Решение по делу № 2-1166/2016 от 12.12.2016

Дело № 2-1166/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 декабря 2016 года                        г.Емва Республики Коми

Княжпогостский районный суд Республике Коми

в составе председательствующего судьи Петровой М.В.

при секретаре Сенюковой О.В.,

с участием заместителя помощника прокурора Княжпогостского района РК Поколинской Л.И., действующей по поручению Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры,

представителя ответчика – ООО «ТеплоВодоканал» по доверенности Кочетова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ТеплоВодоканал» об обязании устранить нарушения водного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ТеплоВодоканал» об обязании устранить нарушения водного законодательства. В обоснование иска указано, что Сыктывкарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований юридическим лицом ООО «ТеплоВодоканал» законодательства об охране окружающей среды при осуществлении хозяйствующими субъектами сброса сточных вод в водные объекты на территории Республики Коми, в ходе которой выявлены нарушения водного законодательства.

В судебном заседании прокурор Поколинская Л.И. заявленные требования поддержала.

    Представитель ООО «ТеплоВодоканал» Кочетов Н.А. с требованиями прокурора не согласился, суду пояснил, что исполнение требований прокурора требует длительного времени и больших материальных затрат, однако денежных средств на выполнение данных требований у юридического лица в настоящее время нет.

    Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 3 Водного кодекса РФ использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

В силу ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что ООО «ТеплоВодоканал» осуществляет использование водного объекта - река Чинья-Ворык, приток реки Ропча, бассейн реки Вычегда для целей сброса сточных и дренажных вод на основании решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Минприроды Республики Коми о предоставлении водного объекта в пользование № 11-03.02.02.002-Р-РСВХ-С-2015-03082/00 от 30.09.2015, действующего по 01.10.2017.

Сброс сточных и дренажных вод осуществляется Обществом в реку Чинья-Ворык, в границах МО МР «Княжпогостский», п. Чинья-Ворык в районе точки с координатами: 63012’24,35”СШ, 52°39’56,20”ВД.

В соответствии с предоставляемыми ежеквартально в отдел водных ресурсов по Республике Коми Северо-Западного бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов отчетами о водопользовании, Обществом за 1, 2 и 3 кварталы 2016 года через предоставленный вышеуказанным решением водный объект - реку Чинья- Ворык, осуществлен сброс сточных и дренажных вод в суммарном объеме 17,84 тыс. м3. При этом в сбрасываемых предприятием сточных водах содержатся загрязняющие вещества - азот аммонийный, нефть и нефтепродукты, фосфаты, эфиры, кальций, железо, магний, медь, нитраты, а также иные вещества.

Вместе с тем, предприятием не разработаны и не согласованны в установленном законом порядке нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в используемый водный объект, что подтверждается информацией отдела водных ресурсов по Республике Коми Северо- Западного бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, пояснениями ООО «ТеплоВодоканал» от 25.11.2016 №11/2257.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 22, 23 Закона № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе и нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» установлено, что нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей.

Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты утверждена Приказом Министра природных ресурсов РФ от 17.12.2007 № 333. Из пункта 12 указанной Методики величины нормативов допустимых сбросов разрабатываются как для проектирующих, так и для действующих организаций - водопользователей. Нормативы могут быть разработаны как непосредственно организацией - водопользователем, так и по ее поручению проектирующей организацией, каких-либо исключений из указанного требования не предусмотрено.

Пункт 14.1 Методики содержит требования к составу проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, который должен содержать. В том числе ситуационный план местности с привязкой к территории предприятия, план территории предприятия с указанием мест размещения очистных сооружений, их характеристики, сведения об эффективности очистки сбрасываемого стока, водохозяйственный баланс водопользователя, гидрологическую характеристику используемого водного объекта, а также иные сведения, в том числе расчет нормативов допустимых сбросов, выполненный в соответствии с рассматриваемой методикой, и его результаты.

Исходя из приведенных положений нормативных актов, водопользователи обязаны разрабатывать и согласовывать в установленном порядке нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты.

В нарушение вышеназванных требований закона, нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в используемый водный объект - реку Чинья-Ворык, приток реки Ропча, бассейн реки Вычегда ООО «ТеплоВодоканал» не разработаны и не утверждены.

В соответствии с частью 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2013 № 2 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ)и микроорганизмов в водные объекты, который вступил в законную силу с 13.09.2013.

Пунктом 13 Административного регламента установлено, что разрешениями на сбросы для хозяйствующего субъекта устанавливаются перечень и количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации условий (допустимая концентрация вещества на выпуске сточных и (или) дренажных вод (мг/дм3), показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ (тонн в год) на период действия разрешения на сброс с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод (м3 в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод.

В нарушение вышеназванных требований закона, сброс загрязняющих веществ в водный объект - реку Чинья-Ворык осуществляется ООО «ТеплоВодоканал» в отсутствие полученного в установленном порядке разрешения на сброс.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Стороной ответчика суду не представлено доказательств получения в установленном порядке разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект - реку Чинья-Ворык.

При установленных обстоятельствах, учитывая отсутствие разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативов, что препятствует надлежащему планированию и осуществлению водопользователем природоохранных мероприятий, не позволяет давать объективную оценку деятельности организации - водопользователя, связанной со сбросами сточных вод в водный объект, с точки зрения воздействия на окружающую природную среду, а также учитывая, что нарушения могут послужить условием причинения вреда используемому водному объекту, и тем самым повлечь нарушение гарантированных Конституцией РФ прав граждан на благоприятную окружающую среду и условия проживания, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором требований.

Поскольку иск инициирован прокурором, который в силу ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, она подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии со ст. 333-19 НК РФ, абзацем 8 ч. 2 ст. 61.1 БК РФ и ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в бюджет МО МР «Княжпогостский» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ТеплоВодоканал» (ИНН 1108022040, КПП 112101001, ОГРН ИЗ 1108000110) разработать и направить на утверждение в отдел водных ресурсов по Республике Коми Северо-Западного бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в реку Чинья-Ворык, приток реки Ропча, бассейн реки Вычегда.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ТеплоВодоканал» получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в реку Чинья-Ворык, приток реки Ропча, бассейн реки Вычегда.

Взыскать с ООО «ТеплоВодоканал» в бюджет МО МР «Княжпогостский» госпошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Решение в окончательной форме изготовлено 09 января 2017 года.

Судья        М.В. Петрова

2-1166/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Сыктывкарская природоохранная межрайонная прокуратура
Ответчики
ООО "Тепловодоканал"
Суд
Княжпогостский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
knsud.komi.sudrf.ru
12.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.12.2016Передача материалов судье
12.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2016Судебное заседание
27.12.2016Судебное заседание
09.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее