Дело №2-67/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 06 февраля 2013 года
Судья Октябрьского районного суда Приморского края Севостьянова Е.Н.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района Приморского
края Кравченко А.А.
при секретаре Кондратенко И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района Приморского края в защиту интересов несовершеннолетнего К. к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Октябрьскому району Приморского края» о признании решения незаконным и возобновлении выплаты пенсии по случаю потери кормильца,
у с т а н о в и л :
Прокурор Октябрьского района обратился в суд с вышеуказанным иском в защиту интересов несовершеннолетнего К., указав, что ДД.ММ.ГГГГ решением № Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ГУ - УПФ РФ) по Октябрьскому району Приморского края Козловскому Илье Сергеевичу, 13.03.1998 года рождения, на период с 22.07.2012 по 13.03.2016 назначена пенсия по случаю потери кормильца – С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сведения о котором в качестве отца внесены в документы о рождении ребенка. 15.01.2013 ГУ – УПФ РФ по Октябрьскому району Приморского края, рассмотрев заявление К., вынесло незаконное решение № об отмене ранее принятого решения об установлении пенсии, которое прокурор просит отменить.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района Кравченко А.А. иск поддержал и пояснил, что в актовую запись о рождении С. внесены сведения об отце – С. Мать К. лишена родительских прав. ДД.ММ.ГГГГ С. умер. 06.09.2012 г. несовершеннолетний К. обратился в Управление Пенсионного фонда по Октябрьскому району с заявлением о назначении пенсии по случаю смерти кормильца. Решением от 10.09.2012 г. К. такая пенсия была назначена. Однако, в последующем было принято решение № от 15.01.2013 г. об отмене решения от 10.09.2012 г. со ссылкой на то, что указанный в свидетельстве о рождении в качестве отца С. ДД.ММ.ГГГГ г. фактически являлся дедушкой К.. Считает данное решение незаконным, просит суд его отменить и обязать ответчика возобновить выплату пенсии по случаю потери кормильца по решению № от 10.09.2012 г.
Несовершеннолетний К. поддержал исковые требования и пояснил, что его воспитывал С., который указан в свидетельстве о рождении отцом. Мать воспитанием не занималась и жила своей жизнью. С детства называл С. папой. До смерти С. его зарплата (а потом пенсия) была постоянным и основным источником средств к существованию. Мать никакой материальной помощи не оказывала. Она была лишена родительских прав. После смерти С. обратился с заявлением о назначении пенсии. До ноября 2012 г. пенсию выплачивали, а в декабре 2012 г. её выплату прекратили. Просит обязать Управление Пенсионного фонда по Октябрьскому району возобновить выплату ему пенсии по случаю потери кормильца.
Законный представитель К. - попечитель А., действующий на основании распоряжения начальника Территориального отдела опеки и попечительства по Октябрьскому муниципальному району №-р от ДД.ММ.ГГГГ, иск поддержал и пояснил, что К. – его племянник, но всегда относился к нему как к брату, поскольку с рождения его воспитанием занимался его (А.) отец. Мать К. - А. сразу после рождения сына бросила его и воспитанием не занималась. С рождения К. воспитывал и содержал только С., указанный в свидетельстве о рождении К. в качестве отца. С. знал о том, что указан отцом ребенка и против этого никогда не возражал. Считает, что выплата пенсии по случаю потери кормильца прекращена незаконно. Просит удовлетворить иск.
Представитель ответчика Шкарупа Е.А., действующая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что сведения об отце К. внесены в актовую запись о рождении ребенка со слов матери. Следовательно отец ребенка неизвестен. В ходе проведенной проверки было установлено, что А. является одинокой матерью, а документы, подтверждающие родственные отношения К. с умершим кормильцем отсутствуют. Опекун несовершеннолетнего – А. не представил документы, подтверждающие родственные отношения умершего С. с ребенком – К., а также документы, подтверждающие или опровергающие, что А. является одинокой матерью. Исходя из этого 15.01.2013 г. было принято решение о прекращении выплаты пенсии. Считает данное решение соответствующим закону, просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика Лакеева Л.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, поддержала доводы, изложенные представителем Шкарупа Е.А., и пояснила, что решением Михайловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ А.. лишена родительских прав в отношении сына К.. Сведения об отце внесены в свидетельство о рождении со слов матери. Для получения пенсии по случаю утери кормильца К. необходимо представить документы, подтверждающие, что его мать А. является нетрудоспособным родителем. Будучи лишенной родительских прав А. обязана содержать своего ребенка. Поскольку на момент обращения К. имел мать, ему не могла быть назначена пенсия по случаю утери кормильца. Кроме того, К. выплачивалось пособие после оформления опеки, поэтому быть получателем пенсии он не может.
Свидетель К.И. суду пояснила, что А. является её дочерью, которая в ДД.ММ.ГГГГ г. родила сына К.. С. дал согласие на то, чтобы в свидетельстве о рождении в качестве отца К. был указан он, а также на то, чтобы ребенку дали его фамилию и отчество. С момента рождения К. проживал в их семье, называл С. папой. С. забирал ребенка из роддома, затем полностью его содержал и воспитывал. В тот период времени он работал, а затем стал получать пенсию. Считает, что в свидетельстве о рождении указано не вымышленное лицо, а конкретный человек – С., который умер летом 2012 года. Мать К. воспитанием сына не занималась и в последующем была лишена родительских прав. После этого также никакого материального содержания ребенку не оказывала. После смерти С. посоветовала внуку обратиться с заявлением о назначении пенсии. С декабря 2012 г. выплата пенсии прекратилась.
Оценив заявленные требования, выслушав доводы помощника прокурора Кравченко А.А., несовершеннолетнего К., его попечителя А., представителей ответчика и свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Поскольку К. является несовершеннолетним, суд считает, что прокурор в пределах своих полномочий обратился в суд с исковым заявлением в защиту пенсионных прав несовершеннолетнего гражданина в порядке ст.45 ч.1 ГПК РФ.
Согласно п.1 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.
В соответствии с п.п.1 п.2 ст. 9 Федерального закона нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются, в том числе, дети, внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
Из распоряжения №-р от 30.08.2012 г. «Об установлении попечительства над несовершеннолетним К.» следует, что мать несовершеннолетнего – А. лишена родительских прав по решению Михайловского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ Несовершеннолетний К.И., его попечитель и допрошенная свидетель К.И. подтвердили данное обстоятельство.
Свидетельством о рождении I-BC № подтверждается, что отцом К., ДД.ММ.ГГГГ г.р. указан С. (дата записи акта о рождении № – ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно свидетельству о смерти С. умер ДД.ММ.ГГГГ
Заявлением от 06.09.2012 г. подтверждается, что несовершеннолетний К. обратился в Управление Пенсионного фонда по Октябрьскому району по вопросу назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
10.09.2012 решением № Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ГУ - УПФ РФ) по Октябрьскому району Приморского края К. ДД.ММ.ГГГГ года рождения на период с 22.07.2012 по 13.03.2016 назначена пенсия по случаю потери кормильца в сумме <данные изъяты>
Решением ГУ – УПФ РФ по Октябрьскому району Приморского края от 15.01.2013 № от 15.01.2013 г. отменено ранее принятое решение от 10.09.2012 г. о назначении пенсии. В обоснование решения указано, что указанный в свидетельстве о рождении в качестве отца С., являлся дедушкой К..
Согласно п.4 ст. 9 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
Согласно ст. 47 Семейного кодекса Российской Федерации права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. В судебном заседании из показаний свидетеля К.И. установлено, что при жизни С. знал, что в актовой записи о рождении и в свидетельстве о рождении он указан отцом ребенка, родившегося у А. Однако он не оспаривал данные обстоятельства и не возражал, чтобы ребенку были даны его фамилия и отчество. С требованиями об исключении из актовой записи сведений о нем, как об отце К., он не обращался. Свидетель С. кроме того пояснила, что сначала заработная плата, а затем пенсия С. являлись для несовершеннолетнего К.И. постоянным и основным источником средств к существованию.
Основания прекращения выплаты пенсии предусмотрены ст.22 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно п.п.3 п.1 данной статьи выплата трудовой пенсии прекращается в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию).
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается. Ответчиком к судебному исследованию не представлены доказательства, подтверждающие, что ко дню принятия оспариваемого решения от 15.01.2013 г. имелись обстоятельства или документы, опровергающие достоверность сведений, представленных К. в подтверждение права на указанную пенсию, в том числе доказательства, подтверждавшие, что актовая запись о рождении К. в части сведений об отце была оспорена в судебном порядке. Таким образом, факт нахождения несовершеннолетнего К. на иждивении отца – С. предполагается и не требует доказательств.
Суд не принимает доводы ответчика о том, что пенсия по случаю потери кормильца не может выплачиваться К., поскольку им (и его опекуном) не представлено доказательств нетрудоспособности матери - А.. При этом суд исходит из того, что сторонами не оспаривается тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ А. лишена родительских прав в отношении К. Следовательно после смерти С. несовершеннолетний К. не имеет трудоспособных родителей. Требования ответчика представить документы, подтверждающие нетрудоспособность А. как родителя (матери) К., в отношении которого она лишена родительских прав, не основаны на законе.
Исходя из этого, суд считает, что К. имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца. В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ (в редакции от 03.12.2012 г.) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" выплата пенсии, которая была прекращена, подлежит восстановлению. Исходя из этого, отменяя как незаконное решение ГУ УПФ РФ по Октябрьскому району №524 от 15.01.2013 года, суд обязывает ответчика восстановить выплату К. пенсии по случаю потери кормильца по решению № от 10.09.2012 года. В соответствии со ст.206 ч.2 ГПК РФ суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.197-199 ГПК РФ, ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.12 ГК РФ, ст. 206 ч.2 ГПК РФ суд
Р е ш и л :
Иск Прокурора Октябрьского района Приморского края в защиту интересов несовершеннолетнего К. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Октябрьскому району Приморского края – удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Октябрьскому району Приморского края от 15.01.2013 года № об отмене решения от 10.09.2012 года об установлении К. пенсии по случаю потери кормильца.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Октябрьскому району Приморского края в течение 10 дней после вступления решения в законную силу восстановить выплату К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> края трудовой пенсии по случаю потери кормильца по решению ГУ - УПФ РФ по Октябрьскому району Приморского края от 10.09.2012 г. №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Октябрьский районный суд Приморского края в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме (с 07.02.2013 г.).
Судья Е.Н.Севостьянова