Дело № 2-1005/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 марта 2017 года г. Феодосия, Республика Крым
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Василенко Н.Н., при секретаре Шукуровой М.Э. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО2, ФИО3 к Министерству обороны Российской Федерации, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, в порядке приватизации. В обоснование заявленных требований указали, что в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО4 в период прохождения военной службы по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ №, предоставлено спорное жилое помещение на состав семьи: жена - ФИО2, сын - ФИО6, дочь – ФИО3 для постоянного проживания. ФИО5 флотом по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 уволен с действительной военной службы в запас (по сокращению штатов). В ДД.ММ.ГГГГ году ФИО4 умер. В ДД.ММ.ГГГГ году истцы обратились в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации с просьбой о передаче в собственность путем приватизации спорного жилого помещения. Сын истицы – ФИО6 написав нотариально заверенное заявление отказался от участия в приватизации в пользу сестры и матери. Получив отказ, истцы обратились в суд просьбой признать за ними ФИО2, ФИО3 в порядке приватизации право общей долевой собственности (по ? доли каждому) на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
В судебном заседании истцы заявленные требования поддержали, просили удовлетворить иск по изложенным основаниям
Представитель ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» просила в удовлетворении иска отказать, поскольку в соответствии с актом им передан только дом, а квартиры, находящиеся в нем им не передавали, в связи с чем данные актов будут уточняться. Кроме того, у них нет полномочий на приватизацию жилья.
Представители ответчиков Министерство Обороны РФ и Департамента имущественных отношений МО РФ, администрации <адрес>, Росимущества в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, причин отсутствия не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела суду не представили.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем признания права.
Согласно ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В силу положений ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с требованиями ст.2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно п.6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих » военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
В соответствии с Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1053 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного веления или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В соответствии с ФИО5 Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1550 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями" (вместе с "Инструкцией об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями"), на Департамент имущественных отношений МО РФ России возложены функции по закреплению права оперативного управления на приобретенные Минобороны России жилые помещения за федеральным государственным учреждением «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ (ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России), организации передачи жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность, ведение реестра жилых помещений Министерства обороны.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № создано федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, основными целями которого определены: выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
ФИО5 Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о Департаменте имущественных отношений Минобороны России, согласно которому Департамент уполномочен, в том числе от имени Минобороны России заключать договоры аренды, безвозмездного пользования и иные договоры, предусматривающие переход прав пользования и (или) владения имущественном Вооруженных Сил.
В судебном заседании установлено, ФИО5 флотом по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 уволен с действительной военной службы в запас по ст.46 п «в» (по сокращению штатов) с правом ношения военной формы, в связи с чем ФИО5 командира № войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ был исключен из списков личного состава войсковой части (л.д.8).
На основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ старшему мичману ФИО4 на состав семьи жена – ФИО2, сын – ФИО6 и дочь – ФИО3 выделена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес> (л.д. 18).
Согласно письма ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России жилое помещение – <адрес>, расположенное по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации (л.д.11).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умер, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д.21).
Согласно справке о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ в спорном жилом помещении зарегистрированы ФИО2, ФИО3 и ФИО4 (л.д.14), также, это подтверждается выпиской из лицевого счета № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).
Также в материалы дела представлено заявление об отказе ФИО6 от права приватизации в пользу матери ФИО2 и сестры ФИО3 (л.д.19).
Из представленных суду доказательств усматривается, что истцы ранее право на бесплатную приватизацию не использовали.
Таким образом, истцы имеют право на приобретение спорного жилого помещения в собственность бесплатно согласно Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве, он разрешается судом по правилам искового производства.
В силу п.5 вышеуказанного Постановления требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
В соответствии с п.8 указанного Постановления, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещениях на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.
При этом не имеет правового значения факт регистрации истцов в спорном жилом помещении, поскольку регистрация является лишь предусмотренным Федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Сам по себе факт регистрации не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить самодостаточным условием реализации права на жилище. То обстоятельство, что истцы несут расходы по содержанию спорной квартиры, не является основанием для признания за ними права пользования этой квартирой в порядке социального найма.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что собственник жилого помещения и уполномоченные им органы на осуществление функций собственника, в том числе передать в собственность квартиры в порядке приватизации, устранились от исполнения своих обязанностей, что нарушает конституционное право истцов, предусмотренное ст.2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда РФ» на получение квартиры в собственность в порядке приватизации, в котором им не может быть отказано в силу закона.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и во взаимодействии с приведенными нормами действующего законодательства, суд полагает требования о признании права собственности в порядке приватизации жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> <адрес> за ФИО2, ФИО3 обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2, ФИО3 удовлетворить.
Признать за ФИО2 право собственности на ? доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> порядке приватизации.
Признать за ФИО3 право собственности на ? доли на жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> порядке приватизации.
Настоящее решение является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Василенко Н.Н.
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.