Решение по делу № 2-776/2012 от 18.10.2012

Гр.дело №2-776/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 декабря 2012 года Талдомский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Никитухиной И.В. при секретаре Гейко И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матвеевой Елены Николаевны к Администрации городского поселения Запрудня Талдомского муниципального района Московской области и Администрации Талдомского муниципального района Московской области и 3-му лицу Министерству образования Московской области о признании права на однократное обеспечение жилым помещением, признании отказа в признании нуждающейся в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении недействительным, обязании предоставить жилое помещение вне очереди,

У С Т А Н О В И Л:

Матвеева Е.Н. обратилась в суд с иском к Администрации городского поселения Запрудня Талдомского муниципального района Московской области и Администрации Талдомского муниципального района Московской области и 3-му лицу Министерству образования Московской области о признании права на однократное обеспечение жилым помещением, признании отказа в признании нуждающейся в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении недействительным, обязании предоставить жилое помещение вне очереди.

В судебном заседании от 04.12.2012 года Матвеева Е.Н. иск поддержала и пояснила, что ранее она была зарегистрирована по адресу: МО, <адрес>, в квартире, принадлежащей ее дяде. У бабушки Матвеевой Г.А. она находилась под опекой до 18 лет, так как мама была лишена родительских прав, отца нет. Она проживала с бабушкой, но в 2007 году после рождения ребенка она переехала жить в г.Талдом. Решением Талдомского районного суда от 08.04.2011 года она и ее несовершеннолетняя дочь были признаны утратившими право пользования жилым помещением и были сняты с регистрационного учета. Другого жилого помещения у нее нет ни по договору социального найма, ни на праве собственности. В администрацию г.п. Запрудня она обратилась с заявлением о предоставлении ей жилого помещения вне очереди, приложила документы, но ей было отказано, так как администрация не увидела оснований. С этим она не согласна, и просит суд признать отказ в признании нуждающейся в жилом помещении незаконным и признать ее право на однократное обеспечение жилым помещением за счет средств бюджета Московской области по основаниям, изложенным в дополнении к исковому заявлению. в Администрацию Талдомского района с заявлением о предоставлении жилого помещения она не обращалась. Просит суд признать за ней право на обеспечение жилым помещением за счет средств бюджета МО. С регистрационного учета ее сняли по решению суда, так как квартира, в которой она была зарегистрирована, является собственностью ее дяди. С бабушкой в п.Запрудня они приехали с Камчатки. Ей ничего не известно о том, была ли закреплена за ней жилплощадь, она думает, что, скорее всего, там продали жилье, здесь купили. Мама сейчас проживает в п.Запрудня, прописана у чужих людей, своего жилья у нее нет. Первоначально на ее обращение в Администрацию г.п.Запрудня ей дали ответ, где указали, чтобы она собрала пакет документов, она их собрала, подала, но ей отказали. На заявление о признании ее нуждающейся ей ничего не ответили.

Представитель ответчика Администрации г.п. Запрудня Талдомского муниципального района Соболь И.Р. в судебном заседании от 04.12.2012 года пояснила, что исковые требования не признает. В соответствии с абзацем 5 ч.1 ст.11 Закона МО от 29.12.2007 года №248 «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» следует, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов МО – органы местного самоуправления, наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Администрация г.п. Запрудня не является органом местного самоуправления муниципального района, а так как истец просит предоставить ей жилое помещение по тем основаниям, что она является ребенком, оставшимся без попечения родителей, то иск следовало подавать к Администрации Талдомского муниципального района. По тем основаниям, которые истец указывает в своем исковом заявлении, ей жилое помещение могут предоставить вне очереди. А по общей очереди ей придется ждать очень долго. В адрес главы администрации г.п. Запрудня истец обратилась с заявлением о предоставлении ей жилого помещения вне очереди, ей отказали, так как не нашли оснований. Она не может пояснить, почему в ответе истцу не указана причина отказа. Они считают, что Матвеева обратилась необоснованно, так как Администрация г.п. Запрудня не наделена полномочиями предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Заявление в Администрацию г.п. Запрудня о признании нуждающейся в предоставлении жилья истец не подавала, подавала только заявление о предоставлении ей жилого помещения вне очереди. Из <адрес> в <адрес> истец была выписана на основании решения суда, так как собственником этой квартиры является ее дядя, а она не является членом его семьи. По факту подачи истцом заявления о признании ее нуждающейся в жилом помещении как ребенка, оставшегося без попечения родителей, она ничего пояснить не может. В судебном заседании от 13.12.2012 года представитель ответчика Трефилов А.О. пояснил, что от истицы поступало два заявления в их адрес. Первый раз она обращалась 15.03.2012 года. В ответ на это заявление ей предложили предоставить пакет документов. Повторно она подала заявление 09.06.2012 года с приложенными документами, которое в итоге и было рассмотрено. Они не усмотрели за истцом право предоставления жилого помещения вне очереди. В судебном заседании от 27.12.2012 года представитель ответчика Трефилов А.О. дополнил, что Матвеевой не отказывали в признании нуждающейся в жилом помещении. Она не предоставила необходимых документов, а обратилась с заявлением о предоставлении жилья вне очереди в связи с тем, что является ребенком-сиротой.

Представитель ответчика Администрации Талдомского муниципального района Московской области Шагов К.И. в судебном заседании от 04.12.2012 года пояснил, что постановкой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях занимается администрация г.п.Запрудня. Что касается выделения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, то этим занимается Администрация Талдомского муниципального района, они ведут учет для целей предоставления жилья за счет средств бюджета МО. Администрация Талдомского муниципального района МО исковые требования не признает. Согласно Постановлению № от 13.10.2005 года Главы Талдомского муниципального района МО за истцом было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Согласно ст.8 Порядка предоставления жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительные гарантии по предоставлению жилья имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения. В данном случае истец не может претендовать на получение жилья за счет средств бюджета МО. Существует порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Согласно этому порядку гражданин подает заявление в Администрацию муниципального района, формируется пакет документов в соответствии с п.4 Порядка. Органы местного самоуправления ежегодно до 01 мая предоставляют в Министерство образования МО списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений или признанных нуждающимися. Министерство образования МО на основании списков формирует и утверждает сводный список детей-сирот на очередной финансовый год. Он считает, что истец не имеет право на обеспечение жильем в виду того, что за ней было закреплено жилое помещение в п.Запрудня. В судебном заседании от 27.12.2012 года представитель ответчика Трофимов В.И. пояснил, что обеспечение детей-сирот жилым помещением является полномочиями субъекта РФ. Администрация Талдомского района осуществляет полномочия по составлению Списка. Если Матвеева была признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением, то ее включат в Список граждан на предоставление жилья. Она имеет право на однократное обеспечение жилым помещением.

Представитель третьего лица Министерства образования МО пояснила, что иск подлежит удовлетворению, так как истец принадлежит к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Да, действительно, за ней было закреплено жилое помещение, но на время опеки - до 18 летнего возраста. Согласно решению суда от 08.04.2011 года истец вместе со своим несовершеннолетним ребенком была снята с регистрационного учета. В настоящее время она вместе с двумя несовершеннолетними детьми проживает без регистрации на съемной квартире. На основании ФЗ №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе на получение жилья за счет средств бюджета МО. Они готовы представить документы в Министерство образования МО, и поддерживают исковые требования истца. Для того, чтобы истицу включили в список на предоставление жилья за счет средств бюджета МО, ее должны признать нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Они поддерживают исковые требования с учетом дополнения, исковые требования к Администрации г.п. Запрудня они не поддерживают.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает иск Матвеевой Е.Н. к Администрации г/п Запрудня Талдомского муниципального района Московской области не подлежащим удовлетворению, иск к Администрации Талдомского муниципального района Московской области подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.2 Закона Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» для целей настоящего Закона используются понятия:

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с федеральным законодательством право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст.8 Закона Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Сохранность закрепленного жилого помещения обеспечивается органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в воинских частях, расположенных на территории Московской области, в качестве воспитанников, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно вне очереди обеспечиваются жилым помещением в виде квартиры по месту жительства за счет средств бюджета Московской области.

3. Жилое помещение предоставляется в установленном Правительством Московской области порядке по договору социального найма общей площадью не менее 27 квадратных метров.

В соответствии со ст.3 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, в Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 16 июня 2010 г. N №, учет детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, на предоставление жилого помещения за счет средств бюджета Московской области осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления) по месту выявления ребенка-сироты.

Органы местного самоуправления ежегодно до 1 мая представляют в Министерство образования Московской области списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений или признанных нуждающимися (далее - список) и подлежащих обеспечению жильем в следующем календарном году. Данные списки уточняются в срок до 1 октября текущего года.

Министерство образования Московской области на основании списков формирует и утверждает сводный список детей-сирот на очередной финансовый год.

5. Органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения детям-сиротам на основании распорядительного акта органа местного самоуправления о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Матвеева Е.Н. обратилась в суд с иском к ответчикам Администрации городского поселения Запрудня Талдомского муниципального района Московской области и Администрации Талдомского муниципального района Московской области о признании права на однократное обеспечение жилым помещением как лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обязании предоставить ей жилое помещение вне очереди.

Также Матвеева Е.Н. оспаривает отказ Администрации городского поселения Запрудня в признании ее нуждающейся в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. При этом Матвеева Е.Н. указала, что обращалась с таким заявлением в Администрацию городского поселения Запрудня в июне 2012 года, но ее заявление рассмотрено не было. Ответчик рассмотрел лишь ее заявление о предоставлении жилого помещения вне очереди. Представитель ответчика Администрации городского поселения Запрудня иск не признал, пояснив, что Матвеева Е.Н. обращалась с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет 15 марта 2012 года, что подтверждается представленным в суд заявлением Матвеевой Е.Н. с отметкой о получении его 15.03.2012 года (л.д.119). Рассмотрев указанное заявление, Матвеевой Е.Н. письмом от 12.04.2012 года было предложено собрать пакет документов (л.д.120). Однако Матвеева Е.Н. 29.06.2012 года обратилась с другим заявлением - о предоставлении жилья вне очереди, приложив к нему пакет документов (л.д.45). Указанное заявление было рассмотрено на жилищной комиссии и было принято решение об отказе в удовлетворении заявления (л.д.4,5). Таким образом, из представленных документов следует, что заявление Матвеевой Е.Н. о признании ее нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет от 15 марта 2012 года рассматривалось, было предложено представить документы для решения вопроса по существу, но Матвеева Е.Н. обратилась с другим заявлением, в удовлетворении которого и было отказано. При таких обстоятельствах суд не усматривает нарушений прав Матвеевой Е.Н. со стороны Администрации городского поселения Запрудня при рассмотрении ее заявления от 15.03.2012 года, так как фактически решения об отказе в удовлетворении этого заявления не принималось, Матвеева Е.Н. избрала иной способ реализации своего права на обеспечение жилым помещением. Поэтому указанные требования удовлетворению не подлежат.

При этом суд не усматривает нарушений прав истицы и при принятии решения жилищной комиссией Администрации городского поселения Запрудня об отказе в предоставлении жилого помещения вне очереди по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что мать истицы, Матвеева О.Н., решением Талдомского районного суда от № года была лишена родительских прав в отношении дочери Матвеевой Е.Н., 1991 года рождения. До вынесения судом решения над истицей была установлена опека постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14), в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ она постоянно была зарегистрирована по месту жительства опекуна в <адрес> (л.д.103). Согласно справки от 03.11.1997 г. сведения об отце Матвееве Николае Олеговиче записаны по указанию матери (л.д.110).

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Матвеева Е.Н., оставшаяся без попечения обоих родителей, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, так как ей исполнился 21 год и она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Расходы по обеспечению жильем относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Аналогичная норма воспроизведена в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

При этом судом установлено, что постановлением Главы Талдомского муниципального района Московской области от 13.10.2005 года № за несовершеннолетней Матвеевой Е.Н. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д.13). Однако решением Талдомского районного суда от 08.04.2011 года, измененным судебной коллегией по гражданским делам Мособлсуда от 05.07.2011 года, Матвеева Е.Н. с несовершеннолетней дочерью была признана утратившей право пользования жилым помещением по указанному адресу, право пользования указанной квартирой было сохранено за ними до 31.12.2011 года (л.д.15-23). 07.02.2012 года Матвеева Е.Н. с дочерью сняты с регистрационного учета по адресу: <адрес> (л.д.103-104).

Следовательно, Матвеева Е.Н. является лицом, не имеющим закрепленного за ней жилого помещения.

В силу ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Как усматривается из материалов дела истица фактически проживает в пос.Запрудня Талдомского района Московской области.

Однако в соответствии с абз.6 части 1 статьи 11 Закона Московской области от 29.12.2007 года №-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» государственными полномочиями по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области.

К таким органам местного самоуправления относится Администрация Талдомского муниципального района Московской области. Администрация городского поселения Запрудня к таким органам местного самоуправления не относится. Поэтому администрацией городского поселения Запрудня правомерно было отказано Матвеевой Е.Н. в предоставлении жилого помещения вне очереди. При этом, учитывая, что истица относится к категории граждан, имеющих право на однократное обеспечение вне очереди жилым помещением в виде квартиры по месту жительства за счет средств бюджета Московской области, суд признает за Матвеевой Е.Н. право на однократное обеспечение вне очереди жилым помещением в виде квартиры по месту жительства за счет средств бюджета Московской области

И так как государственными полномочиями по обеспечению жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов Московской области, то суд обязывает Администрацию Талдомского муниципального района Московской области предоставить Матвеевой Е.Н. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в виде квартиры общей площадью не менее 27 квадратных метров за счет средств бюджета Московской области.

Руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Матвеевой Елены Николаевны к Администрации городского поселения Запрудня Талдомского муниципального района Московской области о признании права на однократное обеспечение жилым помещением, признании отказа в признании нуждающейся в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении недействительным, обязании предоставить жилое помещение вне очереди оставить без удовлетворения.

Признать за Матвеевой Еленой Николаевной право на однократное обеспечение жилым помещением за счет средств бюджета Московской области.

Обязать Администрацию Талдомского муниципального района Московской области предоставить Матвеевой Елене Николаевне во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в виде квартиры общей площадью не менее 27 квадратных метров за счет средств бюджета Московской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Московский областной суд через Талдомский районный суд.

Судья И.В.Никитухина

Решение в окончательной форме

принято 09.01.2013 года

2-776/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Матвеева Е.Н.
Матвеева Е.Н.
Ответчики
Администрация г.п.Запрудня
Другие
Министерство образования Московской области
Отдел опеки и попечительства
Суд
Талдомский районный суд Московской области
Дело на странице суда
taldom.mo.sudrf.ru
18.10.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2012Передача материалов судье
23.10.2012Решение вопроса о принятии иска (заявлении, жалобы) к рассмотрению
23.10.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2012Собеседование
09.11.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2012Судебное заседание
04.12.2012Судебное заседание
13.12.2012Судебное заседание
27.12.2012Судебное заседание
21.01.2013Дело сдано в канцелярию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее