Решение по делу № 2-288/2017 от 14.03.2017

дело № 2-288/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лесозаводск 30.05.2017г.

Лесозаводский районный суд Приморского края в составе

председательствующего судьи Гусева А.В.,

с участием истца П.Ю.Вю,

представителя истца ФИО9,

при секретаре Кочегаровой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.Ю.Вю, ФИО4 к Министерству ФИО2 Российской Федерации, Федеральному агентству по управлению Государственным имуществом Минэкономразвития России (в лице Территориального Управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Приморском крае),

о признании недействительным Распоряжения территориального управления по Приморскому краю Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы просят:

- признать недействительным Распоряжение территориального управления по Приморскому краю Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом № хх-р от 17.07.2007г. «О включении квартир в специализированный жилищный фонд» в части присвоения статуса «служебное» жилому помещению по адресу: ххххххх,

- признать за ними право пользования указанным жилым помещением на условиях договора социального найма.

Обосновывают тем, что в связи со сносом ххххххх, где они проживали в ххххххх, признанного аварийным жильем, на основании ордера № хх от хх.хх.хххх истцу ФИО7 и ее дочерям ФИО5 хх.хх.хххх рождения и ФИО11 хх.хх.хххх рождения предоставлено жилое помещение по адресу: ххххххх. В ордере указано основание предоставления – по сносу, отметок о том, что данное жилое помещение являлось служебным, нет. Она никогда не являлась работником воинской части, в связи с чем отказывалась от жилья в военном городке, однако ввиду отсутствия иного жилого помещения, председатель комиссии уверил её, что отсутствие красной полосы на ордере означает, что данное жилье не является служебным. До настоящего времени она проживает в данной квартире с дочерью ФИО4 (Пономаревой) А.А. В хх.хх.хххх г. они решили реализовать право на приватизацию, обратились в ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ, из ответа которого выяснилось, что квартира отнесена к служебным жилым помещениям на основании Распоряжения Территориального управления Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю № 394-р от 17.07.2007г. На момент вселения в спорное жилое помещение, квартира не была включена в перечень специализированного жилого фонда в установленном законом порядке, действующим на момент вселения, не распределялась в качестве служебной в соответствии со ст. 92 ЖК РФ, была предоставлена по сносу другого жилого помещения, никогда ответчиком договор найма служебного помещения с истцами не заключался. В соответствии с п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 42 от 26.01.2006 г., отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

В судебном заседании истец П.Ю.Вю и ее представитель на иске настаивают. Истец ФИО4 в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, на иске настаивает.

Представитель ответчика - Министерства Обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, сведений о причинах неявки и письменных возражений суду не предоставил.

Представитель ответчика Федерального агентства по управлению Государственным имуществом Минэкономразвития России (в лице Территориального Управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в ххххххх) в суд не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать. Изменение статуса служебного жилого помещения, расположенного по адресу: ххххххх, относится к исключительной компетанции собственника, которым является Министерство ФИО2. Признание распоряжения Территориального управления недействительным не приведет к изменению статуса служебного жилого помещения и не создаст условий для его приватизации. Истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, так как он должен был обжаловать не распоряжение Территориального управления № 394-р от 17.07.2007 г. «О включении квартир в специализированный жилищный фонд», а отказ ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министрества обороны РФ исключить жилое помещение из числа служебных, выраженный в письме от хх.хх.хххх № хх.

Представитель третьего лица - Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства ФИО2 Российской Федерации в суд не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать. Жилое помещение – квартира по адресу: ххххххх, включено в число служебных Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому кра. от 17.07.2007 г. № 394-р, находится в ведении Министрества обороны РФ, предоставлялось П.Ю.Вю в связи со сносом на основании ордера № хх от хх.хх.хххх До 2009 г. данное жилое помещение находилось на территории закрытого военного городка и в силу прямого указания закона (абз. 8 п. 1 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих») являлось служебным, в связи с чем, несмотря на то, что статус населенного пункта изменился в связи с исключением его из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил РФ, оснований для исключения квартиры из перечня служебных не имеется. Жилые помещения жилого фонда Министерства обороны РФ являеются специализированными жилыми помещениями и не предназначены для постоянного проживания граждан, а потому могут быть использованы лишь для временного проживания. П.Ю.Вю и члены ее семьи нуждающимися в получении жилого помещения в порядке ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» не признавались, на соответствующем учете не состояли. В адрес 5 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении не обращались.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

1. Ссылка представителя третьего лица - Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации на то, что до 2009г. спорное жилое помещение находилось на территории закрытого военного городка и в силу прямого указания закона (абз. 8 п. 1 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих») являлось служебным, не состоятельна, т.к. квартира предоставлена истцам 14.06.1996г., а Федеральный закон «О статусе военнослужащих» N 76-ФЗ принят 27.05.1998г. Кроме того, из текста данной нормы не следует, что все жилые помещения на территории закрытого военного городка являются служебными.

Доказательств того, что на момент предоставления жилого помещения истцам военный городок был закрытым, суду также не предоставлено.

Понятие закрытого военного городка получило законодательное закрепление также в ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» N 76-ФЗ от 27.05.1998г., на которую ссылался представитель третьего лица.

При решении вопроса, все ли предоставляемые ведомственные жилые помещения на территории закрытого военного городка являются служебными, суд исходит из следующего:

В соответствии с п.1 ч.2 ст.7 Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 (ред. от 12.01.1996) «Об основах федеральной жилищной политики» (который утратил силу с 1.03.2005г. в связи с принятием ФЗ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ о введении в действие ЖК РФ) жилые помещения закрытых военных городков состояли в государственной собственности РФ и являлись ведомственным жилым фондом.

В силу ст. 101 ЖК РСФСР жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Таким образом, перевод жилого помещения в разряд служебного осуществляли не министерства и ведомства РФ, а местные органы власти.

В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент предоставления спорной квартиры, единственным основанием для вселения в предоставленное - жилое помещение являлся ордер, который выдавался гражданину на основании решения исполнительного комитета районного, городского Совета народных депутатов о предоставлении жилого помещения.

Доказательств того, что жилое помещение на момент его предоставления истцам хх.хх.хххх было отнесено к числу служебных, ответчиком суду не предоставлено.

Согласно п. 31 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, утвержденного приказом Министра Обороны СССР от 10.11.1975г. № 285 заселение служебных жилых помещений (в т.ч. в закрытых военных городках) производится по специальным ордерам и только после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся.

В соответствии с п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" по действующему до 1 марта 2005 года законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (статьи 47, 105 ЖК РСФСР). После 1 марта 2005 года основанием заключения договора найма конкретного специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является, согласно статье 99 ЖК РФ, решение собственника такого жилого помещения или действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти или уполномоченного органа местного самоуправления либо иного уполномоченного им лица о предоставлении гражданину, не обеспеченному жилым помещением в соответствующем населенном пункте, специализированного жилого помещения.

Решения органа местного самоуправления об отнесении квартиры к числу служебного жилья, как это требует ст. 101 ЖК РСФСР (действовавшая в указанный период), п. 31 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, утвержденного приказом Министра Обороны СССР от 10.11.1975г. № 285 (действовавшего в указанный период) ответчиками суду не предоставлено.

Суд исходит из требований п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 и учитывает, что ордер № 17/96 от 14.06.1996 г. служебным не является. Таким образом, на момент предоставления спорного жилого помещения истцам оно не имело статуса служебного.

2. Согласно части 2 статьи 92 ЖК РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями, которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.

В соответствии с п.15 указанных Правил использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.

Нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 2 статьи 99 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке заинтересованными лицами требования о признании этого решения недействительным.

хх.хх.хххх Лесозаводская КЭЧ обратилась в Территориальное управление с ходатайством за № хх о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд, в том числе и ххххххх.

Распоряжением Территориального управления от 17.07.2007 № 394-р «О включении квартир в специализированный жилищный фонд» спорное жилое помещение согласно перечню было включено в специализированный жилищный фонд с отнесением её к числу служебных помещений, находящихся в оперативном управлении Лесозаводской КЭЧ.

Согласно п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

В нарушение п. 3 указанных Правил жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду в период проживания в нем истцов на основании договора найма жилого помещения, находящегося в государственной собственности, а решение об отнесении квартиры к числу служебных может быть принято только в тот период, когда квартира не предоставлена жильцам. На момент подачи ходатайства (хх.хх.хххх), спорная квартира была занята истцами, никак не связанными служебными отношениями с Министерством обороны РФ. Лесозаводская КЭЧ Дальневосточного военного округа, достоверно располагая сведениями о том, что наниматели жилого помещения (истцы) не состоят в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ.

Таким образом, требования истцов о признании недействительным Распоряжения Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом территориального управления по ххххххх № хх-р от 17.07.2007г. «О включении квартир в специализированный жилищный фонд» в части присвоения статуса служебного жилому помещению по адресу: ххххххх, а также о признании за истцами права пользования указанным жилым помещением на условиях договора социального найма подлежат удовлетворению.

Ссылка представителя Росимущества на то, что:

- Оспариваемое распоряжение Территориального управления не подлежит признанию недействительным, т.к. оно было издано в 2007 году до разграничения полномочий между Росимуществом и Министерством обороны, в части распоряжения федеральным имуществом;

- Изменение статуса служебного жилого помещения, расположенного по адресу: ххххххх, относится к исключительной компетенции собственника, которым является Министерство обороны. Признание распоряжения Территориального управления недействительным не приведёт к изменению статуса служебного жилого помещения и не создаст условий для его приватизации.

- Истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, т.к. он должен был обжаловать не распоряжение Территориального управления № хх-р от хх.хх.хххх «О включении квартир в специализированный жилищный фонд», а отказ ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской федерации исключить жилое помещение из числа служебных, выраженный в письме от хх.хх.хххх № хх,

- В своём заявлении истец указал в качестве ответчика Министерство обороны РФ, а требование предъявил непосредственно к Территориальному управлению о признании недействительным распоряжения № хх-р от хх.хх.хххх,

не могут быть приняты во внимание, поскольку вступившим в силу хх.хх.хххх Постановлением Правительства Российской Федерации от хх.хх.хххх № хх «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Таким образом, полномочия Росимущества на осуществление от имени Российской Федерации указанных юридических действий с хх.хх.хххх переданы Министерству обороны России и в компетенцию Росимущества не входят.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск П.Ю.Вю, ФИО4 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному агентству по управлению Государственным имуществом Минэкономразвития России удовлетворить.

Признать недействительным Распоряжение территориального управления по Приморскому краю Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом № 394-р от 17.07.2007г. «О включении квартир в специализированный жилищный фонд» в части присвоения статуса «служебное» жилому помещению по адресу: ххххххх,

Признать за П.Ю.Вю, ФИО4 право пользования жилым помещением по адресу: ххххххх, на условиях договора социального найма.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение 1 месяца через Лесозаводский районный суд.

Судья Гусев А.В.

2-288/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Пономарева Ю.В.
Казанцева А.А.
Ответчики
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом
Министерство Обороны РФ
Территориальное Управление по Приморскому краю
Другие
Пивень Г.В.
Федеральное агенство по управлению федеральным имуществом
ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
Суд
Лесозаводский районный суд Приморского края
Дело на странице суда
lesozavodsky.prm.sudrf.ru
14.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.03.2017Передача материалов судье
17.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2017Судебное заседание
30.05.2017Судебное заседание
30.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее