Судья Чибрикин А.К. Дело №33а-2415/2019
Докладчик Михеев О.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Тамарова Ю.П.,
судей Михеева О.С. и Середы Л.И.,
при секретаре Палаткиной А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 декабря 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело №2а-3073/2019 по апелляционной жалобе административного истца Шеваракова Александра Сергеевича на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 октября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Михеева О.С., судебная коллегия
установил:
Шевараков А.С. обратился в суд с административным иском об оспаривании предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, вынесенного государственным инспектором отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области (далее - Управление Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области) Ведерниковой Т.В. от 10 июня 2019 г. <№>.
В обоснование заявленных требований указал, что принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером <№> общей площадью 154 000 кв.м., категория земель сельскохозяйственного назначения предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>, в период с 2014 г. по март 2019 г. незаконно использовался ООО «Неон-Строй», которым при разработке и добыче песка в карьере, расположенном на соседнем земельном участке, и были совершены действия, приведшие к ухудшению плодородного слоя его земельного участка.
В связи с вышеизложенным, полагает, что его вина в совершении земельного правонарушения отсутствует, а вышеуказанным предписанием нарушаются права и законные интересы. Просил предписание государственного инспектора отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области Ведерниковой Т.В. от 10 июня 2019 г. <№> отменить, как незаконное.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 октября 2019 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Административный истец Шевараков А.С. подал апелляционную жалобу на решение суда, считает его незаконным и необоснованным, просил его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. По существу привел доводы, аналогичные изложенным в административном иске. Полагает, что выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание не нарушает его права и законные интересы, противоречат доказательствам, имеющимся в деле.
Административный ответчик Управление Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области подало возражения на апелляционную жалобу, ссылаясь по существу на необоснованность ее доводов.
В судебное заседание административный истец Шевараков А.С. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, отложить разбирательство дела суд не просил.
Оснований для отложения судебного разбирательства не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель административного истца Шеваракова А.С – Шведков Ю.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.
В судебном заседании административный ответчик государственный инспектор отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области Ведерникова Т.В., представляющая также интересы административного ответчика Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области, возразила относительно доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации) дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что распоряжением Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области от 29 апреля 2019 г. <№> государственным инспекторам в рамках осуществления государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения поручено провести с целью проверки мотивированного представления <№> от 26 апреля 2019 г. о причинении вреда землям сельскохозяйственного назначения и пресечении совершения возможных правонарушений, в период с 16 мая 2019 г. по 13 июня 2019 г. проверку в отношении Шеваракова А.С. по адресу: <адрес> земельный участок с кадастровым номером <№> с востока примыкающий к трассе М5 (Саранск-Москва).
Из акта проверки <№> от 10 июня 2019 г. следует, что земельный участок, расположенный по указанному выше адресу, общей площадью 154 000 кв.м., с кадастровым номером <№> отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. 30 июня 2014 г. на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности за Шевараковым А.С. (номер записи <№>). Фактически в момент проведения проверки земельный участок используется не в соответствии с установленной категорией и видом разрешенного использования. Земельный участок покрыт плотной травяной растительностью естественного происхождения с остатками травостоя прошлых лет, имеются высохшие не вегетирующие части многолетних сорных растений, а также произрастает древесно-кустарниковая растительность (сосна обыкновенная, ива остролистная, береза обыкновенная, клен американский). Возраст древесно-кустарниковой растительности составляет от 4 до 15 лет. Признаков агротехнической обработки почвы на земельном участке не выявлено. Выявленное зарастание сорной травой и древесно-кустарниковой растительностью свидетельствует о не проведении в течении продолжительного времени обязательных мероприятий по обработке почвы для возделывания сельскохозяйственных культур и непринятии мер к воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, выражающееся в несохранении и непринятии мер к повышению плодородия земель посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозийных мероприятий. Древесно-кустарниковая и сорная травяная растительность способствует распространению болезней и вредителей, при зарастании земельного участка не происходит воспроизводство плодородия земель. Распространение сорных растений негативно сказывается на фитосанитарном состоянии земельных участков, освоение которых невозможно без применения значительного количества пестицидов, что вызывает излишнюю антропогенную нагрузку на почву. Зарастание земельных участков сельскохозяйственного назначения кустарниковой и древесной растительностью ведет к снижению почвенного плодородия, так как под такой растительностью усиливается подзолистый процесс. Кроме того, в случае возвращения земель, заросших древесно-кустарниковой растительностью, в сельскохозяйственное производство, при раскорчевке этой растительности механически нарушается верхний наиболее плодородный слой почвы. Осматриваемый земельный участок имеет признаки нарушенного почвенного слоя, перемешанного минеральным грунтом, заболоченные участки, траншеи, валообразные земляные кучи, заросшие травяной растительностью. Общая площадь нарушенного почвенного слоя на участке составляет 4632,5 кв.м.; площадь повсеместного зарастания земельного участка сорной и древесно-кустарниковой растительностью составляет 149 367,5 кв.м.
Акт проверки <№> от 10 июня 2019 г. содержит географические координаты местоположения выявленных нарушений на земельном участке, к нему приложена фототаблица, подтверждающая изложенные в акте обстоятельства.
10 июня 2019 г. административному истцу Шеваракову А.С. выдано предписание <№> об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, согласно которому в срок до 30 сентября 2019 г. он обязан провести мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия ухудшающего качественное состояние земель, а именно вовлечь земельный участок с кадастровым номером <№> зарастающий сорной и древесно-кустарниковой растительностью, в сельскохозяйственный оборот с целью его дальнейшего использования по целевому назначению.
Предписание содержит разъяснение возможности продления установленного в нем срока.
Не согласившись с данным предписанием, Шевараков А.С. обратился в суд с административным иском о его оспаривании.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания незаконным. При этом суд обоснованно исходил из того, что предписание выдано уполномоченным должностным лицом при наличии к тому предусмотренных законом оснований. Выводы должностного лица о нарушении административным истцом требований земельного законодательства подтверждены материалами дела.
Согласно пункту 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК Российской Федерации) государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 2 Положения о земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. №1, установлено, что функции по земельному надзору осуществляются, в том числе, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.В соответствии с подпунктом «д» пункта 4 указанного Положения Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Управление Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области является территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), осуществляет государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения в пределах установленной сферы деятельности, что следует из пункта 9.3.5 Положения об Управлении, утвержденного приказом Россельхознадзора от 15 апреля 2013 г. №175.
В соответствии с пунктом 5 статьи 71 ЗК Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (пункт 1); осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом (пункт 4), выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (пункт 5).
Согласно пункту 7 статьи 71 ЗК Российской Федерации по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверки нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации в соответствии с подпунктом 2 части 6 статьи 71.1 ЗК Российской Федерации проводятся в случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Пунктом 10 Положения об Управлении Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области определено, что Управление в установленном порядке осуществляет иные разрешительные контрольно-надзорные полномочия, а также меры государственного принуждения, установленные законодательством Российской Федерации.
Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора согласно пункту 3 статьи 71 ЗК Российской Федерации является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
Подпунктом 6 пункта 8, подпунктом 2 пункта 16, пунктом 118, пунктом 120, пунктом 121 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. №591 установлена административная процедура выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений: в случае выявления при проведении проверки нарушений физическим лицом, в отношении которого проводилась проверка, требований земельного законодательства должностные лица, проводившие проверку, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с установлением сроков их устранения; предписание об устранении выявленных нарушений земельного законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено.
Исходя из вышеизложенного, следует, что вынесение предписания в случае выявления нарушений земельного законодательства при осуществлении функций по земельному надзору является обязанностью проверяющего должностного лица Россельхознадзора, предписание выдано уполномоченным лицом, порядок проведения проверки соблюдения требований земельного законодательства, не нарушен.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в действиях административного истца отсутствует вина в нарушении земельного законодательства, поскольку нарушения возникли в связи с деятельностью ООО «Неон-Строй» по добыче намывного песка в карьере, расположенного на соседнем земельном участке, отклоняются.
Исходя из положений статьи 42 ЗК Российской Федерации, части 1 статьи 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Кроме того, материалы дела не содержат сведений о том, что нарушение земельного законодательства было осуществлено иными лицами, а не собственником земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы Шеваракова А.С. также отклоняются, поскольку действия должностного лица Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области по вынесению в отношении заявителя предписания устранения выявленных нарушений, с учетом установленных по делу обстоятельств, соответствуют закону, произведены с соблюдением установленной законом процедуры и в пределах компетенции, предоставленной данному должностному лицу, направлены на устранение нарушений земельного законодательства и не возлагают обязанности, не предусмотренные действующим законодательством.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам административного искового заявления, выводы суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной административным истцом в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 октября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Шеваракова Александра Сергеевича – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий Ю.П. Тамаров
судьи О.С. Михеев
Л.И. Середа