Дело 2-131/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Ижма 14 августа 2017 года
Ижемский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Пестрикова В.В.
при секретаре Плаховой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску: Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Щельяюр» об устранении нарушений санитарного законодательства, суд
У С Т А Н О В И Л:
Управление Роспотребнадзора по Республике Коми в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к администрации сельского поселения «Щельяюр» об устранении нарушений санитарного законодательства, утверждая, что на протяжении длительного времени на территории сельского поселения «Щельяюр» располагается несанкционированная свалка, однако администрация сельского поселения «Щельяюр» мер к ликвидации свалки не принимает. В связи с тем, что бездействием администрации сельского поселения «Щельяюр» нарушается права неопределенного круга лиц, наличие неконтролируемой свалки может привести к возникновению инфекционных заболеваний и отравлений, Управление Роспотребнадзора по Республике Коми просит обязать администрацию сельского поселения «Щельяюр» устранить нарушения действующего санитарного законодательства Российской Федерации, а именно: организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированного места размещения отходов (неконтролируемой свалки твердых бытовых отходов, расположенной в районе п.Щельяюр, с координатами 65,30 с.ш. и 53,37 в.д.), организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов, мусора в соответствии с требованиями санитарного законодательства и законодательства об отходах производства и потребления: определить порядок сбора твердых бытовых отходов с территории поселения, с принятием распорядительных документов; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам участка для устройства полигона; обеспечить удаление твердых бытовых отходов на полигон твердых бытовых отходов, организованный в соответствии с требованием санитарного законодательства.
Определениями Ижемского районного суда в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований на стороне ответчика привлечены администрация муниципального района «Ижемский» и Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в судебное заседание не явился, в направленном в суд заявлении, просит рассмотреть дело назначенное на 14.08.2017 с 14 часов 00 минут без его участия, на предъявленных к администрации сельского поселения «Щельяюр» исковых требованиях настаивает.
Представитель ответчика администрации сельского поселения «Щельяюр» Терентьев Р.Н. исковые требования не признал, пояснив, что указанная в исковом заявлении территория, где расположена свалка является межпоселенческой территорией, находящейся вне границ поселения, муниципальные образования сельские участвуют в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов и организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов не относится к компетенции сельского поселения «Щельяюр».
Представитель администрации муниципального района «Ижемский» Поздеева Н.А. суду пояснила, что предъявленные Управлением Роспотребнадзора исковые требования не относятся ни к полномочиям поселения ни к полномочиям района, которые только принимают участие в организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов.
Представитель Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия, в направленном в суд отзыве указав, что пунктом 14 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующих муниципальных районов; в соответствии со ст.8 Устава муниципального образования муниципального района «Ижемский» к вопросам местного значения муниципального района относится: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, утверждение схем территориального планирования муниципального района; Постановлением Правительства Республики Коми от 15.06.2017 № 302 утверждены Правила осуществления деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Коми и Порядок сбора ТКО (в том числе их раздельного сбора) на территории Республики Коми. В настоящее время на территории Республики Коми региональный оператор по обращению с ТКО не определен, единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО не утвержден.
Суд, заслушав представителя ответчика администрации сельского поселения «Щельяюр» Терентьева Р.Г., представителя третьего лица администрации МР «Ижемский» Поздееву Н.А. и исследовав материалы дела приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Как видно из представленных материалов и обращения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», на протяжении длительного времени на территории сельского поселения «Щельяюр» располагается несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, однако администрация сельского поселения «Щельяюр» мер к ликвидации свалки не принимает.
Считая, что бездействием ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц, наличие неконтролируемой свалки может привести к возникновению инфекционных заболеваний и отравлений, Управление Роспотребнадзора по Республике Коми обратилось в суд с данным иском.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в редакции от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В силу положений статьи 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции от 28.12.2016) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
На основании ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 5 Закона Республики Коми № 10-РЗ от 01 марта 2016 года «О некоторых вопросах в области охраны окружающей среды в Республике Коми и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Коми» определено, что к полномочиям Правительства Республики Коми в области охраны окружающей среды в Республике Коми относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Республики Коми от 01 ноября 2016 года № 519 утверждено положение о Министерстве строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, пунктом 73 «в» которого установлено, что Министерство организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Исходя из положений Закона Республики Коми от 15.06.2017 № 302, деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми подлежит осуществлению региональным оператором, который в настоящее время в Республике Коми не определен.
К вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Таким образом, Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, исходя из закрепленных за ним полномочий по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляет деятельность по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст.196 ч.3 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом исковым требованиям.
Учитывая изложенное, в связи с тем, действующим законодательством и нормативными актами организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не входит в компетенцию сельских поселений, деятельность которых сводится лишь к участию в организации сбора и вывоза коммунальных отходов, оценив представленные суду доказательства в порядке ст.67 ч.1 ГПК РФ, суд каких-либо оснований для удовлетворения исковых требований о понуждении администрацию сельского поселения «Щельяюр» организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированного места размещения отходов (неконтролируемой свалки твердых бытовых отходов, расположенной в районе п.Щельяюр, с координатами 65,30 с.ш. и 53,37 в.д.), организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов, мусора в соответствии с требованиями санитарного законодательства и законодательства об отходах производства и потребления: определить порядок сбора твердых бытовых отходов с территории поселения, с принятием распорядительных документов; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам участка для устройства полигона; обеспечить удаление твердых бытовых отходов на полигон твердых бытовых отходов, организованный в соответствии с требованием санитарного законодательства не находит.
Кроме того, как видно из решения Ижемского районного суда Республики Коми по гражданскому делу № 2-19/09 от 05.03.2009, исходя из полномочий муниципального района, обязанность по строительству и обустройству полигона в п.Щельяюр в соответствии с санитарными правилами возложена на администрацию муниципального района «Ижемский», которой предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 31.12.2017 и строительство полигона в п.Щельяюр в настоящее время не завершено, что в виду отсутствия полигона, исключает удаление твердых бытовых отходов на полигон твердых бытовых отходов. Получение же санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам участка для устройства полигона, подлежит включению в перечень производимых администрацией муниципального района «Ижемский» работ по строительству полигона в п.Щельяюр.
Ссылки представителя истца на нарушение СанПиН и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, не свидетельствует об обоснованности предъявленного иска и при отсутствии у сельского поселения соответствующих полномочий, не возлагает на сельское поселение обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Иных доводов и доказательств истцом не представлено.
Администрация сельского поселения «Щельяюр» как орган местного самоуправления выступающий в качестве ответчика от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Республике Коми к администрации сельского поселения «Щельяюр» обязать организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированного места размещения отходов (неконтролируемой свалки твердых бытовых отходов, расположенной в районе п.Щельяюр, с координатами 65,30 с.ш. и 53,37 в.д.), организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов, мусора в соответствии с требованиями санитарного законодательства и законодательства об отходах производства и потребления: определить порядок сбора твердых бытовых отходов с территории поселения, с принятием распорядительных документов; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам участка для устройства полигона; обеспечить удаление твердых бытовых отходов на полигон твердых бытовых отходов, организованный в соответствии с требованием санитарного законодательства отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца с момента вынесения, через Ижемский районный суд Республики Коми.
Судья: В.В.Пестриков