Дело № 2-828/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялта 30 марта 2017 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Зайцевой М.О. с участием:
истца Абраимовой Л.М.,
представителей ответчика Мамадалиевой А.В. и Сердюка Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абраимовой Л. М. к Жилищно-строительному кооперативу № 29 о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
Абраимова Л.М. обратилась в суд с иском к Жилищно-строительному кооперативу № 29 (далее – ЖСК № 29, кооператив) о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск в размере 35 314,57 рублей, компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что истец 1 июля 2010 года была избрана председателем ЖСК № 29. После присоединения Республики Крым к Российской Федерации и приведении учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации решением общего собрания от 25 сентября 2014 года № 1 истец также была избрана председателем ЖСК № 29. Приказом от 1 августа 2016 года № 2-к истец уволена по собственному желанию. За период работы истца с 1 июня 2013 года по 30 июля 2016 года имеется 84 дня неиспользованного отпуска. При обращении в ЖСК № 29 по вопросу выплаты компенсации за неиспользованные отпуска истцу было отказано в связи с тем, что трудовой договор с ней не заключался и на данные выплаты она не имеет права. Отказ ответчика в выплате истцу компенсации за неиспользованный отпуск является незаконным.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении, пояснила, что штатное расписание в кооперативе отсутствовало, обязанности председателя кооператива она исполняла по месту жительства, новая редакция Устава кооператива утверждена без проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Представители ответчика в судебном заседании с иском не согласились, указали следующее. 20 августа 2016 года решением общего собрания ЖСК № 29 было отказано в просьбе истца о выплате ей компенсации за неиспользованный отпуск. Отказ мотивирован тем, что в 2011 году истец была избрана председателем правления на срок 4 года с оплатой в виде вознаграждения за исполняемые ею обязанности председателя правления. Эти условия были установлены Уставом в редакции от 12 января 2001 года. Указанная редакция Устава не предусматривала заключение трудового договора, в связи с чем запись в трудовой книжке истца является недействительной. Трудовой договор с истцом не заключался, заработная плата ей не выплачивалась, а выплачивалось вознаграждение за выполнение возложенных обязанностей. В 2014 году истец в нарушение положений Устава самоуправно, не поставив членов кооператива в известность, изменила содержание Устава кооператива в части условий и оплаты труда, указав, что с ней заключается трудовой договор на два года и оплата труда производится в виде заработной платы. Более того, истец единолично составила протокол общего собрания от 25 сентября 2014 года, на котором, был утвержден новая редакция Устава. Специфика работы по трудовому договору состоит в выполнении конкретной трудовой функции, что в Уставе кооператива применительно к обязанностям председателя правления не отражено. Таким образом, отношения с истцом регламентировались Уставом, а не трудовым договором, который не заключался. Председатель правления кооператива не праве получать заработную плату, так как данная должность является выборной с выплатой вознаграждения, а не заработной платы. Кроме того, деятельность истца не подчинялась трудовому распорядку кооператива и не носила систематический характер, обязанности председателя правления истец выполняла время от времени при обращении к ней. Таким образом, у истца не возникло право на отпуск, о чем ей дан ответ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ЖСК № 29 располагается по адресу: <адрес> создан с целью обеспечения сохранности жилого дома, обеспечения надлежащего содержания дома и придомовой территории, проведения работы среди собственников квартир по рациональному использованию газа, воды тепла, электроэнергии сохранности дома.
Согласно протоколу общего собрания владельцев квартир дома ЖСК № 29 от 29 мая 2010 года председателем правления кооператива избрана Абраимова Л.М.
На момент избрания истца председателем правления деятельность кооператива осуществлялась на основании Устава, принятого на общем собрании 3 июля 1999 года с учетом изменений, принятых на общих собраниях 20 сентября 2000 года и 5 ноября 2006 года.
В соответствии с п. 5.3 Устава к текущим расходам кооператива относятся, в том числе затраты на содержание управленческого и обслуживающего персонала кооператива; затраты на оплату работ и услуг, выполняемые согласно заключенным договорам; затраты на выплату вознаграждений членам правления и другим членам кооператива.
Согласно п. п. 9.1, 9.2, 9.4.1, 9.4.9 Устава органами управления кооператива являются общее собрание и правление кооператива, при этом высшим органом кооператива является общее собрание членов кооператива, которое, в том числе, утверждает Устав кооператива и вносит в него изменения и дополнения, а также избирает председателя, правление и ревизионную комиссию, определяет условия оплаты труда должностных лиц кооператива, работников, нанятых для решения задач кооператива (бухгалтера, дворника, сантехника и т.д.), принимает решение о премировании и других формах стимулирования должностных лиц и других членов кооператива.
Председатель кооператива избирается общим собранием из числа членов кооператива сроком на 4 года, руководит работой правления, которое выполняет обязанности на общественных началах, без оплаты (п. п. 9.10, 9.12.1, 9.12. 3 Устава).
В соответствии с данными положениями Устава решениями общего собрания членов ЖСК № 29 устанавливался размер вознаграждения за исполнение обязанностей председателя правления.
Согласно выпискам из заседания правления ЖСК № 29 от 15 сентября 2012 года и 25 августа 2014 года председателю кооператива устанавливался размер заработной платы.
Республика Крым принята в Российскую Федерацию с 18 марта 2014 года в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ст. 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» на основании Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
В силу ст. 16 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (за исключением юридических лиц, имущество которых находится в собственности публично-правового образования, или юридических лиц, участником которых является публично-правовое образование), могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в Единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 января 2015 года.
В соответствии с положениями данного Федерального закона ЖСК № 29, место нахождения постоянного действующего исполнительного органа которого находилось в г. Ялте Автономной Республики Крым, привело свои учредительные документы в соответствии с российским законодательством, сведения о нем 17 ноября 2014 года внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно новой редакции Устава ЖСК № 29, утвержденной решением общего собрания собственников жилых и нежилых помещений от 26 сентября 2014 года № 1, органами управления кооператива являются общее собрание членов кооператива, которое является высшим органом управления кооператива, к его компетенции, в том числе, отнесено внесение изменений у Устав кооператива, а также правление кооператива, которое осуществляет руководство текущей деятельностью кооператива (п. п. 8.1, 8.2, 9.1, 9.2 Устава).
П. 12. Устава предусмотрено, что председатель правления кооператива является выборным должностным лицом и избирается из числа членов правления на срок не более двух лет. С ним заключается срочный трудовой договор с выплатой вознаграждения в виде заработной платы, размер которой определяется общим собранием членов кооператива.
Решением общего собрания владельцев квартир дома ЖСК № 29 от 19 декабря 2015 года Абраимова Л.М. вновь избрана председателем правления ЖСК № 29 сроком на шесть месяцев.
В трудовую книжку Абраимовой Л.М. внесены записи о ее избрании 1 июля 2010 года председателем ЖСК №29 и увольнении 1 августа 2016 года по собственному желанию.
На общем собрании членов ЖСК № 29 от 20 августа 2016 года было рассмотрено заявление Абраимовой Л.М. о выплате ей компенсации за неиспользованные отпуска, в удовлетворении заявления отказано.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными доказательствами.
С 18 марта 2014 года на территории Республики Крым действуют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, в том числе Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ), который устанавливает одинаковый для всех субъектов Российской Федерации порядок расторжения трудовых договоров, осуществление выплат при увольнении, в связи чем предъявляемые истцом требования к ответчику подлежат проверке судом на их соответствие нормам трудового законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ст. 127 ТК РФ).
По мнению истца с 1 июля 2010 года по 1 августа 2016 года она состояла в трудовых отношениях с ЖСК № 29.
В силу ст. 15 ТК РФ трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с этим Кодексом. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (ч. 3 ст. 16 ТК РФ).
Ст. 56 ТК РФ установлено, что трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определённую этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии с ч. 2 ст. 67 ТК РФ трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключённым, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трёх дней со дня фактического допущения к работе.
В абз. 3 п. 8 и п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что если между сторонами заключён договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу ч. 4 ст. 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключённым и работодатель (или его уполномоченный представитель) обязан не позднее трёх рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (ч. 2 ст. 67 ТК РФ).
Исходя из совокупного толкования указанных норм трудового права следует, что к характерным признакам трудового правоотношения относятся: личный характер прав и обязанностей работника; обязанность работника выполнять определённую, заранее обусловленную трудовую функцию; подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда; возмездный характер (оплата производится за труд).
В связи с тем, что предметом настоящего спора является установление факта наличия трудовых отношений, именно истец в соответствии с положениями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) обязана доказать как состоявшееся между сторонами соглашение о заключении трудового договора, так и существенные условий этого договора, а именно: наименование трудовой функции, режим работы, размер оплаты труда, место исполнения трудовых обязанностей, срок договора и т.п.
Ч. 1 ст. 55 ГПК РФ установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио - и видеозаписей, заключений экспертов.
В подтверждение факта нахождения истца в трудовых отношениях с ЖСК № 29 суду представлены трудовая книжка истца, записка-расчет ЖСК № 29 о прекращении 30 июля 2016 года с председателем правления Абраимовой Л.М. трудового договора.
При этом судом установлено и не оспаривается истцом, что трудовой договор между ЖСК № 29 и истцом не заключался, соответствующая запись в ее трудовую книжку внесена непосредственно ею, штатное расписание в ЖСК № 29 и правила внутреннего трудового распорядка отсутствовали и отсутствуют.
Согласно первоначальной редакции Устава председатель правления кооператива избирается из членов данного кооператива. При этом в Уставе отсутствует указание о том, что с председателем правления заключается трудовой договор с выплатой заработной платы, решениями общего собрания устанавливался размер вознаграждения в связи с исполнением полномочий председателя правления кооператива, вытекающим из его членства в данном кооперативе. Принятие правлением решений об установлении председателю правления заработной платы противоречит Уставу кооператива, поскольку принятие данных решений отнесено к исключительной компетенции общего собрания членов ЖСК № 29.
Доказательства, свидетельствующие об установлении истцу как работнику режима работы, введения правил внутреннего трудового распорядка, которым должен подчиняться работник при выполнении трудовой функции, истцом суду не представлено.
Наоборот, истец при рассмотрении дела пояснила, что график ее работы носил ненормированный характер, работу она выполняла по месту своего жительства, каким-либо правилам внутреннего распорядка не подчинялась. Данные обстоятельства при рассмотрении дела подтверждены показаниями свидетелей.
Записи в трудовой книжке истца сами по себе не могут быть признаны допустимыми доказательствами трудовых отношений, поскольку при их внесении истец действовала от имени работодателя ЖСК № 29 в своих интересах в отсутствие предусмотренных Уставом оснований.
Новая редакция Устава, предусматривающая заключение с председателем правления срочного трудового договора с выплатой ему вознаграждения в виде заработной платы, была утверждена без проведения общего собрания, к исключительной компетенции которого относится утверждение Устава в новой редакции. Данное обстоятельство в ходе судебного разбирательства истцом не оспаривалось.
Таким образом, всесторонне исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о недоказанности наличия трудовых отношений с ЖСК № 29, получение ею вознаграждения в связи с исполнением обязанностей выборной должности само по себе не свидетельствует о наличии трудовых отношений, доказательства, подтверждающие выполнение истцом трудовой функции в ЖСК № 29, подчинение ее правилам внутреннего распорядка кооператива, получение заработной платы, а не вознаграждения, суду не представлены.
Поскольку исковые требования о компенсации морального вреда производны от требований о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, суд приходит к выводу, что иск Абраимовой Л.М. не обоснован и не подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
отказать в удовлетворении иска Абраимовой Л. М. к Жилищно-строительному кооперативу № 29 о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Л.В. Корпачева