Дело № 2-110/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Брянская область, п. Навля 15 марта 2017 года
Навлинский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи - Мазовец В.А.
при секретаре - Исаевой Г.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Навлинского района Брянской области выступающего в защиту интересов Фоминой И.В. к Администрации Навлинского района Брянской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Навлинского района Брянской области, выступая в защиту интересов Фоминой И.В. обратился в суд с указанным иском к Администрации Навлинского района Брянской области, в котором просит обязать ответчика предоставить Фоминой И.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных норм, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилья.
Допрошенный в судебном заседании представитель истца помощник прокурора Навлинского района Брянской области Богатикова Т.А. поддержала заявленные исковые требования и суду пояснила, что в результате проведенной проверки по обращению Фоминой (до вступления в брак Серой) И.В. установлено, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей: мать Фоминой И.В. – ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации Навлинского района Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Фоминой И.В. была установлена опека, опекуном была назначена ФИО7
Согласно представленному диплому Фомина И.В. ДД.ММ.ГГГГ закончила ГБОУ СПО «Брянский техникум питания и торговли» по профессиям: коммерческий агент, продавец-кассир продовольственных и непродовольственных товаров. ДД.ММ.ГГГГ Фомина И.В. родила сына ФИО2.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Серая (после вступления в брак Фомина) И.В. является собственником 1/9 доли в общей долевой собственности жилого дома общей площадь 77,1 кв.м. Постановлением Ревенской сельской администрации Навлинского района Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ Серая И.В. поставлена на жилищный учет, как несовершеннолетняя, оставшаяся без попечения родителей и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях по договорам специализированных жилых помещений под №. В списке лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в МО «<адрес>» у которых возникло право на получение жилья и не реализовано Серая И.В. зарегистрирована под №. После включения Серой И.В. в указанный список, она обращалась в администрацию Навлинского района с заявлением о предоставлении ей жилого помещения специализированного жилого фонда, однако до настоящего времени указанным жильем не обеспечена.
В связи с чем, просит удовлетворить иск прокурора Навлинского района и обязать администрацию Навлинского района Брянской области предоставить Фоминой И.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных норм, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилья.
Допрошенные в судебном заседании Фомина И.В. заявленные исковые требования прокурора Навлинского района Брянской области поддержала в полном объеме, просила суд иск удовлетворить.
Допрошенный в судебном заседании представитель ответчика Администрации Навлинского района Брянской области Соловьева Л.В. действующая по доверенности с исковым заявлением прокурора Навлинского района Брянской области не согласна и суду пояснила, что Администрация Навлинского района Брянской области не оспаривает право Фоминой И.В. на обеспечение ее жилым помещением, однако в настоящее время в бюджете муниципального образования нет денежных средств для приобретения ей жилья, кроме того, законодательством не предусмотрено немедленное обеспечение жильем. Данное обеспечение осуществляется по мере поступления денежных средств.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. При этом малоимущим и гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и иных жилищных фондов. Законодатель сам определяет категории граждан, конкретные формы, а также источники и порядок обеспечения их жильем.
В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, зашиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 названного Закона прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Пунктом 9 ст. 8 названного Федерального закона установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения жилыми помещениями.
Как установлено в судебном заседании Фомина (до вступления в брак Серая) И.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения ( паспорт л.д.7 ), относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельства о смерти выданного повторно ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11) мать Серой И.В. (свидетельство о рождении л.д.6)- ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
На основании постановления Администрации Навлинского района Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ. опекуном над несовершеннолетней Серой И.В. назначена ФИО7 (л.д.12).
Согласно Постановлению Ревенской сельской Администрации Навлинского района Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27) Серая И.В. поставлена на жилищный учет как несовершеннолетняя, оставшаяся без попечения родителей и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как установлено в судебном заседании, Фомина (Серая) И.В. с момента рождения проживала в <адрес>, где и зарегистрирована по настоящее время (паспорт л.д.7).
Согласно свидетельству о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9) Серая И.В. ДД.ММ.ГГГГ заключила брак с Фоминым А.И., после заключения брака жене присвоена фамилия «Фомина».
ДД.ММ.ГГГГ Фомина И.В. закончила ГБОУ СПО «Брянский техникум питания и торговли» по профессиям: коммерческий агент, контролер-кассир, продавец продовольственных и непродовольственных товаров, что подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании (д.д.8).
В настоящее время Фомина И.В. проживает со своим мужем Фоминым А.И. и сыном ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении - л.д.9) в жилом помещении, принадлежащем ее брату ФИО11, поскольку жилого помещения, в котором Фомина И.В. могла бы проживать со своей семьей не имеется.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13) Фомина (Серая) И.В. является собственником 1/9 доли в общей долевой собственности жилого дома общей площадь 77,1 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, что составляет менее учетной нормы.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в ред. от 25.11.2013 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной статьи.
Согласно п. 7 данной статьи жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с пунктом 8 части 1 ст. 92 и ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, право на обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, появляется с момента приобретения ими данного статуса. Федеральное законодательство возлагает обязанности по обеспечению детей-сирот жильем на органы исполнительной власти субъектов РФ, которые, в свою очередь, могут своими законами передать отдельные полномочия органам местного самоуправления, предоставляя при этом финансовые ресурсы на их выполнение.
В соответствии с Законом Брянской области от 02.12.2011 № 124-3 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Брянской области, наделены отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Согласно ст. 2 указанного Закона органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих в соответствии с Законом Брянской области от 9 марта 2005 года N 3-З "О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области" статусом городского округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений и предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Частями 3, 4 статьи 4 Закона Брянской области от 29.12.2012 г. № 107-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области» установлено, что местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения определяется органом опеки и попечительства при исполнительном органе государственной власти Брянской области, исходя из данных о месте жительства лица, подлежащего обеспечению жилым помещением в соответствии с настоящим Законом. В случае невозможности предоставления жилого помещения по месту их жительства в границе соответствующего муниципального района или городского округа с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения в другом муниципальном районе или городском округе.
Предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления с учетом информации органа опеки и попечительства при исполнительном органе государственной власти Брянской области о лицах, нуждающихся в жилье на соответствующей территории.
Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в муниципальном образовании «<адрес>» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 16-23) Фомина (Серая) И.В. состоит в очереди на получение жилья под №.
Согласно списку лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей в МО «<адрес>» у которых по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ возникло право на получение жилья и не реализовано (л.д.24-26) Фомина (Серая) И.В. значится за №.
Постановлением Правительства Брянской области от 22.04.2013 г. №58-П утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление государственных полномочий Брянской области на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которому финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом Брянской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Главным распорядителем средств областного бюджета вышеуказанных расходов является департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области. Средства субвенций направляются на оплату расходов, связанных с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в т.ч. на исполнение судебных решений. Департамент финансов Брянской области направляет средства субвенций в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных главному распорядителю средств областного бюджета. Главный распорядитель средств областного бюджета перечисляет средства субвенций в соответствии с лимитами бюджетных обязательств со своего лицевого счета заявками на кассовый расход в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов. Перечисление субвенций в бюджеты муниципальных районов и городских округов осуществляется в установленном порядке на лицевые счета, открытые получателем средств местного бюджета в территориальных органах Федерального казначейства.
В соответствии с п. 9.3 Порядка муниципальные районы и городские округа за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета, предоставляют жилые помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированного жилого помещения, при возникновении оснований, установленных в соответствии с Законом Брянской области № 107-З от 29.12.2012 г. «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области».
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что поскольку органы местного самоуправления в соответствии с Законом Брянской области от 02.12.2011 № 124-3 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» наделены отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, то указанная категория лиц должна обеспечиваться жильем именно органом местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Брянской области, отсутствие денежных средств не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, в связи с чем, исковые требования прокурора Навлинского района Брянской области законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне в пользу которой состоялось решение суду, суд присуждает взыскать с другой стороны судебные расходы.
Учитывая то, что при подаче искового заявления истец в соответствии со ст. 333.36 НК РФ часть 2 от 05.08.2000 года №117-ФЗ ( с последующими изменениями и дополнениями) освобожден от оплаты государственной пошлины, и ответчик также освобожден от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Навлинского района Брянской области выступающего в защиту интересов Фоминой И.В. удовлетворить.
Администрации Навлинского района Брянкой области предоставить Фоминой И.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных норм, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилья.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Навлинский районный суд.
Председательствующий В.А. Мазовец
Резолютивная часть решения оглашена15.03.2017года
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года