РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 апреля 2017 года город Ивантеевка
Ивантеевский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Колчиной М.В.,
при секретаре Сычёвой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-403/2017 по иску прокурора города Ивантеевки Московской области в интересах Маслова В.Ю. к Министерству социального развития Московской области о возобновлении выплаты компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Ивантеевки Московской области обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Маслова В.Ю. с требованиями к Министерству социального развития Московской области об обязании возобновить с 01 мая 2015 года выплаты компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой города Ивантеевки проведена проверка исполнения органами государственной власти Московской области полномочий в сфере социальной защиты и социальной поддержки отдельных категорий граждан, финансирования и реализации мер социальной поддержки за 2015, 2016 годы. В ходе проверки в деятельности Ивантеевского управления социальной защиты населения выявлены нарушения прав ветеранов боевых действий на получение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Так, с 01 мая 2015 года выплата меры социальной поддержки прекращена «в соответствии с указанием Министерства социального развития Московской области» 57 ветеранам боевых действий. Маслов В.Ю. является военнослужащим ВВ МВД РФ и ветераном боевых действий, фактически проживает в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение предоставлено для временного проживания за плату Маслову В.Ю. и членам его семьи по договору найма служебного жилого помещения № 73 от 24 января 2013 года. По указанному адресу открыт лицевой счет и производится начисление коммунальных платежей. При этом Маслов В.Ю. с членами своей семьи зарегистрирован постоянно по месту прохождения службы при войсковой части по адресу: <адрес>, в/ч 5583. В служебном жилом помещении Маслов В.Ю. зарегистрирован по месту пребывания. Решением Ивантеевского управления социальной защиты населения от 29 апреля 2015 года Маслову В.Ю. с 01 мая 2015 года прекращена выплата компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по причине отсутствия регистрации по месту жительства в городе Ивантеевке. В связи с чем, прокурор просит обязать ответчика возобновить истцу указанную выплату с 01 мая 2015 года.
Старший помощник прокурора города Ивантеевки Шубина Т.Ю. в судебном заседании требования поддержала в полном объёме.
Истец Маслов В.Ю., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, требования поддержал в полном объёме.
Представитель Министерства социального развития Московской области в лице Ивантеевского управления социальной защиты населения в судебном заседании против заявленных требований возражала и пояснила, что правом на получение мер социальной поддержки на территории Московской области обладают жители Московской области. Подтверждением факта проживания является регистрация лица по месту жительства, что удостоверяется отметкой в паспорте гражданина. Маслов В.Ю. на территории Московской области не зарегистрирован. В связи с чем, по мнению стороны ответчика, требования заявлены необоснованно.
Суд, руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие истца.
Выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Материалами дела установлено, что Маслов В.Ю. зарегистрирован по месту жительства по адресу: город Москва, улица Ивантеевская, дом № 5, при войсковой части № 5583, в которой проходит военную службу.
Маслов В.Ю. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серии ВВ № 0099625, выданным 04 октября 2004 года.
По договору найма служебного жилого помещения № 73 от 24 января 2013 года Маслову В.Ю. и членам семьи, супруге И, дочерям М и М, предоставлено для временного проживания за плату жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в связи с прохождением службы.
По указанному адресу на имя Маслова В.Ю. открыт лицевой счёт № 725700 и производится начисление коммунальных платежей. При это Маслов В.Ю. зарегистрирован в жилом помещении по месту пребывания.
29 апреля 2015 года решением Ивантеевского управления социальной защиты населения Маслову В.Ю. прекращена с 01 мая 2015 года выплата компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по причине отсутствия регистрации по месту жительства на территории города Ивантеевки.
Оценив представленные и исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и правовой связи, суд находит решение Министерства социального развития Московской области в лице Ивантеевского управления социальной защиты населения от 29 апреля 2015 года необоснованным и нарушающим требования закона.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов:
платы за наём и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, а также оплаты и доставки топлива, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, в денежной форме определяются Порядком предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утверждённым Постановлением Правительства Московской области от 30 декабря 2008 года № 1235/52 (пункт 1).
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) (пункт 2).
Компенсация предоставляется в объёме мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, территориальными структурными подразделениями Министерства социальной защиты населения Московской области по месту жительства получателя на основании имеющихся учётных данных и заявления получателя с указанием способа получения данной компенсации.
Из материалов дела усматривается и не оспаривается стороной ответчика, что Маслов В.Ю. относится к категории «ветеран боевых действий». В связи с чем, он и проживающие совместно с ним члены семьи имеют право на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Также из материалов дела усматривается, что Маслов В.Ю. совместно с членами семьи зарегистрирован по месту жительства при войсковой части, в которой проходит военную службу, расположенной на территории города Москвы. При этом никакого жилого помещения за истцом на территории войсковой части не закреплено.
Фактически истец с семьёй проживает в служебном жилом помещении, расположенном на территории города Ивантеевки, по которому он несёт обязательства по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг должна выплачиваться территориальным структурным подразделением Министерства социальной развития Московской области по месту нахождения служебного жилого помещения, так как на территории данного субъекта проживает Маслов В.Ю., который несёт обязательства по оплате жилого помещения, имеющего статус служебного жилого помещения и предоставленного ему в установленном порядке.
То обстоятельство, что Маслов В.Ю. не имеет регистрации по месту жительства в Московской области, по мнению суда, не может служить основанием для ограничения его права на получение указанной меры социальной поддержки.
В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Регистрация Маслов В.Ю., не обеспеченного жилым помещением, при войсковой части и проживание в служебном жилом помещении полностью соответствует указанной правовой норме. Также из указанной правовой нормы следует, что предоставление служебного жилого помещения автоматически не прекращает регистрацию военнослужащего по месту прохождения службы. Такая обязанность возникает у военнослужащего лишь после обеспечения жилым помещением по договору социального найма либо передачи в собственность.
Вместе с тем, предоставление служебного помещения влечёт для военнослужащего как нанимателя обязанность нести расходы по оплате данного жилого помещения и коммунальных услуг в силу требований статей 100 и 101 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд считает, что регистрация Маслов В.Ю. по месту жительства в служебном жилом помещении (либо отсутствие таковой), при том, что данное помещение в настоящее время является для него и членов семьи единственным местом жительства, не может служить условием реализации права Маслова В.Ю. на меру социальной поддержки.
В соответствии с целями и задачами, поставленными государством в Федеральном законе Российской Федерации «О ветеранах», данный закон устанавливает единую систему мер социальной поддержки ветеранов, в том числе ветеранов боевых действий, которая обеспечивает гарантированное государством социальное обеспечение, закреплённое в статье 39 Конституции Российской Федерации. Как следует из преамбулы к указанному закону, он устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе. При этом государство также гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (статья 19 Конституции Российской Федерации).
Устанавливая вид меры социальной поддержки – ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, государство, тем самым, признаёт необходимость оказания материальной поддержки лицу, исполняющему обязанности по несению военной службы и имеющему заслуги по защите Отечества. При этом, по мнению суда, условием для оказания данного вида поддержки является несение ветераном реальных затрат по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Тогда как невозможность проживания по месту регистрации как по месту жительства, и, наоборот, регистрации по месту фактического жительства, не должна ограничивать право ветерана на возмещение указанных затрат, при том что данное место жительства является единственным.
По указанным основаниям суд отклоняет доводы ответчика о том, что назначение компенсации истцу влечёт нарушение прав налогоплательщиков Московской области, так как мера социальной поддержки, на которую претендует истец, является расходными обязательствами Российской Федерации и предоставляется на территории всего государства, а не отдельных субъектов, с соблюдением конституционного принципа равенства прав и свобод граждан.
По сообщению Центра государственных услуг «Мои документы» района Богородское города Москвы истец не получает в настоящее время социальных выплат в органах социальной защиты населения города Москвы, что исключает предоставление аналогичных мер социальной поддержки на территории двух субъектов одновременно.
Кроме того при рассмотрении настоящего спора суд учитывает, что ранее истцу Ивантеевским управлением социальной защиты населения была назначена и производилась выплата компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. 29 апреля 2015 года принято решение о прекращении данной выплаты, а не о признании назначения данной выплаты незаконной. Тогда как Порядком предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, не предусмотрено такое основание для прекращения выплаты, так как обстоятельства, имевшие место на момент назначения выплаты, по состоянию на 29 апреля 2015 года не изменились.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что на Министерство социального развития Московской области должна быть возложена обязанность возобновить Маслову В.Ю. выплату компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 01 мая 2015 года.
Руководствуясь статьями 195-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Ивантеевки Московской области в интересах Маслова В.Ю. к Министерству социального развития Московской области о возобновлении выплаты компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг удовлетворить.
Обязать Министерство социального развития Московской области возобновить с 01 мая 2015 года выплаты компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Маслова В.Ю..
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Ивантеевский городской суд в течение одного месяца со дня его составления в мотивированной форме.
Председательствующий Колчина М.В.