дело № 2-294/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кологрив 03 июля 2015 года
Кологривский районный суд Костромской области в составе председательствующего Рыбкиной Т.Л., при секретаре Громовой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кологривского района Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию администрации городского поселения город Кологрив «Коммунсервис» с требованием обязать устранить нарушения законодательства в сфере недропользования, санитарно-эпидемиологического законодательства, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,
установил:
Прокурор Кологривского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать Муниципальное унитарное предприятие администрации городского поселения город Кологрив «Коммунсервис», в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения законодательства в сфере недропользования, санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
- оборудовать скважины №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>) аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО;
- оборудовать скважины №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>) приборами учета воды;
- выполнить оценку эксплуатационных запасов на участках месторождения подземных вод и представить результаты оценки на государственную экспертизу запасов подземных вод;
- осуществить консервацию скважин №_ (<адрес>), №_ (<адрес>) в соответствии с «Правилами ликвидационного тампонажа буровых скважин различного назначения, засыпки горных выработок и заброшенных колодцев для предотвращения загрязнения и истощения подземных вод»;
- получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов - артезианских скважин №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>);
- разработать и утвердить у уполномоченного органа проекты зон санитарной охраны у разведочно-эксплуатационных скважин №_ (<адрес>), №_ (<адрес>);
- восстановить ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны разведочно-эксплуатационной скважины №_ (<адрес>);
- получить специальное разрешение (лицензию) на пользование недрами с целью добычи подземной воды из разведочно-эксплуатационных скважин №_ (<адрес>), №_ (<адрес>).
Требование мотивировано тем, что прокуратурой района в апреле 2015 года проведена проверка исполнения законодательства в сфере недропользования, санитарно- эпидемиологического законодательства в деятельности муниципального унитарного предприятия «Коммунсервис» (далее - МУП «Коммунсервис»), в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что одним из основных принципов охраны окружающей среды является принцип охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно статей 9, 11, 23 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон «О недрах»), пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Установлено, что МУП «Коммунсервис» осуществляет на территории городского поселения город Кологрив холодное водоснабжение на основании лицензии на право пользования недрами №_ с целевым назначением и видами работ - добыча питьевых подземных вод для хозяйственного питьевого водоснабжения населения и предприятия и передачи сторонним организациям.
Лицензия выдана на 13 разведочно-эксплуатационных скважин: №_ №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), которые находятся в хозяйственном ведении у МУП «Коммунсервис». В настоящее время фактически используются и являются действующими 9 скважин - №№_.
Неотъемлемой частью лицензии на право пользования недрами являются Условия пользования недрами. Установлено, что МУП «Коммунсервис» данные условия нарушаются.
В соответствии с пунктом 9.1 Условий пользования недрами, предприятие обязано обеспечить наблюдение дебита, статического и динамического уровней подземных вод в действующих скважинах не реже одного раза в месяц, а также вести учет воды, отбираемой из водоносного горизонта.
Пунктом 3.2.1.5 Санитарных правил и нормативов «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» определено, что все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ зон санитарной охраны.
В нарушение указанного требования, на всех разведочно-эксплуатационных скважинах, находящихся в хозяйственном ведении МУП «Коммунсервис», аппаратура для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности отсутствует.
Учет воды, отбираемой из водозабора, осуществляется лишь на трех скважинах №№_, поскольку на них имеются приборы учета воды. На остальных скважинах таких приборов не имеется, соответствующий учет не осуществляется.
Пунктом 13.2 Условий пользования недрами установлено, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ предприятие обязано выполнить оценку эксплуатационных запасов на участках месторождения подземных вод и представить результаты оценки на государственную экспертизу запасов подземных вод. До настоящего времени данное мероприятие не проведено.
Проводимая в отсутствие необходимой оценки эксплуатационных запасов подземных вод их добыча, может привести к их истощению и иным негативным последствиям.
Также, проверкой установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского поселения город Кологрив МУП «Коммунсервис» было передано имущество, в том числе, артезианские скважины №№_. Указанные скважины используются МУП «Коммунсервис» для водоснабжения населения, проживающего в <адрес> и <адрес> городского поселения <адрес>. Однако, в лицензии на право пользования недрами их не имеется, то есть осуществляется пользование недрами в отсутствие лицензии.
В связи с тем, что в настоящее время на указанные скважины отсутствует лицензия, эксплуатационные запасы подземных вод не утверждены, условия водопользования со специально уполномоченными органами не согласованы.
Таким образом, МУП «Коммунсервис», осуществляя самовольную добычу подземных вод, нарушает требования природоохранного законодательства РФ в области недропользования, которое может повлечь истощение подземных вод, что в будущем может негативно отразиться на благополучии и здоровье проживающего на данной территории населения.
В соответствии со статьей 26 Закона «О недрах», предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.
Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора.
Пунктом 13.5 условий пользования недрами определено, что ликвидация и консервация буровых скважин должны выполняться в соответствии с «Правилами ликвидационного тампонажа буровых скважин различного назначения, засыпки горных выработок и заброшенных колодцев для предотвращения загрязнения и истощения подземных вод».
Проверкой установлено, что в настоящее время 2 скважины - №№_, указанные в лицензии на право пользования недрами, выданной МУП «Коммунсервис», предприятием не используются. Скважина №_ не используется с ДД.ММ.ГГГГ, №_ - с ДД.ММ.ГГГГ. Однако, в нарушение вышеуказанных требований, консервация данных скважин не производилась, что не обеспечивает их безопасность и надлежащую охрану недр.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В нарушение указанного требования, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов - артезианских скважин №№_, отсутствуют.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. №10 утверждены Санитарные правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые обязательны для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктами 1.4, 1.5, 1.6 Санитарных правил и нормативов «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
В нарушение указанного требования, не разработаны и не утверждены проекты зон санитарной охраны у разведочно-эксплуатационных скважин №№ 2131,5287.
Пунктом 1.17 Санитарных правил и нормативов «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» установлено, что отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых данным СанПиНом.
Пунктом 3.2.1.1 Санитарных правил и нормативов «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» определено, что территория первого пояса зоны санитарной охраны должна быть ограждена и обеспечена охраной.
Проверкой установлено, что целостность ограждения территории первого пояса зон санитарной охраны разведочно-эксплуатационных скважины №_ нарушена.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2, подпунктом «а» пункта 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №_ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, основанная на принципе приоритета мер по предупреждению терроризма, которые заключаются в выявлении и последующем устранении причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Пунктами 6, 7, 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, определено, что общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина. Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения.
Основными задачами противодействия терроризму являются, в том числе, выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, а также мест массового пребывания людей.
Ненадлежащее ограждение территорий разведочно-эксплуатационной скважины обеспечивает возможность беспрепятственного подхода граждан и подъезда автотранспорта к ним, что не защищает граждан городского поселения город Кологрив от возможного совершения террористических актов.
По фактам выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МУП «Коммунсервис» внесено представление с требованием принять меры к устранению выявленных нарушений. Однако, до настоящего времени мер по их устранению не принято, ответ на представление в прокуратуру района не представлен. ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора МУП «Коммунсервис» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ - умышленное невыполнение законных требований прокурора, которое ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено, виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Вышеуказанные факты нарушают интересы Российской Федерации, поскольку недра являются государственной собственностью, а также права граждан - неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании заместитель прокурора Кологривского района Александрова О.А. требование иска поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика Муниципального унитарного предприятия администрации городского поселения город Кологрив «Коммунсервис» Смирнов Ю.Н., с требованиями иска согласился, о чем представил письменное заявление.
Выслушав заместителя прокурора Александрову О.А., представителя ответчика Смирнова Ю.Н., изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Иск прокурора обоснован ссылками на действующее законодательство, подтверждается материалами дела: Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.17-18), представлением прокурора от ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МУП «Коммунсервис» Смирнова Ю.Н. ( т. 1 л.д.10-16) и его объяснениями: от ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которых, нарушения, указанные в иске, действительно имеют место, и до настоящего времени, мер к их устранению не принято, по причине отсутствия денежных средств (т.1 л.д.19-20, 46,49).
Так же иск прокурора подтверждается: копией распоряжения Главы Администрации муниципального образования городское поселение г. Кологрив Кологривского муниципального района Т. от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение МУП «Коммунсервис», Выпиской из реестра муниципальной собственности муниципального образования городское поселение г. Кологрив Кологривского муниципального района Костромской области (т. 1 л.д. 242), копией лицензии №_, действительной до ДД.ММ.ГГГГ., на право МУП «Коммунсервис» пользования недрами и приложением к данной лицензии: «Условия пользования недрами» ( т. 1 л.д. 21-30).
В соответствии с положениями статьи 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Ответчик по данному делу иск признал, считает его обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Признание иска ответчиком не противоречит закону, так как иск прокурора обоснован ссылками на действующее законодательство, признание иска ответчиком не нарушает права и законные интересы других лиц и может быть принято судом.
Иск прокурора подлежит полному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Иск прокурора Кологривского района удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие администрации городского поселения город Кологрив «Коммунсервис», в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения законодательства в сфере недропользования, санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
1) оборудовать скважины №№_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>) аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО;
2) оборудовать скважины №№_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>) приборами учета воды;
3) выполнить оценку эксплуатационных запасов на участках месторождения подземных вод и представить результаты оценки на государственную экспертизу запасов подземных вод;
4) осуществить консервацию скважин №№_ (<адрес>), №_ (<адрес>) в соответствии с «Правилами ликвидационного тампонажа буровых скважин различного назначения, засыпки горных выработок и заброшенных колодцев для предотвращения загрязнения и истощения подземных вод»;
5) получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов - артезианских скважин №№_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>), №_ (<адрес>);
6) разработать и утвердить у уполномоченного органа проекты зон санитарной охраны у разведочно-эксплуатационных скважин №№_ (<адрес>), №_ (<адрес>);
7) восстановить ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны разведочно-эксплуатационной скважины №_ (<адрес>);
8) получить специальное разрешение (лицензию) на пользование недрами с целью добычи подземной воды из разведочно-эксплуатационных скважин №№_ (<адрес>), №_ (<адрес>).
Решение в течение месяца со дня вынесения в окончательном виде может быть обжаловано в Костромской областной суд.
Председательствующий ФИО