Решение по делу № 33-639/2017 от 20.03.2017

Судья Юпуртышкина С.В. дело № 33-639/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 18 апреля 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Соснина А.Е.,

судей Лелекова Н.Г. и Ваулина А.А.,

при секретаре Матвеевской А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Лисковой Е. М. П. на решение Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 20 января 2017 года, которым постановлено:

в удовлетворении иска к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Звениговском районе Республики Марий Эл об обязании выдать справку о размере начисленной за период с 20 октября 2007 года по 15 января 2013 года на Привалова С. М. пенсии, обязании произвести начисление и последующую выплату пенсии за период с ноября 2007 года по 15 января 2013 года в сумме <...>, Лисковой Е. М., действующей также в интересах опекаемой Приваловой Н. М. – отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Ваулина А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Лискова Е.М., действующая в своих инстересах и интересах опекаемой Приваловой Н.М., обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Звениговском районе Республики Марий Эл (далее – ГУ - УПФ РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл), в котором в окончательно сформулированных требованиях просила возложить на ответчика обязаность выдать справку о размере начисленной за период с 20 октября 2007 года по 15 января
2013 года на Привалова С. М. пенсии, а также произвести начисление и последующую выплату пенсии за период с ноября 2007 года по 15 января 2013 года в сумме <...>.

В обоснование иска указано, что брат истца – Привалов С.М. умер
15 января 2013 года. Привалову С.М. до дня смерти подлежала начислению пенсия по инвалидности, право на получение которой имеют истцы как наследники второй очереди. То обстоятельство, что Привалов С.М. пропал без вести в октябре 2007 года не может являться основанием для прекращения начисления ему пенсии. Ответчик отказал в выдаче сведений нотариусу о размере начисленной на имя Привалова С.М. пенсии, что лишает истца права на получение начисленных наследодателю денежных средств.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Лисковой Е. М. П. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, указывает на нарушение судом норм материального права. Доводы жалобы повторяют позицию истца, изложенную им в исковом заявлении.

В возражении на апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл приводит доводы в пользу решения суда, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, заслушав объяснения Лисковой Е.М. и ее представителя П., просившего удовлетворить апелляционную жалобу, судебная коллегия оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции не находит.

В соответствии со статьей 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) наследство открывается со смертью гражданина. Объявление судом гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина.

Согласно пункту 1 статьи 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина. При объявлении гражданина умершим днем открытия наследства является день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим, а в случае, когда в соответствии с пунктом 3 статьи 45 настоящего Кодекса днем смерти гражданина признан день его предполагаемой гибели, - день смерти, указанный в решении суда.

В силу пункта 1 статьи 1183 ГК РФ право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.

Требования о выплате сумм на основании пункта 1 настоящей статьи должны быть предъявлены обязанным лицам в течение четырех месяцев со дня открытия наследства (пункт 2 статьи 1183 ГК РФ).

При отсутствии лиц, имеющих на основании пункта 1 настоящей статьи право на получение сумм, не выплаченных наследодателю, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом (пункт 3 статьи 1183 ГК РФ).

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от
19 мая 2009 года № 541-О-О разъяснено, что право на пенсию, включающее право требовать установления и выплаты пенсии в надлежащем размере
(т.е. в размере, определенном в соответствии с законом), неразрывно связано с личностью конкретного гражданина - участника пенсионного правоотношения.

Наследники, поскольку они не являются субъектами конкретного вида правоотношения по пенсионному обеспечению, не вправе требовать предоставления им материального обеспечения, предусмотренного в рамках данного правоотношения, - природа и содержание их прав носят иной характер, их права производны от прав наследодателя только в части получения сумм пенсии, полагающихся ему к выплате, но не полученных им при жизни. Не обладая всеми иными правами наследодателя, которые в соответствии с законом он мог реализовать в результате вступления в пенсионные правоотношения, они не вправе совершать и действия, направленные на признание за наследодателем права на получение пенсии, и возложение в связи с этим на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обязанности произвести начисление и выплату соответствующих сумм пенсии, что является личным субъективным правом гражданина как субъекта правоотношений по пенсионному обеспечению конкретного вида.

При приобретении наследниками в соответствии с гражданским законодательством права на получение сумм пенсии, подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни, у них не возникает право на получение пенсии наследодателя как особой социальной выплаты, установленной ему при жизни, - пенсионные правоотношения в случае смерти пенсионера прекращаются.

На момент возникновения спорных правоотношений дейстовал Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно подпункта 1 пунтка 1 статьи 21 Федерального закона от
17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) приостанавливается при неполучении установленной трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) в течение шести месяцев подряд - на весь период неполучения указанной пенсии (части трудовой пенсии по старости) начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок.

В случае истечения шести месяцев со дня приостановления выплаты трудовой пенсии выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 22 указанного Закона подлежит прекращению.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от
17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» начисленные суммы трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие моменту обращения за получением начисленной трудовой пенсии.

Судом установлено и не оспаривалось сторанами, что Привалов С.М. являлся получателем пенсии по инвалидности с 16 октября 1996 года бесрочно как инвалид с детства.

Решением ГУ - УПФ РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл от 20 мая 2008 года выплата пенсии Привалову С.М. прекращена
с 1 июня 2008 года.

Вступившим в законную силу решением Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 13 декабря 2012 года Привалов С.М.,
<дата> рождения, объявлен умершим.

Согласно ответа ГУ - УПФ РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл от 13 декабря 2016 года суммы недополученной пенсии и иных денежных выплат на имя Привалова С.М., отсутсвуют.

Наследниками по закону второй очереди к имуществу Привалова С.М. являются его полнородные сестры - Привалова Н.М., Лискова Е.М.

Отказывая в удовлетворении исковых требований суд, руководствуясь вышеприведенными нормами права, обоснованно исходил из того, что на момент смерти (объявления умершим) пенсия Привалову С.М. не начислялась, суммы невыплаченной пенсии не были востребованы им при жизни в соответсвии с положениями статьи 23 Федерального закона от
17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пенсионные правоотношения, как неразрывно связанные с личностью конкретного гражданина - участника пенсионного правоотношения, прекратились вследствие смерти Привалова С.М., а у истца, как наследника, отсутствует право требовать возложения на пенсионный орган обязанности произвести начисление и выплату пенсии Привалова С.М. за указанный период.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют установленным обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на нее.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Звениговского районного суда Республики Марий Эл от
20 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Лисковой Е. М. П.. - без удовлетворения.

Председательствующий     А.Е.Соснин

Судьи     Н.Г.Лелеков

    А.А.Ваулин

33-639/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Приваловой НМ
Ответчики
ГУ УПФР в Звениговском районе
Другие
Лискова ЕМ
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Ваулин Александр Анатольевич
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
18.04.2017Судебное заседание
19.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее