Дело № 2-5191/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«18» декабря 2012 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи: Зиминой А.Е.
при секретаре Серсковой Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куландина В.И. к ГУ-УПФ РФ №16 по г.Москве и Московской области о перерасчете пенсии и компенсации морального вреда,
установил:
Истец обратился в суд с требованиями обязать ответчика произвести перерасчет пенсии и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда за волокиту при рассмотрении обращений истца.
В обоснование иска с учетом дополнения указано, что истец является получателем пенсии по старости с 1997 г., после вступления в силу Закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закона №173-ФЗ), которым принято решение пересчитать размеры трудовых пенсий, установленных ранее, ответчик произвел такой перерасчет, с которым истец не согласен, так как ответчиком применена ненадлежащая формула, в результате чего он (истец) лишен права на накопительную часть пенсии, ежемесячный размер которой составляет 700, 2 руб., что за 11 лет составило 92 426 руб. 40 коп.; истец является застрахованным лицом в силу ст.3 Закона №173-ФЗ и п.1 ст.7 Закона №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее Закона №167-ФЗ); формула подсчета пенсии по старости указана в п.11 ст.14 Закона №167-ФЗ; в Законе отсутствует методика определения накопительной части трудовой пенсии, в связи с чем истцом предлагается свой вариант этой формулы.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, просил обязать ответчика произвести перерасчет его пенсии по старости с 01.01.2002 г. по формуле: П=БЧ+СЧ+НЧ =2084 руб., где: БЧ=450 руб.(п.1ст.14 закона №173-ФЗ), СЧ=ПК/Т (п.5 ст.14)=(РП-БЧ)хТ:Т=1383,59 руб. – 450 руб.=933,59 руб., НЧ = ПН/Т (п.9 ст.14)=3/4СЧ = ?(РП – БЧ) = ? х 933,59 руб. = 700,2 руб.; взыскать денежную сумму в размере 92 426 руб.40 коп., компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей.
Представитель ответчика по доверенности Мартынова Н.А. требования иска не признала, пояснила, что по обращению истца в 2002 г. была произведена конвертация пенсии истца в соответствии с нормами действующего законодательства – ст.30 Закона №173-ФЗ, с 01.02.2002 г. была произведена индексация пенсий на 6,5 %, с 01.08.2002 г. – на 9%, с 01.02.2003 г., с 01.03.2004 г., с 01.04.2005 г., с 01.05.2006 г., с 01.06.2007 г., с 01.07.2008 г., беззаявительно – с 01.08.2009 г., с 01.08.2010 г., с 01.08.2011 г. подробный расчет представлен истцу в ответах Управления, имеющихся в материалах дела; страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии уплачиваются работодателями за граждан с 1967 года рождения; гражданам старше 1967 г.р. начисляется только страховая часть пенсии – 16% от фонда оплаты труда; накопительная часть трудовой пенсии подлежит выплате пенсионерам 1967 г.р. и моложе.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ предусматривается, что в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом №167-ФЗ при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 1 статьи 10); при подсчете страхового стажа указанные, а также иные засчитываемые в него периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 2 статьи 13). Согласно абзацу третьему пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 года N 407), поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов.
Судом установлено и следует из материалов дела, истец является пенсионером по старости с 1997 г., размер пенсии ему был установлен в размере 335 470 неденоминированных рублей, которые индексировался на основании Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ, по состоянию на 31.12 2001 г. размер пенсии истца составил 767 руб. 15 коп.
С 01.01.2002 г. ответчиком была произведена оценка пенсионных прав истца в связи со вступлением в действие Закона №173-ФЗ, размер пенсии составил 1383 руб. 59 коп., произведена дальнейшая индексация, с 01.01.2010 г. произведена валоризация расчетного пенсионного капитала, произведены беззаявительные корректировки (л.д.23-30, 34-35).
Выписка из лицевого счета застрахованного лица (истца) представлены в материалы дела (л.д.31-33).
В соответствии со ст. 2 Закона N 173-ФЗ, расчетный пенсионный капитал - это
В силу ст.3 Закона №173-ФЗ право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (п.1 ст.10).
учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.
Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ в связи с введением в действие действующего пенсионного законодательства при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
По нормам Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ расчетный пенсионный капитал формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета (ст.20).
Учет страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Индексация расчетного пенсионного капитала осуществляется в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ.
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии по старости, размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца производится применительно к порядку, предусмотренному пунктом 6 статьи 17 настоящего Федерального закона, за весь период начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.
К увеличению размера трудовой пенсии по старости могут применяться общие коэффициенты индексации в соответствии с Постановлениями Правительства РФ.
В силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации..." от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ с 01.01.2010 г. производится валоризация (повышение) пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до 01.01.2002 г.
Законом №167-ФЗ установлены определенные социальные гарантии для пенсионеров, которым на 1 января 2002 г. пенсия уже была назначена, которые заключаются в том, что если при перерасчете размера трудовой пенсии по новому пенсионному законодательству размер пенсии окажется меньше, чем был установлен пенсионеру ранее, то пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем размере.
Оценка доводов ответчика в порядке возражений по иску, представленные письменные ответы ГУ-УПФ РФ №16 по г.Москве и Московской области в адрес истца с подробным расчетом позволила суду придти к выводу о том, что перерасчет пенсии истцу произведен правильно, примененные ответчиком нормы действующего пенсионного законодательства РФ являются обоснованными, установленные законом гарантии соблюдены.
Фактически доводы иска сводятся к несогласию истца о невключении в перерасчет его пенсии накопительной части.
Согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; при определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2).
Трудовая пенсия, назначаемая застрахованным лицам в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", складывается из базовой, страховой и накопительной частей, каждая из которых имеет свой источник финансирования.
Базовая часть трудовой пенсии формируется за счет единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет. Этот источник финансирования обладает всеми признаками налогового платежа.
Страховая же и накопительная части трудовой пенсии финансируются за счет собственно страховых взносов и по своей правовой природе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют неналоговый индивидуально возмездный характер, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются применительно к каждому застрахованному лицу и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации. Учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии (ее страховой и накопительной частей) в условиях действующего правового регулирования напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые уплачивались страхователями.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", закрепляя виды трудовых пенсий, их структуру, условия назначения (статьи 5, 7 - 9, 27, 28), предусматривает, что установление застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета (пункт 3 статьи 6). Эти средства формируются за счет поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и дохода, полученного от их инвестирования. При этом возникновение у застрахованного лица права на получение накопительной части трудовой пенсии законодатель связывает и с достижением им общеустановленного пенсионного возраста, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 8 названного Федерального закона.
Правила, в соответствии с которыми при назначении застрахованному лицу трудовой пенсии определяется размер ее накопительной части, установлены статьями 14 и 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Размер накопительной части трудовой пенсии по старости рассчитывается путем деления суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого назначается данная часть пенсии, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом (пункт 9 статьи 14).
Пенсионные накопления – это совокупность средств, сформированных за счет поступивших, начиная с 01.01.2002 г., страховых взносов на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий (из них складывается «обязательная» накопительная часть пенсии), дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений (из них складывается дополнительная часть накопительной части пенсии) и дохода от их инвестирования.
Пенсионные накопления отражаются в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в Пенсионном фонде. Единый реестр застрахованных лиц, осуществляющих формирование своих пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии, ведет Пенсионный фонд РФ.
Накопительная часть трудовой пенсии в рамках системы обязательного пенсионного страхования формируется не у всех, а только у застрахованных лиц, относящихся к 1967 г.р. и моложе.
Начиная с 2002 года, на специальную часть их индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде поступают страховые на ее финансирование. На протяжении 2002-2004 гг. накопительная часть пенсии формировалась также у «среднего поколения» - мужчин 1953-1966 г.р. и женщин 1957-1966 г.р., т.е. у них в специальной части счета есть накопления за указанные годы и исходя которых и будет считаться размер накопительной части их трудовой пенсии.
Конкретные размеры взносов на накопительную часть пенсии закреплены в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Обязательные страховые взносы в ПФР на накопительную часть - по аналоги со взносами на страховую часть пенсии - являются частью единого социального налога, объект налогообложения (виды дохода) и налоговая база (сумма дохода, подлежащая налогообложению) по которому определены в Главе 24 части второй Налогового кодекса РФ.
Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством России.
Порядок, сроки исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2003 г. № 148.
Таким образом, в настоящее время у лиц 1966 г.р. и старше накопительная часть пенсии не формируется и, соответственно, право на накопительную часть трудовой пенсии эти лица не приобретают.
Начиная с 1 января 2009 года увеличить размер накопительной части своей трудовой пенсии по старости стало возможным за счет участия в программе дополнительных пенсионных накоплений (ДПН), которая предусматривает, что на накопительную часть трудовой пенсии уплачиваются дополнительные страховые взносы, как самим застрахованным лицом, так и его работодателем (по желанию), а также софинансирование от государства.
Таким образом, поскольку истец не является участником ДПН и не подпадает под категорию граждан, за которых в силу статей 22 и 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи, производящие выплаты физическим лицам, должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, соответственно, он право на накопительную часть трудовой пенсии не приобрел.
Федеральным законом от 30.11.2011 N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" устанавливается порядок выплат за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в соответствии с Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральным законом от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Начиная с 1 июля 2012 г. лица, получающие пенсию и имеющие по закону право на получение накопительной части пенсии, смогут получать соответствующие выплаты средств пенсионных накоплений.
Федеральный закон от 30.11.2011 N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" определяет несколько видов выплат средств пенсионных накоплений.
Гражданин, чья накопительная часть составит 5% и менее по отношению к размеру его трудовой пенсии по старости, сможет получить все свои пенсионные накопления единовременно. К этой категории относятся мужчины 1953 - 1966 гг. рождения и женщины 1957 - 1966 гг. рождения, за которых с 2002 по 2004 г. уплачивались страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.
Доводы иска оцениваются судом как ошибочное толкование истцом норм действующего пенсионного законодательства.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Куландина В.И. к ГУ-УПФ РФ №16 по г.Москве и Московской области о перерасчете пенсии и компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – 24.12.2012 года.
Судья