Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7005/2015 ~ М-6434/2015 от 27.07.2015

Дело № 2-7005/15-31

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 августа 2015 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н. при секретаре Паласеловой О.А., с участием прокурора Дороховой В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нестерова Василия Ивановича о признании недействующим в части нормативного правового акта,

у с т а н о в и л:

Нестеров В.И. обратился в суд по тем основаниям, что Решением Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 года № 26/38-771 утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (далее по тексту - Правила), в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером 10:01:0110118:17, расположенный по адресу: г.Петрозаводск, ул. Прионежская, д. 57, принадлежащий заявителю на праве собственности, находится в природно-рекреационной зоне. Полагая, что Правила противоречат действующему законодательству в части отнесения указанного земельного участка к природно-рекреационной зоне, ссылаясь на ст.ст. 260, 263 ГК РФ, ст. ст. 34,35 ГрК, ст.ст. 85 ЗК, заявитель просит признать недействующей ст. 22 Правил землепользования и застройки г. Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденными Решением Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 года № 26/38-771, в части включения в природно-рекреационную зону земельного участка, общей площадью 883 кв. м, кадастровый номер 10:01:0110118:17, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения дома – индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: г.Петрозаводск, ул. Прионежская.

В судебном заседании Нестеров В.И. заявленные требования поддержал, ссылался на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Администрации Петрозаводского городского округа Ульянова Ю.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица Петрозаводского городского совета Гришина Ю.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований.

Прокурор г.Петрозаводска Дорохова В.В. в судебном заседании представила заключение, согласно которому процедура принятия решения, утверждения Правил землепользования и застройки г.Петрозаводска нарушена не была, оспариваемый нормативный правовой акт нормам законодательства не противоречит, доводы жалобы являются необоснованными.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Согласно ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

Судом установлено, что Нестеров В.И. является собственником земельного участка общей площадью 883 кв. м, кадастровый номер 10:01:0110118:17, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения индивидуального жилого дома (эксплуатация жилого дома), расположенного по адресу: г.Петрозаводск, ул. Прионежская, д. 57, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 10 АБ №511242 от 01.08.2012. Земельный участок приобретен по договору купли-продажи от 29.06.2012 года у Администрации Петрозаводского городского округа.

Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе таких, как обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия и т.д.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов; принятие решений о развитии застроенных территорий; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов.

В соответствии со ст. 18 ГрК РФ документом территориального планирования муниципальных образований является генеральный план городского округа.

На основании изложенного принятие генерального плана и Правил землепользования и застройки на территории Петрозаводского городского округа является компетенцией органа местного самоуправления городского округа.

Генеральный план города Петрозаводска, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 октября 1984 года № 428 «О генеральном плане г. Петрозаводска». В соответствии с Решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» Генеральный план города Петрозаводска утвержден в новой редакции.

Согласно ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.

Правила землепользования и застройки разрабатываются на основании генерального плана. Соответствие правил землепользования и застройки города Петрозаводска генеральному плану города Петрозаводска заявителем не оспаривается.

Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771 утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа. Правила опубликованы в официальном издании «Информационный бюллетень», № 25, 08.04.2010.

Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа являются нормативно-правовым актом Петрозаводского городского округа, разработанным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Карелия и Петрозаводского городского округа.

Правила застройки разработаны на основе Генерального плана города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, в редакции, утвержденной Решением Петрозаводского городского Совета от 11 июля 2008 года № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска». Правила застройки являются результатом градостроительного зонирования территории Петрозаводского городского округа - разделения Петрозаводского городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.

Согласно ст. 1 ГрК РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В силу п. 12 ст. 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Разрешенное использование спорного участка не изменено, собственники обязаны использовать его по назначению.

В соответствии с генеральным планом земельный участок с кадастровым номером 10:01:0110118:17 отнесен к природно-рекреационной зоне.

Порядок подготовки и утверждения Правил урегулирован нормами главы 4 ГрК РФ. Нарушения указанного порядка по делу не установлены. Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний. В публичных слушаниях заявитель не участвовал.

Право оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке предусмотрено для физических и юридических лиц (ч. 4 ст. 32 ГрК РФ), если у них есть основания полагать, что нарушаются их права или законные интересы, и для органов государственной власти в случае несоответствия правил землепользования и застройки законодательству, а также схемам территориального планирования Российской Федерации субъектов Российской Федерации, утвержденным до утверждения правил землепользования и застройки.

Доказательств нарушения порядка установления территориальных зон заявителем не представлено, в то время как именно отнесение земельного участка к природно-рекреационной зоне оспаривается заявителем.

Как установлено судом Нестеров В.И., ставший собственником земельного участка после утверждения правил землепользования, не участвовал в публичных слушаниях, проведенных по проекту оспариваемого решения 02.03.2010 года, своих предложений по проекту правил не представлял.

При этом, согласно п. 15 ст. 24 ГрК РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке. Однако доказательств нарушения прав заявителя суду не представлено. Доводы Нестерова В.А. о том, что нахождение земельного участка в природно-рекреационной зоне наложит на него, как на собственника земельного участка, определенные ограничения - носят предположительный характер. Доказательств совершения каких-либо действий, влекущих за собой ограничения для собственника, суду не представлено. В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ суд осуществляет защиту нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Довод о том, что спорный земельный участок должен быть отнесен к иной территориальной зоне не основан на положениях ГрК РФ.

Согласно п. 11 ст. 35 ГрК РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. Однако, запрета на нахождение в пределах указанной зоны иных участков данная норма не содержит. Относительно нормы ст. 85 Земельного кодекса РФ норма ст. 35 ГрК РФ является специальной.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Согласно ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. При этом градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Статьей 60 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска определены градостроительные регламенты природно-рекреационной зоны. Однако указанный регламент не в полной мере учитывает фактическое использованию земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, так как не указывает на возможность использования по назначению имеющихся в этой зоне жилых домов. Данное обстоятельство подлежит устранению в порядке, определенном ст. 33 ГрК РФ, согласно которому с предложением о внесении изменений в градостроительный регламент могут обратиться физические лица в случае, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений. С заявлением о внесении изменения в градостроительный регламент заявитель не обращался.

Анализ указанных положений ГрК РФ позволяет суду прийти к выводу, что планирование развития территории городского округа должно осуществляться с учетом сложившегося землепользования и разрешенного использования земельных участков при соблюдении прав граждан на принадлежащее им имущество, в том числе предназначенное для проживания. Иное толкование указанных положений закона может привести к нарушению конституционных прав граждан.

Определенный ГрК РФ порядок публичных слушаний, публикации проектов документов, согласований предоставляет право и возможность гражданам высказать свои предложения в целях учета их интересов. Несоблюдение указанного порядка гражданами не может являться основанием для признания нормативного акта несоответствующим действующему законодательству.

При таких обстоятельствах нарушения порядка принятия и опубликования оспариваемого нормативного акта судом не установлено.

Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Данное обстоятельство также было исследовано судом и установлено, что содержание оспариваемых нормативных актов не противоречит нормам ГрК РФ и иным нормативным актам Республики Карелия и РФ. Правом на внесение изменении в градостроительные регламенты заявитель не воспользовался, в то время как такой порядок представляется надлежащим способом защиты его права в сложившейся ситуации.

Ссылку заявителя на п. 5 ст. 98 Земельного кодекса РФ суд находит не состоятельной, так как указанная статья регулирует правовой режим земель рекреации особо охраняемых территорий и объектов. К землям населенных пунктов указанная статья не применима.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198, 253 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Н. Тарабрина

Мотивированное решение изготовлено 17.08.2015 года.

2-7005/2015 ~ М-6434/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Нестеров Василий Иванович
Прокурор г. Петрозаводска
Другие
Петрозаводский городской совет
Администрация Петрозаводского городского округа
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Тарабрина Наталья Николаевна
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
27.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.07.2015Передача материалов судье
27.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.07.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.08.2015Предварительное судебное заседание
12.08.2015Судебное заседание
17.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2015Дело оформлено
21.09.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее