Дело № 2-110/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 февраля 2017 года <адрес>
Сафоновский районный суд <адрес> в составе: председательствующего федерального судьи Басуровой Е.Е., при секретаре О.А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску областного государственного казенного учреждения «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» к П.С.В., Б.И.В. о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Областное государственное казенное учреждение «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» (далее ОГКУ «Костромаавтодор») обратилось в суд с иском к П.С.В. с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что распоряжением администрации <адрес> от дд.мм.гггг № ххх-ра введен период временного ограничения движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения в <адрес> с 15 апреля по дд.мм.гггг и с 29 апреля по дд.мм.гггг установлены предельно допустимые значения нагрузки на ось транспортного средства в разрезе автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в <адрес> и их участков.
дд.мм.гггг водитель П.С.В. управляя автомашиной марки ДАФ, государственный регистрационный знак <данные изъяты> с полуприцепом КОGEL S24 государственный регистрационный знак <данные изъяты> 67 владельцем которых является ответчик, осуществлял перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения, в период действия временного ограничения движения транспортных средств, нарушая требования Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», допустил превышение установленных весовых нагрузок на оси и превышение общей допустимой массы автотранспортных средств, установленных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Сотрудниками отдела весового контроля ОГКУ «Костромаавтодор» по факту взвешивания зафиксировано превышение допустимых весовых параметров при эксплуатации вышеуказанного автотранспортного средства в акте измерения № ххх.
Согласно договора аренды транспортного средства без экипажа от дд.мм.гггг владельцем тягача являлся П.С.В.
В соответствии с п. 2 и п. 2.1. Постановления администрации Костромской области от 27.08.2010 № 301-а «О мерах по обеспечению сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Костромской области» функции по организации осуществления расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам Костромской области переданы Департаменту транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, а функции взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Костромской области – ОГКУ «Костромаавтодор».
Приказом Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области от 08.06.2012 № 120-а полномочия по осуществлению расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам Костромской области, переданы ОГКУ «Костромаавтодор».
Акты и детализация расчета причиненного ущерба были выданы водителю автотранспортного средства на пункте весового контроля, но оплата не последовала. По результатам взвешивания в отношении водителя был составлен протокол по делу об административном правонарушении № ххх от дд.мм.гггг.
В связи с этим, истец просит суд взыскать с ответчика в свою пользу в доход бюджета Костромской области плату в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам Костромской области в размере <данные изъяты>
В судебное заседание представитель ОГКУ «Костромаавтодор» не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела без своего участия, указав, что истец исковые требования поддерживает в полном объеме, в возражениях на отзыв ответчика просил отказать в заявлении о применении срока исковой давности.
Ответчик П.С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие. В письменных возражениях на иск просил суд применить срок исковой давности (л.д.86).
Б.И.В., привлеченный судом к участию в деле в качестве соответчика, поскольку в материалах дела отсутствовал договор аренда транспортного средства, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В письменных возражениях на иск просил суд отказать истцу в иске поскольку является ненадлежащим ответчиком (л.д.90).
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Изучив письменные документы дела, суд приходит к следующему:
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 г. "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения, могут устанавливаться временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам.
Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 указанного Федерального закона определено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Статьей 31 указанного Закона (в редакции действовавшей в момент совершения правонарушения) установлено, что движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Для получения специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в порядке, предусмотренном частью 4 настоящей статьи; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 настоящей статьи.
Согласно части 8 статьи 31 этого закона порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" в целях компенсации ущерб?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�???????????????????????????????????????????????????????????????????????????�???????�??????????�??????????�???????????
Пунктом 2 Правил возмещения вреда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 определено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
В судебном заседании установлено, что дд.мм.гггг на 10 км а/д. Кострома- В.Спасское водитель П.С.В., управляя автомашиной ДАФ (тягач) государственный регистрационный знак <данные изъяты> с полуприцепом КОGEL S24 государственный регистрационный знак <данные изъяты> принадлежащими собственнику Б.И.В., осуществлял перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения, в период действия временного ограничения движения транспортных средств. Согласно договора аренда транспортного средства (без экипажа) от дд.мм.гггг собственник транспортного средства: грузового седельного тягача ДАФ государственный регистрационный знак В <данные изъяты> и полуприцепа КОGEL S24 государственный регистрационный знак <данные изъяты> Б.И.В. передал П.С.В. во временное самостоятельное владение и пользование за плату в срок до дд.мм.гггг
ОГКУ «Костромаавтодор» в акте измерения № ххх от дд.мм.гггг зафиксировано превышение допустимых весовых параметров при эксплуатации вышеуказанного автотранспортного средства, при этом превышение составило на 1 ось - 0,46 т. (0,46%), на 2 ось - 1,74 т. (29,17%). Данный акт был подписан и получен на руки водителем П.С.В.
Указанные обстоятельства подтверждаются: копией договора аренды (л.д.44), актом № ххх от дд.мм.гггг с приложением (л.д.7,8); копией свидетельства о регистрации транспортного средства (л.д. 11); копией протокола об административном правонарушении (л.д.9) и другими материалами дела.
На основании п. 3 Правил возмещения вреда, осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется в том числе и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 ст. 12 Федерального закона № 257-ФЗ (в редакции от 03.12.2012) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Размер платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Костромской области был установлен постановлением администрации Костромской области от 27.08.2010 г. № 301-а «О мерах по обеспечению сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в <адрес>» в редакции от дд.мм.гггг, действовавшей в период осуществления перевозки тяжеловесного груза автотранспортным средством, принадлежащем ответчику, без специального разрешения. В соответствии с п.2 указанного постановления, функции по организации осуществления расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам Костромской области переданы департаменту транспорта и дорожного хозяйства Костромской области.
Приказом департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области от 08.06.2012 г. №120-а полномочия по осуществлению расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам Костромской области переданы ОГКУ «Костромаавтодор».
Распоряжением администрации Костромской области от 12.02.2013 № 18-ра «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения в Костромской области в 2013 г. введено временное ограничение движения транспортных средств с грузом или без груза, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения в Костромской области с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси с 15 апреля по 14 мая 2013 г. и с 29 апреля по 28 мая 2013 г.
Постановление о введении временного ограничения движения транспортных средств было опубликовано в официальном печатном издании «СП-Нормативные документы» (л.д.244), на портале государственных органов <адрес> (л.д.248).
Подрядными организациями были установлены временные дорожные знаки, ограничивающие нагрузку на оси транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования <адрес> (л.д.241-243).
Взвешивание транспортного средства автомобиля ДАФ, государственный регистрационный знак <данные изъяты> с полуприцепом КОGEL S24 государственный регистрационный знак <данные изъяты>, в период введения временного ограничения движения на а/д «Кострома – В.Спасское» 10-й км., произведено с применением весового оборудования – весы автомобильные ВА-15С-3, прошедшего сертификацию и поверку точности показаний дд.мм.гггг (л.д.204).
Размер ущерба, причиненного автодороге, согласно представленному расчету (л.д.8) составил 64 509 руб.
Суд соглашается с представленным расчетом, т.к. данный расчет соответствует требованиям закона, его правильность не оспаривается ответчиком и контррасчет не представлен.
Таким образом суд считает, что исковые требования ОГКУ «Костромаавтодор» к ответчику П.С.В. о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам Костромской области, основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Ответчиками по делу в письменных возражения на иск заявлено ходатайство о применении судом срока исковой давности.
Согласно статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Статья 200 ГК РФ определяет, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Судом установлено, что первоначально истец ОГКУ «Костромаавтодор» обращался с исковым заявлением в Арбитражный суд <адрес> к ИП Б.И.В. о взыскании <данные изъяты>. как к владельцу спорного транспортного средства. Данное заявление было принято судьей Арбитражного суда <адрес> дд.мм.гггг (л.д.111). О наличии договора аренды транспортного средства (без экипажа) заключенного между Б.И.В. и П.С.В. истец узнал только дд.мм.гггг, о чем свидетельствует копия определения Арбитражного суда <адрес> от дд.мм.гггг (л.д.114).
При таких установленных по делу обстоятельствах суд считает, что срок исковой давности по требованию истца к П.С.В. на момент подачи настоящего искового заявления, не истек.
В этой связи, суд находит, что исковые требования ОГКУ «Костромаавтодор» подлежат удовлетворению, и с П.С.В. необходимо взыскать <данные изъяты>.
Определением Сафоновского районного суда <адрес> от дд.мм.гггг истцу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до вынесения судом решения по делу исходя из цены иска.
При таких обстоятельствах, взысканию с ОГКУ «Костромаавтодор» с учетом положений пп. 1 п. 1 ст. 333.19 ГПК РФ, подлежит государственная пошлина в доход бюджета в размере <данные изъяты> коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Взыскать с П.С.В. в пользу областного государственного казенного учреждения «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» в доход бюджета Костромской области <данные изъяты>. в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам Костромской области.
Взыскать с областного государственного казенного учреждения «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» в доход бюджета государственную пошлину в сумме 2 135 руб. 27 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.Е. Басурова