях плохой освещённости возникает зрительное утомление, что проявляется в снижении зрения, слезливости глаз, появляется нечёткое, «размытое» изображение, резь в глазах, снижается внимание и качество работы. Чтение, письмо и другая работа связаны с высокой нагрузкой на глаза. При длительном воздействии такой нагрузки, происходит нарушение зрения, возникают болезненные ощущения.
В ходе осмотра помещений, используемых для организации учебного процесса по адресу: <адрес> (здание сельского клуба), установлены следующие нарушения: классные доски, в помещениях холла сельского клуба и читального зала библиотеки, используемые для обучения детей, не оборудованы местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок, что является нарушением п. 7.2.6 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; не обеспечено соблюдение площади в помещениях холла сельского клуба, используемые для обучения детей из расчета не менее 2,5 кв.м. на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий, а именно: в помещении холла сельского клуба площадь помещения составляет 25 м, тогда как максимальное количество обучающихся в данном помещении составляет 12 человек, что не соответствует требованиям п. 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Уменьшение нормируемых значений площади учебных кабинетов на одного обучающегося негативно воздействует на центральную нервную систему, создает угрозу здоровью детей в виде усталости, головных болей, а также способствует развитию и распространению инфекционных заболеваний среди детей и не исключает возможность получения травм среди обучающихся; не организовано двухразовое горячее питание (завтрак, обед), что противоречит требованиям п. 6.8. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». В связи с отсутствием условий для приготовления и принятия пищи договор на организацию питания с ИП Головинская расторгнут. Отсутствие горячего питания в образовательном учреждении для обучающихся негативно отражается на здоровье учащихся: создает высокий риск развития болезней органов пищеварения (гастритов, энтеритов), приводит к дефициту питательных веществ, способствует замедлению физического, умственного и психо-эмоционального развития; не обеспечено соблюдение нормируемых уровней искусственного освещения в помещении холла сельского клуба, помещении библиотеки, используемых для организации учебного процесса, а именно: уровни искусственного освещения в указанных помещениях составили от 180 до 211 лк при нормируемом значении не ниже 300 лк, что не соответствует требованиям п. 7.2.4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», п. 5.5.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», подтверждается заключением санитарно - эпидемиологической экспертизы от 06.07.2018 № 5324, протоколом измерений физических факторов неионизирующей природы от 02.07.2018 № 122-1222. При достаточном освещении и плохом его качестве происходит быстрое утомление зрительных анализаторов. Из-за постоянного напряжения глаз во время работы, в условиях плохой освещённости возникает зрительное утомление, что проявляется в снижении зрения, слезливости глаз, появляется нечёткое, «размытое» изображение, резь в глазах, снижается внимание и качество работы. Чтение, письмо и другая работа связаны с высокой нагрузкой на глаза. При длительном воздействии такой нагрузки, происходит нарушение зрения, возникают болезненные ощущения.
По результатам внеплановой проверки МБОУ Зеледеевская COШ привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ.
По требованию Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза на соответствие требованиям санитарного законодательства РФ помещения по адресу п. Зеледеево, ул. Центральная 73, по результатам которой установлены следующие нарушения: 1. Не предусмотрено наружное электрическое освещение, что не соответствует требованиям п. 3.9. СанПиН 2.4.2.2821-10; 2. Не предусмотрено зонирование территории (зоны: отдыха, физкультурно-спортивная, хозяйственная), что не соответствует требованиям п. 5.2. СанПиН 2.4.2.2821-10; 3. На прилегающей территории возле нежилого здания сельского культуры МБОУ Зеледеевская СОШ предусмотрены два надворных туалета, предназначенных для обучающихся и один туалет надворный находится в разрушенном состоянии, что не соответствует требованиям п. 8.5. СанПиН 2.4.2.2821-10; 4. В приспособленных помещениях нежилого здания сельского культуры в МБОУ Зеледеевская СОШ не предусмотрены помещения рекреации административно-хозяйственные помещения, помещения санитарных узлов, что не соответствует требованиям п. 9.2. СанПиН 2.4.2.2821-10; 5. На отопительных приборах отсутствуют ограждающие устройства, что не соответствует требованиям п. 6.1. СанПиН 2.4.2.2821-10; 6. На момент проведения экспертизы учебные помещения не оснащены бытовыми термометрами для контроля температурного режима, что не соответствует требованиям п. 6.2. СанПиН 2.4.2.2821-10; 7. В актовом зале не предусмотрено естественное освещение, что не соответствует требованиям п. 7.1.2., п. 7.1.1. СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 2.1.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. На момент проведения экспертизы светопроемы учебных помещений не оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами, что не соответствует требованиям п. 7.1.8. СанПиН 2.4.2.2821-10; 8. Измеренные уровни искусственной освещенности в холле (спортивный зал) и актовом зале МБОУ Зеледеевская СОШ нежилого здания сельского дома культуры не соответствуют требованиям п. 7.2.4. СанПиН 242.2821-10, п. З.1.6., п. 3.1.7. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03; 9. Нежилое здание сельского дома культуры МБОУ Зеледеевская СОШ не предусматривает подводку воды к зданию (водоснабжение) и водоотведение, что не соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10; 10. На момент проведения экспертизы в МБОУ Зеледеевская СОШ отсутствовал промаркированный и закрепленный за помещениями уборочный инвентарь для уборки, а также не предусмотрено место для его хранения, что не соответствует требованиям п. 12.11., п. 12.12. СанПиН 2.4.2.2821- 10.
На основании проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы установлено, что нежилое здание сельского дома культуры и приспособленные помещения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Зеледеевская средняя общеобразовательная школа (МБОУ Зеледеевская СОШ), по адресу: <адрес> для осуществления образовательной деятельности не соответствуют государственным санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам п. 3.2., п. 3.9., п. 3.10., п. 6.1., п. 6.2., 7.1.2., п. 7.1.1., п.п. 7.1.8., 2.4., 8.5., 9.2., п. 12.11., п. 12.12. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» с изменениями и дополнениями; п. 2.1.1., п. 3.1.6., п. 3.1.7. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».
По предписанию Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза помещения по адресу <адрес>, по результатам которой установлены нарушения, установлено, что приспособленные помещения жилого дома РЖД для МБОУ Зеледеевская СОШ по адресу: <адрес> для осуществления образовательной деятельности не соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам п. 3.9, п. 4.17, п. 42Г. п. 5.7, п. 6.1, п. 7.2.4, п. 8.5, п. 9.2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидимиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» с изменениями и дополнениями; п.п. 2-3., 2.5, 2.11, 3.3, 3.6, 5.8, 5.10, 8.7, 13.2. СанПиН 2-45.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Указанные нарушения санитарного законодательства являются серьезными, не гарантирующими право обучающихся на безопасную среду обитания, а именно, способствуют возникновению инфекционных и неинфекционных заболеваний, ставит под угрозу жизнь и здоровье детей. Просили обязать МБОУ «Зеледеевская СОШ» прекратить эксплуатацию помещений для оказания услуг по обучению, воспитанию и питанию детей до устранения санитарно-эпидемиологических требований по адресам: <адрес>; обязать Администрацию Емельяновского района финансово обеспечить устранение МБОУ «Зеледеевская СОШ» нарушений санитарно- эпидемиологических требований (л.д. 3-13).
В судебном заседании представитель истца Балдин Ю.С. поддержал заявленные требования. Представители ответчика МБОУ Зеледеевская СОШ Коваленко О.М. и ответчика администрации Емельяновского района Красноярского края Петров Ю.А. против удовлетворения заявленных требований возражали. Представитель третьего лица МКУ Управление образованием администрации Емельяновского района Максимова Н.А. против удовлетворения требований возражала.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, заявление о признании исковых требований, полагает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю вправе обращаться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители уполномочены предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Кроме того, при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболевании (отравлений), главные государственные санитарные врачи и их заместители вправе принимать в установленном законом порядке меры по приостановлению, в том числе, эксплуатации объектов, производственных цехов и участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг.
В соответствии с п. 13 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 № 696 заместитель руководителя Управления, выполняющий функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, является заместителем главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю.
Каких-либо ограничений при осуществлении указанного полномочия действующее законодательство не содержит, что не исключает наличия права у Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю и его заместителей на обращение в суд в порядке искового производства с требованиями к юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям о прекращении (приостановлении) эксплуатации объектов, производственных цехов и участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг.
Права и свободы граждан гарантированы основным законом государства - Конституцией РФ (ст. 17).
Ст. 41 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
В силу части 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничение гражданских прав на основании федерального закона допустимо в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав.
В соответствии со статьей 11 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно - эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно статье 28 Закона № 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии со статьей 24 Закона № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В соответствии с ч. 3 ст.39 Закона № 52-ФЗ соблюдение правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу требований ст. 51 указанного закона при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу восстановления и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) главные государственные санитарные врачи и их заместители вправе принимать в установленном законом порядке меры по приостановлению, в том числе, эксплуатации объектов, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (п. 2 ст. 1065 ГК Российской Федерации).
Правило, содержащееся в п. 1 ст. 1065 ГК РФ, является общим и выполняет, прежде всего, превентивную функцию, обеспечивая охрану прав и интересов граждан и организаций.
Судом установлено, что 6.07.2018 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза на соответствие требованиям санитарного законодательства РФ помещения по адресу <адрес>, по результатам которой установлены следующие нарушения: 1. Не предусмотрено наружное электрическое освещение, что не соответствует требованиям п. 3.9. СанПиН 2.4.2.2821-10; 2. Не предусмотрено зонирование территории (зоны: отдыха, физкультурно-спортивная, хозяйственная), что не соответствует требованиям п. 5.2. СанПиН 2.4.2.2821-10; 3. На прилегающей территории возле нежилого здания сельского культуры МБОУ Зеледеевская СОШ предусмотрены два надворных туалета, предназначенных для обучающихся и один туалет надворный находится в разрушенном состоянии, что не соответствует требованиям п. 8.5. СанПиН 2.4.2.2821-10; 4. В приспособленных помещениях нежилого здания сельского культуры в МБОУ Зеледеевская СОШ не предусмотрены помещения рекреации административно-хозяйственные помещения, помещения санитарных узлов, что не соответствует требованиям п. 9.2. СанПиН 2.4.2.2821-10; 5. На отопительных приборах отсутствуют ограждающие устройства, что не соответствует требованиям п. 6.1. СанПиН 2.4.2.2821-10; 6. На момент проведения экспертизы учебные помещения не оснащены бытовыми термометрами для контроля температурного режима, что не соответствует требованиям п. 6.2. СанПиН 2.4.2.2821-10; 7. В актовом зале не предусмотрено естественное освещение, что не соответствует требованиям п. 7.1.2., п. 7.1.1. СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 2.1.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. На момент проведения экспертизы светопроемы учебных помещений не оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами, что не соответствует требованиям п. 7.1.8. СанПиН 2.4.2.2821-10; 8. Измеренные уровни искусственной освещенности в холле (спортивный зал) и актовом зале МБОУ Зеледеевская СОШ нежилого здания сельского дома культуры не соответствуют требованиям п. 7.2.4. СанПиН 242.2821-10, п. З.1.6., п. 3.1.7. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03; 9. Нежилое здание сельского дома культуры МБОУ Зеледеевская СОШ не предусматривает подводку воды к зданию (водоснабжение) и водоотведение, что не соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10; 10. На момент проведения экспертизы в МБОУ Зеледеевская СОШ отсутствовал промаркированный и закрепленный за помещениями уборочный инвентарь для уборки, а также не предусмотрено место для его хранения, что не соответствует требованиям п. 12.11., п. 12.12. СанПиН 2.4.2.2821-10. На основании проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы установлено, что нежилое здание сельского дома культуры и приспособленные помещения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Зеледеевская средняя общеобразовательная школа по адресу: Емельяновский район, п. Зеледеево, ул. Центральная, 73 для осуществления образовательной деятельности не соответствуют государственным санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам п.п. 3.2., 3.9., 3.10., 6.1., 6.2., 7.1.2., 7.1.1., 7.1.8., 7.2.4., 8.5., 9.2., п. 12.11., 12.12. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» с изменениями и дополнениями; п.п. 2.1.1., 3.1.6., 3.1.7. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».
20.08.2018 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза помещения по адресу <адрес>, по результатам которой установлены нарушения, а именно: приспособленные помещения жилого дома РЖД для МБОУ Зеледеевская СОШ по адресу: <адрес> для осуществления образовательной деятельности не соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам п. 3.9, п. 4.17, п. 4.27., п. 5.7, п. 6.1, п. 7.2.4, п. 8.5, п. 9.2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» с изменениями и дополнениями; п.п. 2-3, 2.5, 2.11, 3.3, 3.6, 5.8, 5.10, 8.7, п. 13.2. СанПиН 2-45.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Указанные нарушения санитарного законодательства являются серьезными, не гарантирующими право обучающихся на безопасную среду обитания, а именно, способствуют возникновению инфекционных и неинфекционных заболеваний, ставит под угрозу жизнь и здоровье детей (л.д. 15-53).
20.06.2018 Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю составлен акт проверки № 12176, которой выявлен факт невыполнения предписания должностного лица в установленный срок (л.д. 14-17).
Министерство образования Красноярского края направило в адрес управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю письмо от 18.01.2019, согласно которому старое школьное здание в п. Зеледеево снесено на основании представления прокурора Емельяновского района, ведется новое строительство частным инвестором. Планируемые сроки приобретения администрацией Емельяновского района готового здания под размещение школы и ввода в эксплуатацию – 1.09.2019. Условия для организации альтернативного обучения (дистанционное, не дому и др.) для обучающихся МБОУ Зеледеевская СОШ не выполнимы (л.д. 128-129).
В судебном заседании представитель истца пояснил, что имеющиеся в помещениях по адресу <адрес> нарушения санитарного законодательства являются серьезными, не гарантирующими право обучающихся на безопасную среду обитания, а именно, способствуют возникновению инфекционных и неинфекционных заболеваний, ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, что подтверждается представленными в материалы дела экспертными заключениями. Ответчиками не представлено доказательств устранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований. Так, из представленных ответчиком фотографий невозможно установить наличие спортивного оборудования. Согласно 12.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 территория общеобразовательной организации должна содержаться в чистоте, уборку территории должны проводить ежедневно до выхода обучающихся на площадки, зимой площадки и пешеходные дорожки должны очищать от снега и льда. В части выполнения рабочей программы по лыжной подготовки не представлены доказательства наличия спортивного инвентаря на каждого учащегося, теплых помещений для переодевания. В представленных документах (вх. № 18-26-1377 от 16.01.2019) отсутствует контракт от 03.09.2018№ 28/2018. Кроме того, согласно расписанию приема пищи питание организовано с нарушением п. 7.2 СанПин 24.5.2409-08, а именно продолжительность перемены для горячего питания составляет 10 минут. Согласно п.7.2 СанПиН 24.5.2409-08 отпуск горячего питания обучающимся необходимо организовывать по классам (группам) на переменах, продолжительностью не менее 20 минут, в соответствии с режимом учебных занятий. Не выполнены требования в части отсутствия теплых раздельных туалетов для мальчиков и девочек. Фактически имеются два надворных туалета, предназначенных для обучающихся, и один туалет надворный находится в разрушенном состоянии. Не исполнено предписание в части не обеспечения помещений водоснабжением и водоотведением. Не представлен договор на водоснабжение и водоотведение. Отсутствие водоснабжения может привести к инфекционным заболеваниям. Кроме того, территория учреждения должна иметь наружное искусственное освещение. Уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10 лк. Не представлен протокол измерений освещения. Представленная фотография помещения рекреации не соответствует требованиям СанПин. Не исполнено предписание в части не обеспечения в помещениях пищеблока последовательности (поточности) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения персонала и обучающихся. Кроме того, не исполнено предписание в части отсутствия складских помещений для хранения различных видов продуктов, в условиях предусмотренных изготовителем, т.к. фактически хранение продуктов, в том числе сухих и сыпучих, предусмотрено в помещении пищеблока; в части отсутствия для мытья столовой и кухонной посуды раздельных кухонных ванн; в части отсутствия моечной ванны для обработки полуфабрикатов и мытья овощей, мяса, рыбы - фактически обработка осуществляется в трехсекционной моечной ванне, предназначенной для мытья посуды. Также, в части отсутствия для мытья рук персонала на пищеблоке умывальной раковины с подводкой холодной и горячей воды со смесителем и в части отсутствия в учебных классах, где обучаются начальные классы, умывальных раковин с подводом холодной и горячей воды. Не устранены предписания в части не обеспечения уровней искусственной освещенности в учебных классах нормируемым значениям, не представлены протоколы измерений уровня освещенности; в части отсутствия на пищеблоке локальных вытяжных систем вентиляции над технологическим оборудованием, являющимся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов. Просил обязать МБОУ «Зеледеевская СОШ» прекратить эксплуатацию помещений по адресу <адрес> для оказания услуг по обучению, воспитанию и питанию детей до устранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований: п. 6.8. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в части не обеспечения надлежащего двухразового горячего питания (завтрак, обед) в соответствующих помещениях пищеблока; п. 3.2. СанПиН 2.4.2.2821-10 в части отсутствия зонирования территории (отсутствуют зоны: отдыха, физкультурно-спортивная, хозяйственная); п. 8.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 в части отсутствия теплых раздельных туалетов для мальчиков и девочек (Фактически имеются два надворных туалета, предназначенных для обучающихся и один туалет надворный находится в разрушенном состоянии); п. 8.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 в части не обеспечения помещений водоснабжением и водоотведением; обязать МБОУ «Зеледеевская СОШ» прекратить эксплуатацию помещений по адресу <адрес> для оказания услуг по обучению, воспитанию и питания детей до устранения санитарно-эпидемиологических требований, а именно: п. 3.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 в части отсутствия наружного электрического освещения территории; п. 8.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 в части отсутствия теплых раздельных туалетов для мальчиков и девочек; п. 9.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 в части отсутствия помещения рекреации; п. 4.17 СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 2.3., п. 2.5. СанПиН 2.4.5.2409-08 в части не обеспечения в помещениях пищеблока последовательности (поточности) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения персонала и обучающихся; п. 2.11. СанПиН 2.4.5.2409-08 в части отсутствия складских помещений для хранения различных видов продуктов, в условиях предусмотренных изготовителем (Фактически хранение продуктов, в том числе сухих и сыпучих, предусмотрено в помещении пищеблока); п. 5.8, п. 5.10. СанПиН 2.4.5.2409-08 в части отсутствия для мытья столовой и кухонной посуды раздельных кухонных ванн; п. 8.7 СанПиН 2.4.5.2409-08 в части отсутствия моечной ванны для обработки полуфабрикатов и мытья овощей, мяса, рыбы (Фактически обработка осуществляется в трехсекционной моечной ванне, предназначенной для мытья посуды); п. 13.2., п. 3.3. СанПиН 2.4.5.2409-08 в части отсутствия для мытья рук персонала на пищеблоке умывальной раковины с подводкой холодной и горячей воды со смесителем; п. 4.27 СанПиН 2.4.2.2821-10 в части отсутствия в учебных классах, где обучаются начальные классы, умывальных раковин с подводом холодной и горячей воды; п. 7.2.4 СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 3.1.6, п. 3.1.7. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 в части не обеспечения уровней искусственной освещенности в учебных классах нормируемым значениям. Не представлены протоколы измерений уровня освещенности; п. 3.6 СанПиН 2.4.5.2409-08 в части отсутствия на пищеблоке локальных вытяжных систем вентиляции над технологическим оборудованием, являющихся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов; обязать администрацию Емельяновского района финансово обеспечить устранение МБОУ «Зеледеевская СОШ» нарушений санитарно – эпидемиологических требований (л.д. 84-87).
Директор МБОУ Зеледеевская СОШ в судебном заседании пояснила что, все мероприятия по выполнению предписаний Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю выполнены в полном объеме в соответствии с планом.
Представитель администрации Емельяновского района пояснил, что по вопросу организации общеобразовательного процесса в МБОУ Зеледеевская СОШ проведено рабочее совещание о возможных вариантах размещения учеников в связи со сносом старой школы по предписанию прокурора Емельяновского района. Решено предоставить помещения – фойе и библиотеку сельского Дома культуры и кабинеты сельской администрации. В настоящее время введется строительство нового здания частным инвестором, планируемые сроки приобретения администрацией Емельяновского района здания под размещение школы – 1.09.2019.
Представитель администрации против удовлетворения исковых требований возражал.
Рассматривая дело по представленным доказательствам, суд учитывает, что по предписанию Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» проведена санитарно – эпидемиологическая экспертиза помещений по адресу: <адрес>, по результатам которой выявлены нарушения.
Указанные нарушения санитарного законодательства являются серьезными, не гарантирующими право обучающихся на безопасную среду обитания, а именно, способствуют возникновению инфекционных и неинфекционных заболеваний, ставит под угрозу жизнь и здоровье детей.
Из конституционно закрепленного принципа социального характера Российского государства (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации) следует его обязанность по принятию мер, направленных на создание санитарно-эпидемиологического благополучия населения (часть 2 статьи 41 Конституции Российской Федерации) и благополучной окружающей среды, право на которую предусмотрено статьей 42 Конституции Российской Федерации.
Названный принцип предполагает обязанность всех без исключения лиц по соблюдению общеобязательных правил и норм в сфере санитарно- эпидемиологического благополучия населения.
Оценивая представленные доказательства, суд учитывает, что осуществление обучения школьников в помещениях по адресу: <адрес> создает реальную угрозу жизни и здоровью детей, в связи с чем оказание услуг по обучению, в указанных помещениях может нанести существенный вред охраняемым интересам личности, общества и государства. В рассматриваемом случае именно ответчик Зеледеевская СОШ обязана обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил при осуществлении деятельности в отношении несовершеннолетних, обучающихся в указанных зданиях.
Принимая во внимание, что указанным ответчиком в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств надлежащего исполнения предписаний не представлено, суд полагает возможным требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю удовлетворить и обязать МБОУ «Зеледеевская СОШ» прекратить эксплуатацию помещений по адресу <адрес> для оказания услуг по обучению, воспитанию и питанию детей до устранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований: п. 6.8. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в части не обеспечения надлежащего двухразового горячего питания (завтрак, обед) в соответствующих помещениях пищеблока; п. 3.2. СанПиН 2.4.2.2821-10 в части отсутствия зонирования территории (отсутствуют зоны: отдыха, физкультурно-спортивная, хозяйственная); п. 8.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 в части отсутствия теплых раздельных туалетов для мальчиков и девочек; п. 8.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 в части не обеспечения помещений водоснабжением и водоотведением; обязать МБОУ «Зеледеевская СОШ» прекратить эксплуатацию помещений по адресу Красноярский край, <адрес> для оказания услуг по обучению, воспитанию и питания детей до устранения санитарно-эпидемиологических требований, а именно: п. 3.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 в части отсутствия наружного электрического освещения территории; п. 8.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 в части отсутствия теплых раздельных туалетов для мальчиков и девочек; п. 9.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 в части отсутствия помещения рекреации; п. 4.17 СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 2.3., п. 2.5. СанПиН 2.4.5.2409-08 в части не обеспечения в помещениях пищеблока последовательности (поточности) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения персонала и обучающихся; п. 2.11. СанПиН 2.4.5.2409-08 в части отсутствия складских помещений для хранения различных видов продуктов, в условиях предусмотренных изготовителем; п. 5.8, п. 5.10. СанПиН 2.4.5.2409-08 в части отсутствия для мытья столовой и кухонной посуды раздельных кухонных ванн; п. 8.7 СанПиН 2.4.5.2409-08 в части отсутствия моечной ванны для обработки полуфабрикатов и мытья овощей, мяса, рыбы; п. 13.2., п. 3.3. СанПиН 2.4.5.2409-08 в части отсутствия для мытья рук персонала на пищеблоке умывальной раковины с подводкой холодной и горячей воды со смесителем; п. 4.27 СанПиН 2.4.2.2821-10 в части отсутствия в учебных классах, где обучаются начальные классы, умывальных раковин с подводом холодной и горячей воды; п. 7.2.4 СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 3.1.6, п. 3.1.7. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 в части не обеспечения уровней искусственной освещенности в учебных классах нормируемым значениям; п. 3.6 СанПиН 2.4.5.2409-08 в части отсутствия на пищеблоке локальных вытяжных систем вентиляции над технологическим оборудованием являющихся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов.
Требования истца об обязании администрации Емельяновского района финансово обеспечить устранение МБОУ «Зеледеевская СОШ» нарушений санитарно – эпидемиологических требований в помещениях по адресу: <адрес> суд полагает не подлежащими удовлетворению. Так, помещение по адресу: <адрес> расположено в здании, принадлежащим РЖД, реконструкция данного помещения, в том числе, организация в нем туалетов, возможна исключительно в согласия собственника, сама возможность реконструкции помещения не является предметом рассмотрения по настоящему делу. Поэтому понуждение администрации Емельяновского района финансирования устранения недостатков в указанных помещениях не является способом защиты права по требованию о прекращении (приостановлении) деятельности в случае нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
Кроме того, суд учитывает, что истец вправе заявлять исковые требования о приостановлении (прекращении) деятельности в конкретных помещениях, способы устранения нарушений при осуществлении образовательных услуг – организации учебного процесса вправе избрать администрация Емельяновского района самостоятельно, в том числе, в иных помещениях. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено суду доказательств, что устранение нарушений санитарно-эпидемиологических требований в помещениях по адресу: <адрес> возможно, поэтому требование о понуждении администрации финансировать устранение нарушений законодательства в данных помещениях по твёрдому убеждению суда не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать МБОУ «Зеледеевская СОШ» прекратить эксплуатацию помещений по адресу <адрес> для оказания услуг по обучению, воспитанию и питанию детей до устранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований:
- п. 6.8. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в части не обеспечения надлежащего двухразового горячего питания (завтрак, обед) в соответствующих помещениях пищеблока;
- п. 3.2. СанПиН 2.4.2.2821-10 в части отсутствия зонирования территории (отсутствуют зоны: отдыха, физкультурно-спортивная, хозяйственная);
- п. 8.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 в части отсутствия теплых раздельных туалетов для мальчиков и девочек;
- п. 8.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 в части не обеспечения помещений водоснабжением и водоотведением.
Обязать МБОУ «Зеледеевская СОШ» прекратить эксплуатацию помещений по адресу <адрес> для оказания услуг по обучению, воспитанию и питания детей до устранения санитарно-эпидемиологических требований, а именно:
- п. 3.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 в части отсутствия наружного электрического освещения территории;
- п. 8.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 в части отсутствия теплых раздельных туалетов для мальчиков и девочек;
- п. 9.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 в части отсутствия помещения рекреации;
- п. 4.17 СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 2.3., п. 2.5. СанПиН 2.4.5.2409-08 в части не обеспечения в помещениях пищеблока последовательности (поточности) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения персонала и обучающихся;
- п. 2.11. СанПиН 2.4.5.2409-08 в части отсутствия складских помещений для хранения различных видов продуктов, в условиях предусмотренных изготовителем;
- п. 5.8, п. 5.10. СанПиН 2.4.5.2409-08 в части отсутствия для мытья столовой и кухонной посуды раздельных кухонных ванн;
- п. 8.7 СанПиН 2.4.5.2409-08 в части отсутствия моечной ванны для обработки полуфабрикатов и мытья овощей, мяса, рыбы;
- п. 13.2., п. 3.3. СанПиН 2.4.5.2409-08 в части отсутствия для мытья рук персонала на пищеблоке умывальной раковины с подводкой холодной и горячей воды со смесителем;
- п. 4.27 СанПиН 2.4.2.2821-10 в части отсутствия в учебных классах, где обучаются начальные классы, умывальных раковин с подводом холодной и горячей воды;
- п. 7.2.4 СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 3.1.6, п. 3.1.7. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 в части не обеспечения уровней искусственной освещенности в учебных классах нормируемым значениям;
- п. 3.6 СанПиН 2.4.5.2409-08 в части отсутствия на пищеблоке локальных вытяжных систем вентиляции над технологическим оборудованием являющихся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края.
Председательствующий В.В. Демидова