Судья Беляева Н.М. № 33а-789/2017 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.
судей Головкова В.Л. и Соболева В.М.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрев в судебном заседании 6 февраля 2017 года дело по апелляционному представлению прокурора Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 20 декабря 2016 года, по которому административное исковое заявление ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республики Коми удовлетворено.
Установлен в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Колодешникова А.В., <Дата обезличена> года рождения, уроженца <Адрес обезличен> <Адрес обезличен> админстративный надзор на срок ...) года со следующими административными ограничениями:
-обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;
- запрещение выезда за пределы административного района, на территории которого будет проживать, без согласования с органами внутренних дел;
-запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания в ночное время с 22 до 6 часов, за исключением времени нахождения на работе, времени следования на работу;
-запрещение посещения заведений, продающих спиртное на розлив.
Срок административного надзора исчислен со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания.
Разъяснено, что в случае неприбытия без уважительных причин после освобождения из мест лишения свободы к избранному месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, либо за самовольное оставление места жительства или пребывания, поднадзорный может быть привлечен к уголовной ответственности на основании ст.314.1 УК РФ. За несоблюдение административных ограничений, невыполнение установленных обязанностей, к административной ответственности по ст. 19.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Начальник ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Колодешникова А.В., освобождаемого <Дата обезличена> из мест лишения свободы, на срок ... года, с установлением в отношении поднадзорного лица предусмотренных законом административных ограничений.
В обоснование заявления указано, что Колодешников А.В. совершил особо тяжкое преступление, в период отбывания наказания был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования в полном объеме, административный ответчик не согласился с установлением в отношении него административного надзора.
Прокурор заявление ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми поддержал в полном объеме.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда в части установления Колодешникову А.В. срока действия административного надзора изменить.
Колодешников А.В. отбывает наказание в местах лишения свободы. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен.
Личное участие в заседании суда апелляционной инстанции лиц, отбывающих уголовное наказание по административным делам не предусмотрено. Судебная коллегия исходит из того, что статья 77.1 часть 2 Уголовно - исполнительного кодекса РФ не регулирует вопрос участия осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в судебных заседаниях по административным делам. Кодексом административного судопроизводства РФ вопрос об этапировании указанных лиц для участия в судебном заседании не регламентирован. Судебная коллегия не усматривает оснований для принятия решения по данному делу об обязательности участия осужденного в качестве стороны в судопроизводстве.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 307 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 308 КАС РФ, заключение прокурора Юдина А.В., поддержавщего доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Колодешников А.В. был осужден <Дата обезличена> приговором Вуктыльского городского суда Республики Коми, с учетом изменений, внесенных постановлением Ухтинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>, по п... УК РФ, то есть за ..., к ... месяцам лишения свободы в ... Постановлением Котельничского районного суда Кировской области от 14.10.2010 переведен в исправительную колонию ....
Постановлением начальника ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми Решетникова А.В. от 03.04.2013 был признан злостным нарушителем порядка отбывания наказания.
Колодешников А.В. является совершеннолетним лицом, <Дата обезличена> освобождается из мест лишения свободы. В период отбывания наказания характеризуется отрицательно. Совершил умышленное преступление. Ни разу не поощрялся. Систематически допускал нарушения порядка отбывания наказания (... нарушений). В порядке дисциплинарного взыскания был водворен в ЕПКТ, где продолжает допускать нарушения, характер и количество которых свидетельствует о противодействии законной деятельности ИУ.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре» административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение, в том числе, тяжкого или особо тяжкого преступления (пункт 1 части 1 указанной статьи), если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Принимая решение, суд первой инстанции правомерно принял во внимание юридически значимые обстоятельства - наличие у Колодешникова А.В. непогашенной и неснятой судимости по приговору суда за совершение особо тяжкого преступления, признание его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, и, в целях предупреждения совершения преступлений в дальнейшем, принятия индивидуальных мер профилактического воздействия, обоснованно пришел к выводу о необходимости установления в отношении Колодешникова А.В. административного надзора и административных ограничений.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Согласно п. «в» ст.95 УК РФ для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, сроки погашения судимости, предусмотренные частью третьей статьи 86 настоящего Кодекса, сокращаются и соответственно равны: трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.
Из дела следует, что Колодешников А.В. совершил преступление в .... Соответственно срок погашения судимости за совершение особо тяжкого преступления составляет для него ... года.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ N 64-ФЗ срок административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Согласно статье 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. При этом установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Руководствуясь вышеприведенными положениями Закона, а также с учетом личности Колодешникова А.В. и допущенных им в период отбывания наказания нарушений установленного порядка отбывания наказания, принимая во внимание характер и степень тяжести совершенных им преступлений, в том числе совершение Колодешниковым А.В. особо тяжкого преступления, оценив степень общественной опасности совершенного преступления, суд первой инстанции установил административный надзор сроком на на три года, исчисляя срок административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, возложив на него административные ограничения в виде: обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещение выезда за пределы административного района, на территории которого будет проживать, без согласования с органами внутренних дел; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания в ночное время с 22 до 6 часов, за исключением времени нахождения на работе, времени следования на работу; запрещение посещения заведений, продающих спиртное на розлив.
Административные ограничения, установлены судом с соблюдением норм материального и процессуального права, на основании полной оценки представленных доказательств характеризующих личность Колодешникова А.В., в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу, что установленные административные ограничения соответствуют целям административного надзора.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно указав нормы материального права, регламентирующие сроки установления административного надзора, пришел к ошибочному выводу об установлении срока административного надзора на три года, что противоречит пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", предусматривающему установление административного надзора на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит изменению.
Поскольку установленный судом трехлетний срок административного надзора при прибытии Колодешникова А.В. к месту жительства по отбытии наказания и постановке на учет будет явно превышать срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, решение суда в части установления срока административного надзора подлежит изменению.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым абзац второй и третий резолютивной части решения суда изменить, установить срок административного надзора с учетом вышеприведенного характеризующего материала поведения Колодешникова А.В. на срок ... месяцев, исчисляя срок административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 20 декабря 2016 года изменить.
Абзац второй резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
Установить в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Колодешникова А.В., <Дата обезличена> года рождения, уроженца <Адрес обезличен> <Адрес обезличен> админстративный надзор на срок 2 ... месяцев, исчисляя срок административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания со следующими административными ограничениями:
-обязательная явка четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;
- запрещение выезда за пределы административного района, на территории которого будет проживать, без согласования с органами внутренних дел;
-запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания в ночное время с 22 до 6 часов, за исключением времени нахождения на работе, времени следования на работу;
-запрещение посещения заведений, продающих спиртное на розлив.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи