Решение по делу № 2-1715/2017 от 11.01.2017

дело №2-1715/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2017 года г.Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Автушина Ф.А.,

при секретаре Кон диной М.В.,

с участием представителя истца Щербаковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

прокурора г.Сыктывкара в интересах Фролова М.Р. к администрации МО

ГО «Сыктывкар» о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Сыктывкара обратился в суд в интересах Фролова М.Р. к администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании предоставить Фролову М.Р. жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемое по договорам найма специализированных жилых помещений по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В обоснование требований указано, что при проведении проверки установлено, что Фролов М.Р. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения на территории Республики Коми не имеет, администрацией МОГО «Сыктывкар» включен в список детей-сирот которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени договор найма на жилое помещение с Фроловым М.Р. не заключен.

В судебном заседании Фролов М.Р. личного участия не принял, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом.

Представитель истца Щербакова Н.В. на удовлетворении требований настаивала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

Администрация МО ГО «Сыктывкар» представителя в судебное заседание не направила, в письменном отзыве указано, что Фролов М.Р. значится в администрации МО ГО «Сыктывкар» в списке детей-сирот под №... в настоящее время администрацией г.Сыктывкара проводится работа по обеспечению жилыми помещениями в порядке очередности, предоставление вне очереди Фролову М.Р. жилое помещение нарушит права остальных граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Также администрация г.Сыктывкара просит рассмотреть вопрос о возложении на Министерство финансов Республики Коми и Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми обязанности перечислить Администрации МО ГО «Сыктывкар» денежные средства для приобретения жилья специально для истца.

Ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, министерство финансов РК суд находит не подлежащим удовлетворению, поскольку в рамках рассматриваемого спора правоотношения возникли между истцом и администрацией МО ГО «Сыктывкар», правоотношения между Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, Министерством финансов РК и администрацией г.Сыктывкара являются самостоятельными, при возникновении спора о перечислении денежных средств на приобретение жилья подлежат рассмотрению судом в рамках самостоятельного гражданского дела.


Заслушав явившиеся стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что Прокуратурой г.Сыктывкара проведена проверка по обращению Фролова М.Р., в ходе которой установлено, что Фролов М.Р. ** ** **, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п. 2 ст. 37 действовавшего до 1 марта 2005 года Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилое помещение предоставлялось детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Аналогичное положение содержалось в действовавшем до 1 января 2013 года пункте 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или


обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п. 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей* лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в частности, когда жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-


сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 7 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан», вступившего в законную силу с 01.01.2016, жилые помещения" муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, включенным в список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По письменным запросам лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в профессиональных образовательных организациях и профессиональных организациях высшего образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, однократно в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда могут предоставляться гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, на территории иных муниципальных образований в Республике Коми в случаях и порядке, определенных Правительством Республики Коми.

Таким образом, на законодательном уровне закреплено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при отсутствии закрепленного за ними на условиях договора социального найма, на праве собственности жилого помещения.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Фролов М.Р. ** ** **, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

...

...

Согласно справке администрации шт. ... администрации МО ГО «Сыктывкар» Фролов М.Р. с ** ** **. зарегистрирован по адресу: ... совместно с ... Н.В., ... Г.Е., ... А.Р., ... Д.Р., ... Я.Р.


По сведениям Управления опеки и попечительства Министерства труда и социальной защиты РК по г.Сыктывкару Фролов М.Р. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, в журнале учета ... зарегистрирован ** ** **. и числится за №...

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от ** ** **., утвержденным постановлением администрации МОГО «Сыктывкар» от ** ** **. №... Фролов М.Р. включен в список в рамках Закона Республики Коми от 07.12.2012г. №104-РФ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», установлен факт невозможности проживания в жилом помещении, расположенным по адресу: ... (... кв.м. общей площади), в связи с тем, что общая площадь жилого помещения приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.

Фролов М.Р.значится в администрации МО ГО «Сыктывкар» в списке с ** ** **. под №..., жилого помещения на территории г.Сыктывкара не имеет.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истец Фролов М.Р., не имеющий в собственности или по договору найма жилого помещения, относящийся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенный в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на территории МО ГО «Сыктывкар», имеет право на предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда.

При этом не имеет значения, под каким номером состоит истец в списке, поскольку действующим законодательством не предусмотрена реализация лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на получение жилья в порядке очередности.

Принимая во внимание установленные по делу факты, суд удовлетворяет требование истца о возложении на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности предоставить Фролову М.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, в г. Сыктывкаре на условиях договора найма специализированного жилого помещения.

При определении размера жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд руководствуется требованиями п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Решением Совета МО «Город Сыктывкар» от 28.11.2005 № 20/11-282 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 13,5 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Учитывая изложенное, суд определяет право истца на обеспечение жильем общей площадью не менее 13,5 кв.м.

Суд не находит возможности, разрешая спор, возложить на Министерство финансов Республики Коми и Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми обязанность перечислить Администрации МО ГО «Сыктывкар» денежные средства для приобретения жилья специально для истца, как о том указывает ответчик, поскольку в силу ч. 3 ст. 196 ГПК Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.


Истец о возложении указанных обязанностей на третьих лиц не заявляла.

Кроме того, требования Администрации МО ГО «Сыктывкар» к Министерству финансов Республики Коми и Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми об обязании перечислить денежные средства для приобретения жилья для Фролова М.Р. не подлежат рассмотрению и разрешению судом общей юрисдикции, поскольку относятся к подведомственности арбитражного суда.

руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» предоставить Фролову М.Р. благоустроенное жилое помещение в г.Сыктывкаре Республики Коми на условиях специализированного найма на состав семьи ... человек общей площадью не менее 13,5 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

2-1715/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Сыктывкара в интер Фролова Михаила Ринадовича
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
11.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2017Передача материалов судье
16.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.02.2017Судебное заседание
07.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее