Дело № 2а-811(2017)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 апреля 2017 года Советский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Хроминой А.С.
при секретаре Рустамове А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Пипченко А.В. к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, администрации Суражского района Брянской области о признании отказов незаконным, обязании включения в список (сводный список) граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями,
У С Т А Н О В И Л :
Пипченко А.В. обратился в суд с административным иском к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, администрации г. Суража, ссылаясь на то, что согласно выписке из приказа ОВД по Суражскому муниципальному району Брянской области от <дата>. №... л/с он уволен из органов внутренних дел по достижении предельного возраста; состоит на жилищном учете при администрации г. Суража с 31.01.1996г. Ответом Департамента строительства и архитектуры Брянской области № 1855-ДС от 25.06.2016г. ему и членам его семьи было отказано в обеспечении жилым помещением. Согласно ответу УМВД России по Брянской области от 31.10.2016г. № 25/167710848992 административный истец не состоит в списках сотрудников аппарата УМВД России по Брянской области и МО МВД России "Унечский", состоящих на жилищном учете общей очереди.
В связи с изложенным, административный истец просил суд признать отказ Департамента строительства и архитектуры Брянской области, администрации г. Сураж Брянской области в обеспечении Пипченко А.В. и членов его семьи жилым помещением незаконным; обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области, администрацию г. Сураж Брянской области обеспечить Пипченко А.В. и членов его семьи жилым помещением посредством предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Брянской области в соответствии с установленными нормами размера жилой площади и стоимости 1 кв.м жилья.
В судебном заседании 31.03.2017г. представитель административного истца Калуга Е.А., действуя в интересах Пипченко А.В. по доверенности, заявленные требования уточнил, просил суд:
- признать незаконным отказ администрации Суражского района Брянской области от 28.04.2016г. № 1291;
- признать незаконным отказ Департамента строительства и архитектуры Брянской области от 25.06.2016г. № 1855-ДС;
- обязать администрацию Суражского района Брянской области включить Пипченко А.В. и членов его семьи: супругу П.Н.Н. и дочь Ш.О.А., в список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010г. № 342-ФЗ, путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
- обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить Пипченко А.В. и членов его семьи: супругу П.Н.Н. и дочь Ш.О.А., в сводный список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010г. № 342-ФЗ, путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Судом произведена замена ненадлежащего ответчика - администрация г. Суража Брянской области на надлежащего - администрация Суражского района Брянской области; к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены П.Н.Н. и Ш.О.А.
В судебном заседании представитель административного истца Калуга Е.А., действующий в интересах Пипченко А.В. по доверенности, заявленные требования с учетом уточнений поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Яковлев И.А., главный консультант отдела преодоления последствий радиационных аварий департамента строительства и архитектуры Брянской области, действующий по доверенности, заявленные требования не признал.
Представитель заинтересованного лица Вяликова Н.В., начальник отделения правового отдела УМВД России по Брянской области, в судебном заседании пояснила, что административный истец на жилищном учете в УМВД России по Брянской области и МО МВД России «Унечский» не состоит.
Административный истец Пипченко А.В., представитель административного ответчика администрации Суражского района Брянской области и заинтересованные лица П.Н.Н., Ш.О.А. в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В заявлениях на имя суда просили рассмотреть дело в их отсутствие. Суд с согласия лиц, участвующих в административном деле, и в соответствии со ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в административном деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из административного дела следует, что Пипченко А.В. уволен из органов внутренних дел по достижении предельного возраста, что подтверждается выпиской из приказа ОВД по Суражскому муниципальному району Брянской области от <дата>. №... л/с.
Постановлением администрации г. Суража от 31.01.1996г. № 38 согласно протоколу № 1 заседания жилищно-бытовой комиссии «О рассмотрении заявлений граждан г. Суража о постановке на учет в получении и улучшении жилой площади» от 31.01.1996г. Пипченко А.В., <данные изъяты>, был поставлен на общую очередь «А», выделен из общей очереди и поставлен на льготную очередь «В» на улучшение жилищных условий с составом семьи 3 человека: Пипченко А.В., супруга П.Н.Н. и дочь Ш.О.А.
На обращение административного истца от 28.03.2016г. о включении в список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010г. № 342-ФЗ Главой администрации Суражского района 28.04.2016г. (исх. № 1291) было сообщено о необходимости предоставления удостоверения о праве на льготное обеспечение жильем (п. 7 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1054). Пипченко А.В. разъяснено, что администрация Суражского района для предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения должна сформировать списки граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, для подачи в орган исполнительной власти. Поскольку Пипченко А.В. представлен неполный пакет документов, в соответствии с п. 7 Порядка, он не может быть включен в данный список.
На обращение Пипченко А.В. в Департамент строительства и архитектуры Брянской области в ответе от 25.06.2016г. (исх. № 1855-ДС), ему разъяснено, что при увольнении в 2009г. улучшение жилищных условий должно было осуществляться путем получения государственного жилищного сертификата от МВД РФ.
На заявление административного истца о предоставлении жилой площади УМВД России по Брянской области в ответе от 31.10.2016г. № 25/167710848992 сообщено, что учитывая, что Пипченко А.В. в списках сотрудников аппарата УМВД России по Брянской области, состоящих на жилищном учете общей очереди, и МО МВД России «Унечский» не состоит, не имеется правовых оснований для обеспечения его и членов его семьи жильем, предоставления единовременной социальной выплаты либо государственного жилищного сертификата.
Оценивая обоснованность заявленных требования и возражений, суд принимает во внимание следующее.
В целях совершенствования порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, и реализации их прав на получение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению N 1, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего, либо областным (республиканским) военным комиссариатом - для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств - участников СНГ.
Постановлением администрации Брянской области от 31.08.2011г. № 801 (в ред. постановления Правительства Брянской области от 25.09.2015 № 452-п) утвержден Порядок предоставления гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам жилых помещений в собственность бесплатно, по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Главным распорядителем средств, выделяемых из федерального бюджета бюджету Брянской области, определен департамент строительства и архитектуры Брянской области.
Согласно п. 5 Раздела IV Порядка, формирование списков граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" (далее - список), осуществляется органами местного самоуправления, уполномоченными на основании муниципальных правовых актов соответствующих муниципальных образований на реализацию полномочий по обеспечению граждан, уволенных с военной службы (службы), жилыми помещениями в муниципальном образовании (далее - уполномоченный орган) по форме согласно приложению 1 к Порядку.
Для включения в список граждане представляют в уполномоченный орган заявление по форме согласно приложению 3 к Порядку (п. 6). Перечень прилагаемых к заявлению документов оговорен в п. 7. К таким документам относятся, в т.ч., удостоверение о праве на льготное обеспечение жильем (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054). В случае несоответствия гражданина, уволенного с военной службы, требованиям, указанным в пунктах 2, 3 раздела II настоящего Порядка, непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, а также реализации им права на улучшение жилищных условий с использованием средств федерального бюджета гражданин, уволенный с военной службы, в указанный список не включается. Повторное обращение с заявлением на обеспечение жильем в соответствии с настоящим Порядком допускается после устранения оснований для отказа (п. 7 Раздела IV Порядка).
Формирование сводного списка осуществляется департаментом по форме согласно приложению 2 к Порядку в хронологической последовательности в соответствии с датой принятия на учет граждан, нуждающихся в жилье, на основании списков граждан, представленных уполномоченными органами (п. 11).
На основании сводного списка с учетом объема субвенции, выделенной из федерального бюджета бюджету Брянской области на финансовое обеспечение переданных Российской Федерацией полномочий по обеспечению граждан жилыми помещениями на соответствующий финансовый год, департамент формирует список граждан - претендентов на обеспечение жилыми помещениями в текущем году по Брянской области. Указанный список утверждается заместителем Губернатора Брянской области (п. 12 Порядка).
Из дела следует, что предусмотренные п. 7 вышеуказанного Порядка, в частности, удостоверение о праве на льготное обеспечение жильем в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1054, административным истцом в администрацию Суражского района представлено не было.
Обращение за указанным удостоверением административным истцом совершено уже в период рассмотрения настоящего административного дела. В судебном заседании представителем административного истца представлена копия справки начальника МО МВД России «Унечский» от 07.04.2017г. № 58/58/3/177703883978 о том, что Пипченко А.В. в период прохождения службы в ОВД по Суражскому муниципальному району Брянской области выплата денежного довольствия осуществлялась из средств федерального бюджета. Также представлена копия ответа начальника МО МВД России «Унечский» от 07.04.2017г. № 58/3/177703883978 с сообщением, что в связи с тем, что Пипченко А.В. в период прохождения службы в ОВД по Суражскому муниципальному району Брянской области на жилищном учете не состоял, предоставить удостоверение о праве на льготное обеспечение жильем не представляется возможным.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В связи с вышеизложенным, а также не предоставлением необходимых документов (удостоверения о праве на льготное обеспечение жильем) не имеется оснований для признания незаконными отказа администрации Суражского района Брянской области от 28.04.2016г. № 1291 и отказа Департамента строительства и архитектуры Брянской области от 25.06.2016г. № 1855-ДС и удовлетворения требований в части обязания администрации Суражского района Брянской области включить Пипченко А.В. и членов его семьи в список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010г. № 342-ФЗ, путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; обязания Департамента строительства и архитектуры Брянской области включить Пипченко А.В. и членов его семьи в сводный список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010г. № 342-ФЗ, путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
На основании изложенного, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 179, 180 КАС РФ суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Пипченко А.В. к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, администрации Суражского района Брянской области о признании отказов незаконным, обязании включения в список (сводный список) граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца.
Председательствующий А.С.Хромина
Мотивированное решение
изготовлено 26 апреля 2017 года