Дело № 2- 406/2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2017 года гор. Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего Хибаковой Л.В.
при секретаре Воробьевой Т.В.
с участием истца Жуковского В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жуковского ФИО5 к Администрации ФИО6 о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении земельного участка, обязании совершить определенные действия
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации <адрес> о признании незаконным постановления Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в удовлетворении заявления ФИО1 о предоставлении в порядке завершения оформления прав в отношении земельного участка площадью 0,0600 га кадастровый №, расположенного по адресу <адрес>, понуждении ответчика вынести новое постановление, об удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в собственность.
В судебном заседании истец ФИО1 свои требования поддержал, и в обоснование заявленных требований, указывал, что решением 74 сессии 5 созыва Коктебельского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ №, ему дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка, площадью 0,0600 га, расположенного по адресу <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, с последующей передачей его в собственность, за счет земель не переданных в собственность или постоянное пользование, входящих в категорию жилой и общественной застройки. ДД.ММ.ГГГГ между ним и Феодосийской товарной биржей ( отдел землеустроительных работ) был заключен договор на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, были получены все необходимые согласования и разрешения, каких либо препятствий в передаче участка не выявлено. На протяжении 2010 -2014 года проект землеустройства по отводу земельного участка проходил процедуру согласования. Решения органа местного самоуправления о разрешении на разработку документации по землеустройству было принято до ДД.ММ.ГГГГ и являлось действующим на эту дату. ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок был получен кадастровый паспорт. ДД.ММ.ГГГГ в порядке завершения оформления прав на земельный участок им было подано заявление в Администрацию <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ им было получено уведомление ответчика, из которого ему стало известно, что постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка, в связи с тем, что земельный участок частично не соответствует градостроительной документации; часть земельного участка расположена на территории лесов и лесопарков, участок требует корректировки конфигурации и площади. Считает, что вышеуказанное постановление подлежит признанию незаконным, т.к. не соответствует основаниям для отказа указанным в п. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», в связи с чем обратился в суд.
Ответчик – Администрация <адрес>, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, письменных мотивированных возражений суду не представлено.
Заслушав объяснения истца, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Решением 60 сессии 4 созыва Коктебельского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ №, (с последующими изменениями, касающимися сроков предоставления материалов) ФИО1 разрешен сбор материалов, предварительного согласования места расположения земельного участка, ориентировочной площадью 0,08 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозпостроек и сооружений в пгт. <адрес> Пионерской горки.
Решением 74 сессии 5 созыва Коктебельского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1, гражданину Украины, дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка, площадью 0,0600 га, расположенного по адресу <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, с последующей передачей его в собственность, за счет земель не переданных в собственность или постоянное пользование, входящих в категорию жилой и общественной застройки.
Согласно ст.14 Конституции Украины предусмотрено, что земля является основным национальным богатством, которое находится под особенной охраной государства. Права на землю приобретаются и реализуются гражданами и субъектами хозяйственной деятельности (юридическими и физическими лицами) исключительно в соответствии с законом.
Порядок урегулирования земельных отношений на Украине (на момент принятия решения 74 сессии 5 созыва Коктебельского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ №) устанавливался Земельным Кодексом Украины.
К предусмотренным ст. 12 ЗК Украины полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений относится передача земельных участков в собственность граждан.
Согласно ст.81 Земельного Кодекса Украины граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки на основании:
а) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, ренты, иным гражданско-правовым соглашениям
б) бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности;
в) приватизации земельных участков, ранее предоставленных им в пользование;
г) принятия наследства;
г1) выделения в натуре (на местности) причитающейся им земельной доли (пая).
В статье 116 Земельного Кодекса Украины указаны основания приобретения права на землю.
Так ч.1 данной статьи указывает, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и права пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти, или органов местного самоуправления, или государственных органов приватизации, или центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.
Часть 3 данной статьи определяет, что бесплатная передача земельных участков в собственность граждан производится в случае:
а) приватизации земельных участков, находящихся в пользовании граждан;
б) получения земельных участков вследствие приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций;
в) получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.
Порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданам определен в ст.118 Земельного Кодекса Украины, в которой указано, что
1. Гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка.
2. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления о приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.
3. Граждане — работники государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, а также пенсионеры из их числа, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельных участков, находящихся в постоянном пользовании этих предприятий, учреждений и организаций, обращаются с ходатайством о приватизации этих земель соответственно в сельский, поселковый, городской совет или районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию.
4. Соответствующий орган местного самоуправления или орган исполнительной власти в месячный срок рассматривает ходатайство и предоставляет разрешение предприятиям, учреждениям и организациям на разработку проекта приватизации земель.
5. Передача земельных участков в собственность гражданам — работникам государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, а также пенсионерам из их числа производится после утверждения проекта приватизации земель в порядке, установленном настоящим Кодексом.
6. Граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В заявлении указываются желаемые размеры и цель его использования.
7. Соответствующая местная государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет рассматривает заявление, а при передаче земельного участка фермерскому хозяйству — также заключения конкурсной комиссии, и в случае согласия на передачу земельного участка в собственность дает разрешение на разработку проекта его отвода.
8. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан организациями, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, оговариваемые соглашением сторон.
9. Проект отвода земельного участка согласовывается с органом по земельным ресурсам, природоохранным и санитарно-эпидемиологическим органами, органами архитектуры и охраны культурного наследия и представляются на рассмотрение соответствующих местной государственной администрации или органа местного самоуправления.
10. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в месячный срок рассматривает проект отвода и принимает решение о передаче земельного участка в собственность.
11. В случае отказа органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставления заявления без рассмотрения вопрос разрешается в судебном порядке.
Статья 140 Конституции Украины определяет, что местное самоуправление является правом территориальной громады –жителей села, поселка, города самостоятельно решать вопросы местного значения в рамках Конституции и законов Украины. Местное самоуправление осуществляется территориальной громадой в порядке, установленном законом, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские советы и их органы.
Порядок избрания органов местного самоуправления, их функционирование и полномочия предусмотрены в Законе Украины «О местном самоуправлении в Украине». Система органов местного самоуправления определена в ст.5 этого Закона, согласно которой она включает территориальную громаду, сельский, поселковый, городской совет; сельского, поселкового, городского голову, исполнительные органы сельского, поселкового, городского совета, районные и областные советы, которые представляют совместные интересы территориальных громад сел, поселков, городов, органы самоорганизации населения.
К исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов, предусмотренных ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» относится разрешение в соответствии с законом вопросов урегулирования земельных отношений.
Ст.46 указанного Закона установлено, что сельские. Поселковые, районные в городах, городские советы проводят работу сессионно. Совет в пределах своей компетенции принимает нормативные и иные акты в форме решений. Акты органов и должностных лиц местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции и Законом Украины признаются незаконными в судебном порядке (ст. 59 Закона)
В рамках реализации требований земельного законодательства и указанных выше решений, по заказу истца ФИО1 отделом землеустроительных работ Феодосийской товарной биржи разработан и составлен проект землеустройства по отводу земельного участка предоставляемого в собственность гражданину Украины ФИО1, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), по адресу <адрес> пгт. Коктебель <адрес>, в том числе
ДД.ММ.ГГГГ получено заключение о согласовании проекта в Республиканском комитете по охране культурного наследия
ДД.ММ.ГГГГ из Отдела Госкомзема Украины в <адрес> АРК получены условия отвода земельного участка
ДД.ММ.ГГГГ из Отдела Госкомзема Украины в <адрес> АРК получена справка о правовом статусе земельного участка, условия отвода земельного участка, а также справка о составе угодий
Разработаны графические и градостроительные материалы – ситуационный план, схема генплана, ситуационная схема и прочее.
Свидетель ФИО4, в ходе судебного разбирательства пояснил, что он в 2010 году являлся руководителем Феодосийской товарной биржи, по заказу ФИО1 возглавляемая им организация составляла проект землеустройства по отводу земельного участка в собственность, земельный участок был вынесен в натуре на местности, получены все требуемые согласования и разрешения. В месте расположения земельного участка и лесопарков не имеется, участок не засажен деревьями, кустарниками.
На земельный участок составлен кадастровый паспорт ДД.ММ.ГГГГ, земельному участку площадью 600 +/-9 кв.м. расположенному по адресу <адрес> присвоен кадастровый №
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно ч.5 ст. 3 Закона Республики Крым №-ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» переоформление прав, указанных в частях 2-4 настоящей статьи должно быть завершено до ДД.ММ.ГГГГ. Условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливаются нормативными правовыми актами Совета министров Республики Крым.
В соответствии с ч.1 ст. 13 Закона Республики Крым №-ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ и действовавших на эту дату.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержден «Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым». (далее по тексту Порядок)
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию <адрес> с заявлением о передаче ему в собственность земельного участка в порядке завершения оформления права, в соответствии с указанным выше законом, предоставив установленные порядком документы.
Отделом архитектуры и градостроительства Департамента архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества <адрес>, рассмотрен межведомственный запрос на получение информации (заключения) для предоставления муниципальной услуги «завершение оформления права собственности, аренды и постоянного пользования на земельные участки, начатого до ДД.ММ.ГГГГ, и сообщено, что земельный участок частично не соответствует градостроительной документации; часть земельного участка расположена на территории лесов и лесопарков, участок требует корректировки конфигурации и площади.
Из представленной ситуационной схему следует, что участок расположен в границах поселка, в зоне индивидуальной застройки
Постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка, в связи с тем, что земельный участок частично не соответствует градостроительной документации; часть земельного участка расположена на территории лесов и лесопарков, участок требует корректировки конфигурации и площади
Статьей 2 Конституции Российской Федерации определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина и человека – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ)
Наделение органов местного самоуправления распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления, предусматривает обязательный характер принятых ими решений для лиц, в отношении которых они вынесены.
Органы местного самоуправления, принимая правовые акты, которыми регулируются правоотношения, связанные с реализацией определенных субъективных прав и охраняемых законом интересов, выступают гарантом стабильности общественных отношений между самими органами и гражданами.
Реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, которые не могут избирательно подходить к принятым ими же решениям.
В соответствии с п.6 ст. 13 Закона Республики Крым №-ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является:
предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;
несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Ответчиком не представлено суду доказательств отмены по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ решение 74 сессии 5 созыва Коктебельского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ №, а также доказательства, что часть земельного участка расположена на территории лесов и лесопарков, не указано в чем именно земельный участок не соответствует градостроительной документации; следовательно вынесенное ответчиком постановление нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене.
Статьей 10 Конституции РФ предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
По смыслу приведенной правовой нормы органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт.
Статьей 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Понуждение Администрации <адрес> Республики Крым принять решение о предоставлении административному истцу земельного участка в собственность, будет являться вмешательством в исключительную компетенцию ответчика, в связи с чем суд в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов истца, считает необходимым обязать ответчика повторно рассмотреть заявление ФИО1 о передаче ему в собственность земельного участка в порядке завершения оформления права.
Решение в окончательной форме принято/изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным постановление Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в удовлетворении заявления ФИО1 о предоставлении в порядке завершения оформления прав в отношении земельного участка площадью 0,0600 га кадастровый №, расположенного по адресу <адрес>
Обязать Администрацию <адрес> в установленный законом срок повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении земельного участка площадью 0,0600 га кадастровый №, расположенного по адресу <адрес>, в соответствии с положениями Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», Постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Феодосийский городской суд Республики Крым
Председательствующий –