Решение по делу № 2-259/2017 (2-4735/2016;) от 19.12.2016

Дело № 2-259/17 (№2-4735/16)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 февраля 2017 года                  г.Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего             Фроловой Г.А.,

с участием пом. прокурора г. Златоуста         Казаковой Т.Б.,

при секретаре             Решетниковой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста в защиту прав и законных интересов Мальцева Б.С к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная контора №3» (далее – ООО «ЖЭК №3») о признании незаконным отказа в проведении проверки индивидуальных приборов учета потребления коммунального ресурса и снятии показаний с приборов учета,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Златоуста обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов инвалида 3 группы Мальцева Б.С. к ООО «ЖЭК №3» о признании незаконным отказа в проведении проверки индивидуальных приборов учета потребления коммунального ресурса – холодное и горячее водоснабжение и снятии показаний с приборов учета, обязании произвести проверку индивидуальных приборов учета потребления коммунального ресурса – холодное и горячее водоснабжение и снять показания с прибора учета с составлением соответствующего акта обследования в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу, взыскании материального ущерба в размере 2 401 руб. 39 коп.

В обоснование исковых требований прокурор г. Златоуста сослался на то, что в прокуратуру города поступило обращение ФИО1 по вопросу отказа ООО «ЖЭК №3» в проверке показаний индивидуального прибора учета расхода горячей и холодной воды, установленных в квартире его брата-инвалида Мальцева Б.С. по адресу: <адрес>. В квартире установлены индивидуальные приборы учета расходов горячей и холодной воды. С ДД.ММ.ГГГГ показания индивидуальных приборов учета Мальцевым Б.С. в ресурсоснабжающие организации не передавались. Начисление за потребленную холодную и горячую воду, водоотведение Мальцеву Б.С. производились с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, с ДД.ММ.ГГГГ исходя из нормативов потребления. В ДД.ММ.ГГГГ Мальцев Б.С. для возобновления расчета платы за потребленные коммунальные услуги по индивидуальным приборам учета обратился в ООО «Златоустовский «Водоканал» с заявлением о проведении проверки установленных у него индивидуальных приборов учета и снятии показаний, составления акта обследования. ДД.ММ.ГГГГ Мальцеву Б.С. ООО «Златоустовский «Водоканал» дан ответ о том, что проверка и снятие показаний индивидуальных приборов учета входит в обязанность управляющей компании. В ООО «ЖЭК №3» Мальцеву отказали в проверке приборов учета, ссылаясь на то, что проверку должен производить исполнитель коммунальных услуг, т.е. ООО «Златоустовский «Водоканал». Собственниками дома <адрес> ДД.ММ.ГГГГ заключен договор управления многоквартирного дома с управляющей организацией – ООО «ЖЭК №3». Следовательно, ООО «ЖЭК №3» является исполнителем коммунальных услуг, в обязанность которой входит проверка и снятие показаний приборов учета потребления коммунального ресурса. При таких обстоятельствах отказ ООО «ЖЭК №3» в проведении проверки индивидуальных приборов учета потребления коммунального ресурса – холодное и горячее водоснабжение и снятии показаний с приборов учета является незаконным. В результате непроведенной проверки за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Мальцеву С.Б. было произведено начисление, исходя из норматива потребления коммунальных услуг по горячему, холодному водоснабжению и водоотведению на сумму 2 628 руб. 98 коп. Вместе с тем, если бы начисление производилось по показаниям приборов учета, то к оплате было бы начислено 151 руб. 06 коп. Таким образом, действиями ответчика Мальцеву Б.С. причинен ущерб в размере 2 402 руб. 39 коп.

Пом. прокурор г. Златоуста Казакова Т.Б. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований к ООО «ЖЭК №3» о признании незаконным отказа в проведении проверки индивидуальных приборов учета потребления коммунального ресурса – холодное и горячее водоснабжение и снятии показаний с приборов учета настаивала. На рассмотрении требований об обязании произвести проверку индивидуальных приборов учета потребления коммунального ресурса – холодное и горячее водоснабжение и снять показания с прибора учета с составлением соответствующего акта обследования в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу, взыскании материального ущерба в размере 2 401 руб. 39 коп. не настаивала, поскольку проверка индивидуальных приборов учета и снятие показаний произведены, сделан перерасчет и убытки в сумме 2401,39 руб. истцу возмещены.

Истец Мальцев Б.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца, поскольку он извещен надлежащим образом о месте и времени слушания дела, об отложении судебного заседания ходатайств не заявлял, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика ООО «ЖЭК №3» Ларина Е.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поскольку ресорсоснабжающая организация выставляла счета на оплату коммунальных ресурсов не Управляющей организации, а потребителям напрямую, договоры на поставку коммунальных ресурсов в МКД между РСО (ресурсоснабжающей организацией) и управляющей компанией ООО «ЖЭК №3» не заключались. Полагает, что до тех пор, пока не будет заключен в письменной форме договор поставки коммунального ресурса между Управляющей организацией и РСО с указанием в нем даты начала поставки коммунального ресурса, исполнителем коммунальных услуг для потребителей в МКД является РСО, следовательно, требования к ООО «ЖЭК №3» предъявлены необоснованно.

Представитель 3 лица ООО «Златоустовский Водоканал» Вольская Ю.Б., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора г. Златоуста поддержала, суду пояснив, что граница ответственности ООО «Златоустовский «Водоканал» как ресурсоснабжающей организации заканчивается на входе в дом системы водоснабжения. В обязанности ресурсоснабжающей организации входит лишь поставка коммунальных ресурсов для управляющих организаций. Дальше начинается зона ответственности организации, управляющей домом, и собственников жилых и нежилых помещений. Таким образом, все, что связано с внутридомовыми сетями водоснабжения и водоотведения, а также индивидуальными приборами учета холодного и горячего водоснабжения, установленными в квартирах жителей, ресурсоснабжающая организация контроль не осуществляет. Проверка и снятие показаний учета приборов входит в обязанности управляющей компании, в данном случае - ООО «ЖЭК №3».

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования прокурора г. Златоуста в интересах Мальцева Б.С. подлежат удовлетворению.

На основании материалов дела, пояснений участников процесса установлено, что Мальцев Б.С. проживает по адресу: <адрес>, в квартире установлены индивидуальные приборы учета расхода горячей и холодной воды. С ДД.ММ.ГГГГ показания индивидуальных приборов учета Мальцевым Б.С. в ресурсоснабжающие организации не передавались. Начисление за потребленную холодную и горячую воду, водоотведение Мальцеву Б.С. производились с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, с ДД.ММ.ГГГГ – исходя из нормативов потребления (справка – л.д. 16, история начислений и платежей - л.д. 18, 20, история по водосчетчикам – л.д. 19).

Судом установлено, что при обращении Мальцева Б.С. в ООО «ЖЭК №3» о проведении проверки приборов учета горячей и холодной воды (заявление – л.д. 11) Мальцеву отказали в проверке приборов учета, ссылаясь на то, что проверку должен производить исполнитель коммунальных услуг, т.е. ООО «Златоустовский «Водоканал» (л.д. 12).

ДД.ММ.ГГГГ Мальцев Б.С. для возобновления расчета платы за потребленные коммунальные услуги по индивидуальным приборам учета обратился в ООО «Златоустовский «Водоканал» с заявлением о проведении проверки установленных у него индивидуальных приборов учета и снятии показаний, составления акта обследования.

ДД.ММ.ГГГГ Мальцеву Б.С. ООО «Златоустовский «Водоканал» дан ответ о том, что проверка и снятие показаний индивидуальных приборов учета входит в обязанность управляющей компании (л.д. 14).

Судом установлено, что собственниками дома <адрес> ДД.ММ.ГГГГ заключен договор управления с управляющей организацией – ООО «ЖЭК №3» (договор – л.д. 22-26, протоколы – л.д. 50-52, 53-56).

П. 10,11 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.

В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).

В соответствии с абзацем пятнадцатым пункта 2 Правил потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией (п. 14 Правил).

Согласно подпункту ж) п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, исполнитель коммунальных услуг обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.

Положениями подпункта е(1) п. 31 названных Правил предусмотрено, что исполнитель обязан не реже 1 раза в 6 месяцев осуществлять снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).

Таким образом, в обязанности управляющей компании ООО «ЖЭК №3», как исполнителя коммунальных услуг, входит проверка и снятие показаний приборов учета потребления коммунального ресурса – холодное и горячее водоснабжение.

Ссылки ответчика на то что, что договоры на предоставление коммунальных услуг, ранее заключенные между собственниками помещений в доме и ресурсоснабжающими организациям при прежнем способе управления многоквартирным домом должны действовать до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора, со ссылкой на п.п. 17,18 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также на то, что общим собранием собственников помещений в доме <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, основаны на неправильном толковании норм права и не могут повлиять на выводы суда.

Согласно п.п. 17, 18 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации",

договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.

в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.

В соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Согласно статье 161 Жилищного кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1); способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3); управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 данного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12).

Как следует из пункта 13 Правил, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

Согласно пункту 14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.

В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ за № 354 от 06.05.2011 г (далее Правила № 354), ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:

- при непосредственном управлении многоквартирным домом;

- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;

- в жилых домах (домовладениях).

В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 N 8326-РМ/07 разъяснено, что при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2, 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно, исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.

Таким образом, правовым последствием выбора собственниками данного способа управления домом является передача комплекса полномочий по управлению домом управляющей организации, в том числе функций исполнителя всего перечня коммунальных услуг.

Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).

Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.

С учетом приведенных норм права, а также того, что внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, не освобождает управляющую компанию от ответственности, как исполнителя коммунальных услуг, в том числе за проведение проверки индивидуальных приборов учета потребления коммунального ресурса – холодное и горячее водоснабжение и снятие показаний с приборов учета.

Следовательно, отказ ООО «ЖЭК №3» Мальцеву Б.С. в проведении проверки индивидуальных приборов учета потребления коммунального ресурса – холодное и горячее водоснабжение и снятии показаний с приборов учета является незаконным, а требования прокурора г. Златоуста подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора г. Златоуста в защиту прав и законных интересов Мальцева Б.С удовлетворить.

Признать незаконным отказ Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная контора №3» в проведении проверки индивидуальных приборов учета потребления коммунального ресурса – холодное и горячее водоснабжение и снятии показаний с приборов учета.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Златоустовский городской суд.

Председательствующий Г.А. Фролова

Решение не вступило в законную силу

2-259/2017 (2-4735/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор города Златоуста в защиту прав и законных интересов инвалида 2 группы Мальцева Бориса Сергеевича
Мальцев Б.С.
Ответчики
ООО "Жилищно-эксплуатационная контора № 3"
Другие
ООО "Златоустовский "Водоканал"
Суд
Златоустовский городской суд Челябинской области
Дело на сайте суда
zlatoust.chel.sudrf.ru
19.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2016Передача материалов судье
20.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.12.2016Подготовка дела (собеседование)
27.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2017Судебное заседание
01.02.2017Судебное заседание
06.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее