Решение по делу № 2-81/2017 (2-623/2016;) от 12.12.2016

Дело № 2-81/2017

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Уржум 13 февраля 2017 года

Уржумский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Шамова О.В.,

при секретаре Жужговой Н.В.,

c участием помощника прокурора Уржумского района Домнина С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.О.И. к ОМВД России по Уржумскому району Кировской области, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области, Министерству внутренних дел РФ о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

К.О.И. обратился в суд с иском к ОМВД России по Уржумскому району Кировской области, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области о взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указывает, что он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением этапирования в СИЗО г. Кирова) содержался в ИВС ОМВД России по Уржумскому району.

Во время содержания в ИВС он содержался в камерах, которые не были оборудованы системой вентиляции, отсутствовала водопроводная вода, канализация, также отсутствовали прогулочный двор, комната для свиданий, спальные места в камере. Постельные принадлежности и средства личной гигиены не выдавались. Помывок не проводилось, розетки в камере отсутствовали, горячая вода не выдавалась. Полы в камере были бетонными, оконный проем размером с форточку и не открывался. Освещение в камерах представляло собой лампочку мощностью 60 Ват.

Истцом неоднократно направлялись жалобы в прокуратуру Уржумского района. Ответом прокурора на его обращение факт ненадлежащих условий содержания истца в ИВС подтверждается.

Ненадлежащими условиями содержания в ИВС истцу причинен моральный вред, размер компенсации которого он оценивает в 100000 руб.. Просит взыскать указанную сумму с ответчиков.

Определением Уржумского районного суда Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел РФ.

К.О.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени заседания извещен надлежащим образом. Ходатайство об участии в судебном заседании истцом не заявлено.

ОМВД России по Уржумскому району в судебное заседание представителя не направил, просит рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве на исковое заявление возражает против удовлетворения исковых требований. Указывает, что К.О.И. за весь период содержания в ИВС по Уржумскому району Кировской области с жалобами на условия содержания не обращался. Считает доводы истца о причинении ему физических и нравственных страданий надуманными с целью получения необоснованной выгоды. Также указывает на пропуск истцом срока исковой давности.

Министерство финансов РФ в лице УФК по Кировской области, в судебное заседание представителя не направило, просит рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве на исковое заявление указывает, что правовые основания для возложения ответственности за причинение К.О.И. морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания в ИВС на Минфин России – отсутствуют. Также просит суд применить последствия пропуска К.О.И. срока для обращения в суд. Считает размер компенсации морального вреда, указанный истцом, завышенным.

Министерство внутренних дел РФ в судебное заседание представителя не направило, о месте и времени заседания извещено надлежащим образом.

Из журнала учета лиц, содержащихся в ИВС ОМВД России по Уржумскому району, следует, что К.О.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением периодов этапирования в СИЗО г. Кирова) содержался в ИВС ОМВД России по Уржумскому району.

ДД.ММ.ГГГГ, отбывая наказание в исправительном учреждении, К.О.И. обратился в прокуратуру Уржумского района Кировской области с жалобой на ненадлежащие условия его содержания в изоляторе временного содержания.

Из ответа заместителя прокурора Уржумского района П.А.А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что прокуратурой проведена проверка по обращению К.О.И.. В ходе проверки установлено, что материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, находящихся в ИВС ОМВД России по Уржумскому району не в полной мере отвечает требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”, а именно: камеры не оборудованы системой вентиляции, камеры не канализированы, отсутствуют краны с водопроводной водой, отсутствует прогулочный двор, отсутствует комната для свиданий. В августе 2011 года прокурор района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОМВД РФ по Уржумскому району, УМВД РФ по Кировской области устранить отмеченные нарушения.

Решением Уржумского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ на ОМВД РФ по Уржумскому району, УМВД РФ по Кировской области возложена обязанность по устранению нарушений законодательства при содержании обвиняемых и подозреваемых в ИВС ОМВД России по Уржумскому району, в том числе, нарушений указанных в исковом заявлении К.О.И..

Суд, ознакомившись с доводами лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего удовлетворить исковые требования частично, снизив размер компенсации морального вреда до 8000 руб., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”, в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 4 указанного закона, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В соответствии со ст. 7 указанного закона, местами содержания под стражей являются, в том числе, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

В соответствии со ст. 9 указанного закона, изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21.12.2016 года № 699 “Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации”, МВД РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В соответствии с п. 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 года № 950, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

По тем же правилам возмещается причиненный моральный вред.

В соответствии со ст. 151, п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 года № 10 “Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда” размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Из приведенных выше норм следует, что факт содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в камерах изолятора в условиях, не соответствующих установленным нормам влечет нарушение их прав, гарантированных законом, и является достаточным основанием для удовлетворения требования о взыскании компенсации морального вреда.

В судебном заседании установлено, что К.О.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением периодов этапирования в СИЗО г. Кирова) содержался в ИВС ОМВД России по Уржумскому району в условиях, не соответствующих установленным нормам. Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и не оспариваются ответчиками. Следовательно, в пользу К.О.И. подлежит взысканию компенсация морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда, причиненного К.О.И., суд учитывает характер и степень причиненных ему нравственных страданий. Также суд учитывает следующие фактические обстоятельства дела: длительный период времени с момента содержания истца в ИВС и до его обращения за защитой своих прав, отсутствие в результате допущенных нарушений каких-либо последствий для здоровья истца.

В связи с этим, а также с учетом требований разумности и справедливости, суд полагает, что размер денежной компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу К.О.И. подлежит определению в сумме 10000 руб..

Доводы ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности, отклоняются судом.

В соответствии с п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 года № 10 “Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда”, если требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ, то на него в силу статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется, кроме случаев, предусмотренных законом.

Истец обратился в суд с иском о взыскании компенсации морального вреда причиненного ненадлежащими условиями содержания под стражей в ИВС. При этом, действия ОМВД России по Уржумскому району по не обеспечению надлежащих условий под стражей в ИВС не оспариваются, указанные обстоятельства являются основанием, а не предметом иска. Следовательно, на исковые требования К.О.И. исковая давность не распространяется.

В соответствии с пп. 12.1 п. 1 и п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, ст.ст. 1069, 1071 ГК РФ сумма компенсации морального вреда подлежит взысканию с Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, как с главного распорядителя федерального бюджета по ведомственной принадлежности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░. – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10000 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░░ 2017 ░░░░.

░░░░░

2-81/2017 (2-623/2016;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Кислицын О.И.
Ответчики
Министерство внутренних дел РФ
Управление Федерального казначейства по Кировской области
ОМВД по Уржумскому району Кировской области
Суд
Уржумский районный суд Кировской области
Дело на сайте суда
urzhumsky.kir.sudrf.ru
12.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.12.2016Передача материалов судье
15.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.01.2017Предварительное судебное заседание
13.02.2017Судебное заседание
17.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее