Дело № 2-880
Поступило в суд 30.10.2014 года.
Решение
Именем Российской Федерации
16 декабря 2014 года г. Купино
Купинский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Левак Ю.В.,
С участие Карасукского транспортного прокурора Никулина А.Г.,
при секретаре Некрасовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карасукского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО Российские железные дороги» в лице филиала – Дирекция железнодорожных вокзалов о признании бездействия незаконными и об обязании совершить определенные действия,
Установил:
Карасукский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ОАО Российские железные дороги» в лице филиала – Дирекция железнодорожных вокзалов о признании бездействия незаконными и об обязании совершить определенные действия указывая на то, что во исполнение поручения Западно-Сибирского транспортного прокуратура, а также во исполнение пункта 4 плана работы Карасукской транспортной прокуратуры на первое полугодие <.....> года Карасукской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения предприятиями и организациями транспортной сферы требований транспортной безопасности и антитеррористической защищенности, а также проверка соблюдения требований Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частными охранными предприятиями и организациями, оказывающими охранные услуги на объектах транспорта.
В ходе проверки <.....> года установлено, что Общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «ЗУБР», с <.....> на основании договора на оказание охранных услуг, заключенного с ОАО «Российские железные дороги», в лице начальника Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов, и зарегистрированного в Западно-Сибирской региональной дирекции-СПДЖВ-филиала ОАО «Российские железные дороги», осуществляет охрану объектов, принадлежащих ОАО «Российские железные дороги», в том числе охрану железнодорожного вокзала на станции Купино, включающего в себя здания, сооружения стационарные устройства, оборудование и товарно-материальные ценности, хранящиеся в зданиях и сооружениях.
Согласно статье 3 Закона частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: 1) защита жизни и здоровья граждан; 2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части; 3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию; 4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; 5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; 6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части; 7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу статья 11 указанного Закона оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел. Охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 587 от 14.08.1992 года «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности» утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране - приложение.
В соответствии с пунктом 15 Перечня (приложение №1 к постановлению) к объектам, подлежащим государственной охране, отнесены средства навигационного оборудования, объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования, метрополитены.
В соответствии частью 2 статьи 1 Федерального закона № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожный транспорт общего пользования - производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками. Железнодорожный подвижной состав -локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 18-ФЗ от 10.01.2003 года «Устав Железнодорожного транспорта» инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 года «О транспортной безопасности» объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
В соответствии с вышеуказанными законодательными актами объекты, предназначенные для обеспечения потребностей в перевозках железнодорожным транспортом, либо предназначенные для выполнения иных работы (услуг), связанных с такими перевозками, в том числе, железнодорожные вокзалы, станции, железнодорожный подвижной состав относятся к объектам транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта и подлежат охране государственным охранным предприятием (организацией).
В части 1 статьи 4 Федерального закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 года «О транспортной безопасности» определено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
Кроме того, 27.01.2014 года проверка показала, что должностными лицами Дирекции железнодорожных вокзалов не в полной мере обеспечивается соблюдение иных требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожном вокзале станции Купино.
Так, статьей 8 Закона о транспортной безопасности установлено, что требования по обеспечению транспортной безопасности являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 года № 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - Требования по обеспечению транспортной безопасности).
В результате проверки установлено, что в нарушение ст.8 Закона, п.5.14 - 5.14.4 Требований по обеспечению транспортной безопасности на железнодорожном вокзале станции Купино не обеспечено в наглядной и доступной форме информирование всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожном вокзале станции Купино, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности, включая запрещение: перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам, о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения, совершения акта незаконного вмешательства в отношении ОТИ, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий.
В нарушение ст.8 Закона, п.5.25.5, 5.28, 5.29 Требований по обеспечению транспортной безопасности на железнодорожном вокзале станции Купино не созданы контрольно-пропускные пункты в зону транспортной безопасности и критические элементы ОТИ, не установлена схема размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов), в связи с чем проникновение лиц в зону транспортной безопасности, в частности, в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности, а также на критические элементы ОТИ осуществляется путем свободного доступа.
В нарушение ст.8 Закона, п.п.5.27, 5.30, 5.30.23 Требований по обеспечению транспортной безопасности на железнодорожном вокзале станции Купино не организованы пропускной и внутриобъектовый режимы в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами, не установлены единые виды пропусков для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ, согласованные с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
В нарушение ст.8 Закона, п.п.10.5 - 10.5.6 Требований по обеспечению транспортной безопасности железнодорожный вокзал станции Купино не оснащен техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеораспознавание объектов видеонаблюдения на критических элементах ОТИ, видеообнаружение объектов видеонаблюдения на территории перевозочного сектора зоны транспортной безопасности, видеомониторинг объектов видеонаблюдения в границах технологического сектора зоны транспортной безопасности, передачу видеоизображения в соответствии с порядком передачи данных с инженерно-технических систем в реальном времени, хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в течение 15 суток.
Таким образом, необеспечение государственной охранной железнодорожного вокзала на станции Купино, невыполнение иных обязательных требований транспортной безопасности свидетельствует о неисполнении ОАО «Российские железные дороги», в лице филиала -Дирекции железнодорожных вокзалов императивных требований
предусмотренных законом, что в свою очередь, приводит к нарушению прав и свобод неопределенного круга лиц на безопасные условия жизнедеятельности в сфере использования железнодорожного транспорта.
В соответствии с частью 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Исходя из положений ч.2 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
Просит признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги», в лице филиала Дирекция железнодорожных вокзалов, выраженное в необеспечении государственной охраной железнодорожного вокзала станции Купино, выраженное в необеспечении в наглядной и доступной форме информирования всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожном вокзале станции Купино, а также юридических лиц, осуществляющих на его территории какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности, выраженное в необорудовании контрольно-пропускных пунктов в зоне транспортной безопасности и критические элементы железнодорожного вокзала станции Купино, в неустановлении схемы размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов), а также выраженное в отсутствии организации пропускного и внутриобъектового режимов в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» обеспечить государственную охрану железнодорожного вокзала станции Купино, расположенного по адресу: <...> область, город <...>, ул. <...>, 22№
Обязать ОАО «Российские железные дороги» обеспечить в наглядной и доступной форме информирование всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожном вокзале станции Купино, а также юридических лиц, осуществляющих на его территории какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» обеспечить оборудование контрольно-пропускных пунктов в зоне транспортной безопасности и критические элементы железнодорожного вокзала станции Купино, установить схемы размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) железнодорожного вокзала станции Купино, организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на железнодорожном вокзале станции Купино в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами. Обязать ОАО «Российские железные дороги» оснастить здание железнодорожного вокзала станции Купино техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеораспорзнавание объектов видеонаблюдения на критических элементах, видеообнаружение объектов видеонаблюдения на территории перевозочного сектора зоны транспортной безопасности, видеомониторинг объектов видеонаблюдения в границах технологического сектора зоны транспортной безопасности, передачу видеоизображения в соответствии с порядком передачи данных с инженерно-технических систем в реальном времени, хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в течение 15 суток.
В судебном заседании прокурор Карасукского района Новосибирской области Никулин А.Г. поддержал исковые требования в полном объёме, пояснил аналогично изложенному в исковом заявлении. Просил изменить сроки исполнения решения суда после вступления его в законную силу.
Ответчик – представитель ОАО Российские железные дороги» в лице филиала – Дирекция железнодорожных вокзалов в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства уведомлен своевременно и надлежащим образом.
В представленном суду отзыве от <.....> года с исковым требованиями не согласен, указывает, что Приложение №1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее Постановление Правительства РФ № 587) содержит Перечень объектов подлежащих государственной охране (далее Перечень). Пунктом 15 Перечня определено, что к объектам, подлежащим государственной охране отнесены объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования.
Однако, положения; Постановления Правительства РФ № 587, ФЗ «О транспортной безопасности», «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2011г. № 43, на которые ссылается, истец не содержат обязанности организации принимать какие-либо меры по организации государственной охраны на своих объектах.
Вместе с тем на основании ч.2 ст.23 ФЗ «О железнодорожном транспорте» от 10.01.2003 года №17-ФЗ охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, внутренних войск федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и иными уполномоченными подразделениями. Перечни таких объектов и грузов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Исходя из Перечня наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденного распоряжением Правительства РФ № 891-р от 27.06.2009 г., вокзалы не подлежат охране силами ФГП ВО ЖДТ России как объекты железнодорожного транспорта общего пользования.
Объекты железнодорожного транспорта общего пользования (в т.ч. вокзалы) также не включены в Перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009 №1629-р.
То есть истец, основывая свои требования на одном лишь названии приложения к постановлению правительства, требует возложить на ОАО РЖД обязательства, не предусмотренные ни одним действующим нормативно-правовым актом.
При этом в соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. Правительство РФ организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами, ресурсами (ч.2 ст.5 ФЗ «О противодействии терроризму»).
Общая тенденция осуществления безопасности на транспорте изложена в Указе Президента Российской Федерации № 403 от 31.03.2010г. «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте», в соответствии с которым в целях создания комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте..,, предотвращения чрезвычайных ситуаций и террористических актов на транспорте, а так же обеспечения защиты населения постановлено Правительству РФ завершить до 01.01.2014г. создание комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте.
При этом возложенные на ОАО «РЖД» как на субъект транспортной инфраструктуры обязанности по обеспечению транспортной безопасности, являются составляющей комплекса мер предусмотренных для обеспечения безопасности на транспорте и не включают в себя обязательства по организации государственной охраны на своих объектах.
Включение законодателем объектов транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования в Перечень направлено на надлежащее обеспечение безопасности указанных объектов ввиду их особого статуса, поэтому исходя из логики и вышеуказанных норм, охрана этих объектов должна
осуществляться за счет сил и средств органов государственной власти. Истец же своими требованиями пытается, возложить бремя ответственности за безопасность граждан с государства на хозяйствующий субъект, основывая при этом свои доводы не на законе, а на субъективном толковании его положений.
В соответствии со ст. 1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного
вмешательства.
Согласно части 2 статьи 4 вышеназванного Федерального закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерацией.
Приказом Минтранса России от 08.02.2011г. № 43 утверждены «Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта», которые определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.
В соответствии со статьей 9 Закона № 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Во исполнение требований законодательства ОАО «РЖД» разработала проект Плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожный вокзал Купино» и отправило на утверждение в компетентный органомвласти – Росжелдор.
Приказом Минтранса РФ от 11.02.2010г. № 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, согласно которому компетентный орган в срок, не превышающий 30-ти дней, принимает решением об утверждении Плана либо об отказе в его утверждении.
Решение об отказе в утверждении Плана направляется (вручается) субъекту транспортной инфраструктуры в письменной форме с указанием причин отказа.
Однако данное решением в адрес ОАО «РЖД» до настоящего времени не поступало и Планы не утверждены, а без утверждения плана безопасности, невозможно выполнить требования, которые предъявляет прокурор.
В настоящее время законодательством не определено создание на железнодорожном транспорте подразделений транспортной безопасности и организационно-правовые основы их деятельности, сил обеспечения транспортной безопасности, нет определения зон транспортной безопасности, средств досмотра, технических средств обеспечения транспортной безопасности. В том числе, отражение в Плане безопасности вопросов, касающихся, запрещенных к провозу (проносу) в зону транспортной безопасности, организации досмотра на вокзалах, и детальная разработка разделов Плана по данной тематике невозможны.
Все вышеперечисленные обстоятельства не позволяют единовременно устранить недостатки, препятствующие утверждению Плана безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Таким образом, исполнение ОАО «РЖД» требований прокуратуры ставиться в зависимость от действий третьих лиц - соответствующего органа государственной власти и его должностных лиц.
ОАО «РЖД» предприняло все зависящие от него меры, направленные на соблюдение законодательства по разработке Плана обеспечения транспортной безопасности.
В связи с отсутствием согласованного Плана обеспечения транспортной безопасности, на вокзале Купино не оборудованы контрольно-пропускные пункты в зоне транспортной безопасности, не установлены схемы размещения и состав оснащения КПП, не организованы пропускной - внутриобьекгоаый режимы на вокзале, не установлена система видеонаблюдения, поскольку документы, утверждающие данные положения, являются приложениями к Плану обеспечения транспортной безопасности вокзала Купино.
Третье лицо – ООО «Частное охранное предприятие «ЗУБР» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства уведомлен своевременно и надлежащим образом, согласно заявлению от <.....> года просило без него рассмотреть данное гражданское дело.
Согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и дате судебного заседания.
Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему:
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 27.02.2003 года № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 18.09.2003 № 585 «О создании ОАО «РЖД» учредило ОАО «РЖД». Доля принадлежащих Российской Федерации акций в общем количестве акций ОАО «РЖД» составляет 100 %.
Из материалов дела следует, что ОАО «РЖД» является собственником вокзала станции Купино.
На основании договора на оказание охранных услуг от <.....> года охранные услуги железнодорожного вокзала станции Чистоозерная оказывает ОАО «РЖД» частное охранное предприятие, а именно ООО ЧОП «ЗУБР».
По условиям договора заключенного с ОАО «Российские железные дороги», в лице начальника Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов, и зарегистрированного в Западно-Сибирской региональной дирекции-СПДЖВ-филиала ОАО «Российские железные дороги», ООО ЧОП «ЗУБР» приняло на себя обязательство перед ОАО «РЖД» по охране железнодорожного вокзала на станцииКупино, включающего в себя здания, сооружения стационарные устройства, оборудование и товарно-материальные ценности, хранящиеся в зданиях и сооружениях.
Согласно части 1 статьи Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ « О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, то есть на юридических и физических лиц, которые являются собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Частью 2 статьи 4 указанного Федерального закона объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяется федеральными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Под обеспечением транспортной безопасности в силу пункта 4 статьи 1 данного Федерального закона понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
К объектам транспортной инфраструктуры пунктом 5 статьи 1 Федерального закона отнесены, в том числе, железнодорожные вокзалы.
Таким образом, ОАО «РЖД», являясь собственником объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожного вокзала станции Купино, обязано обеспечивать транспортную безопасность в сфере транспортного комплекса, то есть реализовывать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, которые соответствуют угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Под актами незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающий безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий (пункт 1 статьи 1 Федерального закона).
Суд находит, что железнодорожный вокзал станции Купино подлежит государственной охране в силу требований, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 года № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», которым утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране.
Суд считает, что, несмотря на то, что действующим законодательством прямо не предусмотрена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» по организации государственной охраны железнодорожного вокзала, такая обязанность вытекает из норм материального права в области транспортной безопасности, частной охранной деятельности.
Так, часть 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», регулируя вопросы оказания услуг в данной сфере, закрепляет, что охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, реализуя предусмотренные приведенной нормой Федерального закона полномочия, издало вышеназванное Постановление от 14.08.1992 года № 587, специально утвердив Перечень объектов, подлежащих государственной охране.
Согласно пункту 15 Перечня к таким объектам отнесены объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования.
Таким образом, указанный Перечень ограничивает охранную деятельность частных организаций и определяет объекты, услуги по охране которых эти организации осуществлять не могут.
В Федеральном законе от 27.05.1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране» дано понятие «государственная охрана», как деятельности по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер (статья 1).
Используя указанное понятие применительно к охране железнодорожного вокзала, можно сделать вывод, что как субъект транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» осуществляет деятельность по обеспечению безопасности и защите вокзала на основании различных мер, в том числе охранных.
Вопросы, связанные с безопасностью перечисленных в Перечне объектов, в том числе железнодорожных вокзалов, регулируются иными законодательными актами.
Федеральным законом «О транспортной безопасности» регулируются отношения, связанные с защищенностью объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона обязанность по обеспечению транспортной безопасности возложена на сами субъекты транспортной безопасности.
В соответствии с частью 2 названной статьи объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяется федеральными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Законодательством предусмотрено, что федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства РФ должны быть определены объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти.
Статьей 23 Федерального закона от 10.01.2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» установлено, что охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и специальных грузов осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, внутренних войск федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и иными уполномоченными подразделениями. Перечни таких объектов и грузов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такой Перечень наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.06.2009 года № 891-р.
Железнодорожные вокзалы в указанный перечень не включены.
Другими Федеральными законами и актами Правительства Российской Федерации и ведомственными актами также не установлено обеспечение транспортной безопасности железнодорожных вокзалов федеральными органами исполнительной власти.
Таким образом, государственная охрана, то есть транспортная безопасность железнодорожных вокзалов должна быть обеспечена в соответствии с вышеназванной частью 1 статьи 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» силами самого субъекта транспортной инфраструктуры – ОАО «РЖД», а не иных органов и лиц.
В силу изложенного, под государственной охраной железнодорожных вокзалов необходимо понимать обеспечение транспортной безопасности, которое законом возложено на субъект транспортной безопасности. А под обеспечением транспортной безопасности – реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Ограничивая деятельность частных охранных организаций по оказанию услуг по охране железнодорожных вокзалов, законодательством в абзаце 3 статьи 11 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено разрешение охранным организациям оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.
Таким образом, ООО ЧОП «ЗУБР», с кем был заключен договор на охрану вокзала, в силу закона имеет право на осуществление охраны только имущества железнодорожного вокзала.
Вместе с тем, ООО ЧОП «ЗУБР» фактически приняло на себя обязательства не только по охране имущества вокзалов, но и по защите жизни и здоровья работников железнодорожных вокзалов и посетителей, то есть всех лиц, находящихся на территории вокзала, что вытекает из вышеназванного пункта 1.1 договора на оказание охранных услуг между ОАО «РЖД» и ООО ЧОП «ЗУБР».
Деятельность по охране имущества вокзала отлична от деятельности по обеспечению транспортной безопасности, которая направлена на защиту от противоправных действий (бездействия), в том числе от террористических актов, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекших за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб или создавших угрозу наступления таких последствий.
Конкретные требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, предусмотрены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 года № 43, которые применяются до дня издания нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, предусмотренного статьей 8 Федерального закона «О транспортной безопасности».
Согласно пункту 5.5 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан образовать (сформировать) в соответствии с особыми уставными задачами и/или привлечь в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности или на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов группы из числа сотрудников подразделений транспортной безопасности.
Наличие в договоре с ООО ЧОП «ЗУБР» обязанностей у частной охранной организации по защите жизни и здоровья работников железнодорожных вокзалов и посетителей также свидетельствует, что ответчиком, как субъектом транспортной инфраструктуры, не принимаются меры по организации защиты жизни и здоровья граждан, находящихся на вокзале силами собственных подразделений транспортной безопасности.
При таких обстоятельствах понуждение ответчика к принятию мер по обеспечению государственной охраны, под которой необходимо понимать обеспечение транспортной безопасности самим субъектом транспортной инфраструктуры, соответствует требованиям действующего законодательства.
Принятие указанных мер безопасности направлено на предотвращение появления угрозы безопасности, поэтому меры по обеспечению безопасности должны приниматься и соблюдаться в строгом соответствии с действующими нормами независимо от наличия или отсутствия реальной угрозы безопасности.
Неисполнение ответчиком перечисленных в иске требований, установленных Федеральным законом «О транспортной безопасности» нарушает права и свободы неопределенного круга лиц на безопасные условия жизнедеятельности сфере использования железнодорожного транспорта.
С учетом требований законодательства о транспортной безопасности и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
Доказательств, подтверждающих устранение выявленных нарушений, ответчиком не представлено.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что в нарушение ст.8 Закона, п.5.14 - 5.14.4 Требований по обеспечению транспортной безопасности на железнодорожном вокзале станции Купино не обеспечено в наглядной и доступной форме информирование всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожном вокзале станции Купино, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности, включая запрещение: перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам, о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения, совершения акта незаконного вмешательства в отношении ОТИ, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий.
В нарушение ст.8 Закона, п.5.25.5, 5.28, 5.29 Требований по обеспечению транспортной безопасности на железнодорожном вокзале станции Купино не созданы контрольно-пропускные пункты в зону транспортной безопасности и критические элементы ОТИ, не установлена схема размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов), в связи с чем проникновение лиц в зону транспортной безопасности, в частности, в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности, а также на критические элементы ОТИ осуществляется путем свободного доступа.
В нарушение ст.8 Закона, п.п.5.27, 5.30, 5.30.23 Требований по обеспечению транспортной безопасности на железнодорожном вокзале станции Купино не организованы пропускной и внутриобъектовый режимы в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами, не установлены единые виды пропусков для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ, согласованные с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
В нарушение ст. 8 Закона, п.п.10.5 - 10.5.6 Требований по обеспечению транспортной безопасности железнодорожный вокзал станции Купино не оснащен техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеораспознавание объектов видеонаблюдения на критических элементах ОТИ, видеообнаружение объектов видеонаблюдения на территории перевозочного сектора зоны транспортной безопасности, видеомониторинг объектов видеонаблюдения в границах технологического сектора зоны транспортной безопасности, передачу видеоизображения в соответствии с порядком передачи данных с инженерно-технических систем в реальном времени, хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в течение 15 суток.
Доказательств, подтверждающих устранение выявленных нарушений, ответчиком не представлено.
Таким образом, должностными лицами Дирекции железнодорожных вокзалов не в полной мере обеспечивается соблюдение иных требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожном вокзале станции Купино.
Следовательно, необеспечение государственной охранной железнодорожного вокзала на станции Купино, невыполнение иных обязательных требований транспортной безопасности свидетельствует о неисполнении ОАО «Российские железные дороги», в лице филиала -Дирекции железнодорожных вокзалов императивных требований
предусмотренных законом, что в свою очередь, приводит к нарушению прав и свобод неопределенного круга лиц на безопасные условия жизнедеятельности в сфере использования железнодорожного транспорта.
Доводы ответчика о невозможности выполнения заявленных требований прокурора по причине не утверждения планов обеспечения транспортной безопасности суд считает неосновательными.
В судебном заседании транспортный прокурор просил изменить сроки исполнения решения суда на более длительные, поэтому после утверждения Росжелдором плана транспортной безопасности вокзала, у ответчика имеется возможность устранить нарушение законодательства.
С учетом требований законодательства о транспортной безопасности и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
Статья 333.19. Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями. В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 333.19. Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера госпошлина уплачивается: для организаций - <......> рублей.
Истец – прокурор Карасукского района Новосибирской области освобождён от уплаты государственной пошлины при подаче иска, таким образом, государственная пошлина в доход местного бюджета подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Карасукского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО Российские железные дороги» в лице филиала – Дирекция железнодорожных вокзалов о признании бездействия незаконными и об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги», в лице филиала Дирекция железнодорожных вокзалов, выраженное в необеспечении государственной охраной железнодорожного вокзала станции Купино, выраженное в необеспечении в наглядной и доступной форме информирования всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожном вокзале станции Купино, а также юридических лиц, осуществляющих на его территории какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности, выраженное в необорудовании контрольно-пропускных пунктов в зоне транспортной безопасности и критические элементы железнодорожного вокзала станции Купино, в неустановлении схемы размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов), а также выраженное в отсутствии организации пропускного и внутриобъектового режимов в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» обеспечить государственную охрану железнодорожного вокзала станции Купино, расположенного по адресу: Новосибирская область, город Купино, ул. Железнодорожная,22.
Срок исполнения решения суда в этой части 6 месяцев со дня вступления в законную силу.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» обеспечить в наглядной и доступной форме информирование всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожном вокзале станции Купино, а также юридических лиц, осуществляющих на его территории какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» обеспечить оборудование контрольно-пропускных пунктов в зоне транспортной безопасности и критические элементы железнодорожного вокзала станции Купино, установить схемы размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) железнодорожного вокзала станции Купино, организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на железнодорожном вокзале станции Купино в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами.
Срок исполнения решения суда в этой части 3 месяца со дня вступления в законную силу.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» оснастить здание железнодорожного вокзала станции Купино техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеораспорзнавание объектов видеонаблюдения на критических элементах, видеообнаружение объектов видеонаблюдения на территории перевозочного сектора зоны транспортной безопасности, видеомониторинг объектов видеонаблюдения в границах технологического сектора зоны транспортной безопасности, передачу видеоизображения в соответствии с порядком передачи данных с инженерно-технических систем в реальном времени, хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в течение 15 суток.
Срок исполнения решения суда в этой части 6 месяцев со дня вступления в законную силу
Взыскать с ОАО Российские железные дороги» в лице филиала – Дирекция железнодорожных вокзалов госпошлину в доход местного бюджета в размере <......> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд путем подачи жалобы через Купинский суд в течение месяца, с 22 декабря 2014 года, дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий: Левак Ю.В.