Дело № 2-3599/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 октября 2017 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего: Матвеева А.В.,
при секретаре: Алексеевой М.В.,
с участием помощника прокурора г. Бийска Артеменко Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Бийска, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Бийска Алтайского края о возложении обязанности совершить действия по постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Бийска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации города Бийска Алтайского края (далее по тексту также Администрация г. Бийска) о возложении обязанности совершить действия по постановке на учет бесхозяйных объектов.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор г. Бийска указал на то, что прокуратурой города проведена проверка по обращению представителей садоводств, расположенных на территории муниципального образования город Бийск: ТСН «Иртыш», СНТ «Металлист-1», НТС «Медик», СНТ «Бийчанин», СТ «Швейник-2», СНТ «Металлист», СНТ «Коммунальщик» о нарушении их прав при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению.
В ходе проведенной проверки установлено, что на территории муниципального образования город Бийск имеется воздушная линия электропередачи ВЛ 6 кВ, расположенная в границах от пер. Прямой до пер. Шубенский г. Бийска, проходящая по территории садоводств: ТСН «Иртыш», СНТ «Металлист-1», НТС «Медик», «Бийчанин», СТ «Швейник-2», СНТ «Металлист», СНТ «Коммунальщик», запитанная от РП-11 яч. 7 к садоводческим ТП.
Ранее указанная воздушная линия ВЛ 6 кВ принадлежала МУП г. Бийска «Весна», которое с 27.08.2008 года прекратило деятельность связи с ликвидацией юридического лица на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
В ходе проверки установлено, что следующие линии электропередачи не имеют собственника и являются бесхозяйными:
- BЛ 6 кВ от РП-11 яч. 7 до оп. 8, питающей садоводства СНТ «Металлист-1» и НТС «Медик»;
- BЛ 6 кВ от оп. 8, питающей садоводства СНТ «Металлист-1» и НТС «Медик» до оп. 20 питающей садоводства ТСН «Иртыш», СНТ «Коммунальщик», СТ «Швейник-2»;
- ВЛ 6 кВ от оп. 20, питающей садоводства ТСН «Иртыш», «Коммунальщик», СТ «Швейник-2» до оп. 49, питающей садоводства «Бийчанин», СНТ «Металлист».
Также в исковом заявлении истец указывает, что по смыслу действующего законодательства, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, он обязан это сделать.
Администрацией г. Бийска право собственности на указанные кабельные линии электропередачи до настоящего времени не зарегистрировано, так как с заявлением о постановке на учет данных объектов электросетевого хозяйства, как бесхозяйных недвижимых вещей, Администрация г. Бийска в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, не обращалась.
В исковом заявлении истец также указывает, что бесхозяйность сетей, задействованных в системах электроснабжения г. Бийска, и отсутствие со стороны Администрации города мер по принятию их на баланс и поддержанию в надлежащем техническом состоянии, приводит к социально-негативным последствиям, в том числе, ухудшению электроснабжения населения, влечет за собой опасность возникновение чрезвычайных ситуаций, нарушая тем самым законные права и интересы неопределенного круга лиц.
Учитывая указанные обстоятельства прокурор г. Бийска в исковом заявлении просит суд:
возложить на Администрацию г. Бийска обязанность направить в орган в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав заявление о принятии на учет электрических сетей, как бесхозяйных недвижимых вещей, расположенных в границах от пер. Прямого до пер. Шубенского в г. Бийске:
- BЛ 6 кВ от РП-11 яч. 7 до оп. 8, питающей садоводства СНТ «Металлист-1» и НТС «Медик»;
- BЛ 6 кВ от оп. 8, питающей садоводства СНТ «Металлист-1» и НТС «Медик» до оп. 20, питающей садоводства ТСН «Иртыш», СНТ «Коммунальщик», СТ «Швейник-2»;
- ВЛ 6 кВ от оп. 20 питающей садоводства ТСН «Иртыш», «Коммунальщик», СТ «Швейник-2», до оп. 49 питающей садоводства «Бийчанин», СНТ «Металлист».
В настоящем судебном заседании помощник прокурора г. Бийска Артеменко Т.А. заявленные исковые требования поддержала в полном по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, просила суд удовлетворить заявленный прокурором г. Бийска иск в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации г. Бийска по доверенности Карюгина Л.В. в настоящем судебном заседании возражала относительно удовлетворения судом заявленных прокурором г. Бийска исковых требований по основаниям, изложенным ею в письменных возражениях на исковое заявление, в которых представитель ответчика Администрации г. Бийска Карюгина Л.В. указала, что спорные электрические линии нельзя считать бесхозяйными объектами.
В соответствии со ст. 236 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту также ГК РФ) юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Садоводческие товарищества фактически осуществляют пользование электрическими линиями, однако не оформляют право собственности на них. Учитывая изложенное, ответчик полагает, что в настоящее время у данных объектов недвижимости имеются владельцы, которые намерены и далее пользоваться ими, соответственно указанные сети не являются бесхозяйными и не могут быть признаны таковыми в соответствии со ст. 225 ГК РФ.
Представитель ответчика Карюгина Л.В. в настоящем судебном заседании также считала, что поскольку названные выше электрические сети имеют конкретно определенных пользователей, то прокурор г. Бийска в силу закона не вправе обращаться в суд с данным иском, указывая в нем, что он обращается с исковым заявлением к Администрации г. Бийска в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Представитель третьего лица АО СК «Алтайкрайэнерго» по доверенности Коровина Д.В. в настоящем судебном заседании поддержала доводы, изложенные в ранее представленном в материалы дела письменном отзыве на исковое заявление, в котором указала, что на органы местного самоуправления возлагается обязанность по выявлению бесхозяйных объектов, их постановке на учет в качестве бесхозяйных с последовательным признанием права муниципальной собственности на них. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ). В соответствии со ст. 16. Устава г. Бийска предметом ведения местного самоуправления является, в том числе, организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации.
В связи с этим, именно Администрация г. Бийска наделена полномочиями по постановке на учет бесхозных объектов.
Приобретение объектов на баланс АО «СК Алтайкрайэнерго» возможно при условии соблюдения указанного порядка постановки на учет бесхозных объектов, а также при наличии технологического присоединения объекта к сетям АО «СК Алтайкрайэнерго» и предоставлении соответствующей документации.
На основании вышеизложенного, представитель третьего лица считает исковые требования прокурора г. Бийска обоснованными и подлежащими удовлетворению судом.
Представители третьих лиц: СТ «Металлист-1» - Костромина С.В., НТС «Медик» - Пажинцева B.Л., СНТ «Бийчанин» - Дубоносов Г.И. в настоящем судебном заседании полагали заявленные прокурором требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению судом.
Представитель третьих лиц НТС «Медик», СНТ «Металист», НТС «Иртыш», СНТ «Бийчанин», СНТ «Швейник-2», СНТ «Металлист-1», СНТ «Коммунальщик» Панов А.В., действующий на основании доверенности (л.д. 155) в судебном заседании поддержал заявленные прокурором требования, полагая их обоснованными и подлежащим удовлетворению судом.
Представитель третьего лица филиала «Бийские межрайонные электрические сети» АО «СК «Алтайкрайэнерго» в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрении гражданского дела извещен надлежащим образом, каких-либо заявления, ходатайств суду не представил.
Суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.
Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии с п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 (далее по тексту также Порядок № 931).
Согласно п. 2 Порядка принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение № 1 к Порядку № 931): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
По смыслу указанных правовых норм, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это сделать.При определении правового статуса вышеуказанных объектов электроснабжения следует исходить из положений гражданского законодательства, действующего законодательства о местном самоуправлении и Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
В частности, в соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно Приложению 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», к объектам муниципальной собственности, относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе, объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
В силу требований п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах муниципального района электро - и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, исходя из изложенного, муниципальное образование, в границах которого расположены бесхозяйные объекты электроснабжения, принимает их на учет и в дальнейшем признает на них право муниципальной собственности, а также ввиду отсутствия собственника обеспечивает их эксплуатацию в целях организации электроснабжения, какое-либо иное лицо не уполномочено законом на совершение данных действий.
Судом установлено, что прокуратурой г. Бийска проведена проверка по обращениям по обращению представителей садоводств: ТСН «Иртыш», СНТ «Металлист-1», НТС «Медик», СНТ «Бийчанин», СТ «Швейник-2», СНТ «Металлист», СНТ «Коммунальщик» о нарушении их прав при предоставлении коммунальной услуг по электроснабжению.
В ходе проведенной проверки установлено, что на территории муниципального образования город Бийск Алтайского края имеется воздушная линия электропередачи BЛ 6 кВ, расположенная в границах от пер. Прямой до пер. Шубенский г. Бийска, проходящая по территории садоводств: ТСН «Иртыш», СНТ «Металлист-1», НТС «Медик», «Бийчанин», СТ «Швейник-2», СНТ «Металлист», СНТ «Коммунальщик» запитана от РП-11 яч. 7 к садоводческим ТП.
Ранее указанная воздушная линия электропередачи ВЛ 6 кВ принадлежала МУП г. Бийска «Весна», которое с 27.08.2008 года прекратило деятельность в качестве юридического лица связи с ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Актом проверки от 13 июля 2017 года, проведенным комиссией в составе помощника прокурора г. Бийска Ненашева А.В., заместителя начальника ОТЭЭ Бийские МЭС АО «СК «Алтайкрайэнерго» по работе с юридическими лицами Винницкого П.С., начальника РЭС 1 «Бийские МЭС» АО «СК «Алтайкрайэнерго», юрисконсульта филиала «Бийские МЭС» АО «СК «Алтайкрайэнерго» Коровиной Д.В., начальника юридической группы АО«Алтайкрайэнерго» обнаружено, что следующие линии не имеют собственника и являются бесхозяйными:
- BЛ 6 кВ от РП-11 яч. 7 до оп. 8, питающей садоводства СНТ «Металлист-1» и НТС «Медик»;
- BЛ 6 кВ от оп. 8, питающей садоводства СНТ «Металлист-1» и НТС «Медик» до оп. 20, питающей садоводства ТСН «Иртыш», СНТ «Коммунальщик», СТ «Швейник-2»;
- ВЛ 6 кВ от оп. 20, питающей садоводства ТСН «Иртыш», «Коммунальщик», СТ «Швейник-2» до оп. 49, питающей садоводства «Бийчанин», СНТ «Металлист».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что линии электрических сетей, расположенных в границах от пер. Прямого до пер. Шубенского в г. Бийске:
- BЛ 6 кВ от РП-11 яч. 7 до оп. 8, питающей садоводства СНТ «Металлист-1» и НТС «Медик»;
- BЛ 6 кВ от оп. 8, питающей садоводства СНТ «Металлист-1» и НТС «Медик» до оп. 20, питающей садоводства ТСН «Иртыш», СНТ «Коммунальщик», СТ «Швейник-2»;
- ВЛ 6 кВ от оп. 20, питающей садоводства ТСН «Иртыш», «Коммунальщик», СТ «Швейник-2» до оп. 49, питающей садоводства «Бийчанин», СНТ «Металлист» являются бесхозяйными и должны быть поставлены Администрацией города Бийска на учет, как бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Данные линии электропередачи являются источниками повышенной опасности, фактически в настоящее время отсутствует лицо, ответственное за данные линии, указанные линии электропередачи никем не обслуживаются и при этом передают электрическую энергию неопределенному кругу граждан, в связи с чем, в силу положений ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также ГПК РФ), прокурор г. Бийска вправе обратиться в суд с данным иском в интересах неопределенного круга лиц.
Доводы ответчика о том, что спорные линии электропередач не являются бесхозяйными, поскольку у них имеется фактический владелец – садоводческие товарищества, суд признает несостоятельными, поскольку на балансе указанных учреждений электрические сети не стоят, факт того, что учреждения являются пользователями электроэнергии, не свидетельствует о принадлежности им спорных объектов недвижимости – линий электропередачи. Спорные объекты недвижимого имущества являются бесхозяйными, расположены в административных границах муниципального образования город Бийска, следовательно, обязанность по обращению с заявлением о принятии на учет объектов недвижимого имущества в качестве бесхозяйного лежит на органе местного самоуправления, который в силу закона является единственным органом, обладающим правом подачи такого заявления.
Доводы стороны ответчика о разграничении границ эксплуатационной ответственности также являются несостоятельными, поскольку объекты инженерной инфраструктуры относятся к объектам муниципальной собственности, и установленные судом по настоящему гражданскому делу обстоятельства не свидетельствуют о том, что у спорных объектов недвижимого имущества имеется собственник либо иной законный владелец.
Администрацией г. Бийска право собственности на указанные кабельные линии электропередачи до настоящего времени не зарегистрировано, так как с заявлением о постановке на учет данных объектов электросетевого хозяйства как бесхозяйных недвижимых вещей, Администрация г. Бийска в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, не обращалась.
Бесхозяйность сетей, задействованных в системах электроснабжения г. Бийска и отсутствие со стороны Администрации г. Бийска мер по принятию их на баланс и поддержанию в надлежащем техническом состоянии, приводит к социально-негативным последствиям, в том числе ухудшению электроснабжения населения, влечет за собой опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушая тем самым законные права и интересы неопределенного круга лиц.
Спорные электрические сети находятся на территории города Бийска, соответственно Администрация города Бийска является непосредственно органом, обладающим правом подачи заявления о постановке спорного недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, и непринятие мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимости, уклонение ответчика от учета бесхозяйного имущества может привести к возникновению чрезвычайной ситуации причинению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе, и в случае обрыва или разрыва аварийной линии электропередачи.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора г. Бийска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г. Бийска.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с удовлетворением исковых требований, государственная пошлина взысканию с ответчиков в доход бюджета городского округа муниципального образования город Бийск не подлежит.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░. ░░░░░░░ ░░ ░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░:
- B░ 6 ░░ ░░ ░░-11 ░░. 7 ░░ ░░. 8, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░-1» ░ ░░░ «░░░░░»;
- B░ 6 ░░ ░░ ░░. 8, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░-1» ░ ░░░ «░░░░░», ░░ ░░. 20, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░», ░░░ «░░░░░░░░░░░░», ░░ «░░░░░░░-2»;
- ░░ 6 ░░ ░░ ░░. 20, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░», ░░░ «░░░░░░░░░░░░», ░░ «░░░░░░░-2», ░░ ░░. 49, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░», ░░░ «░░░░░░░░░».
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.