Гр.дело №2-95/17г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июня 2017 года г.Можайск
Можайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Хлюстова В.В.,
при секретаре Власовой Н.В.,
с участием прокурора, Барановой Е.А.,
представителя ответчика Морозова В.Н., адвоката Королева А.М.,
представителя 3-го лица – АО «Мосводоканал», Ханиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области в интересах Российской Федерации в лице Московско-Окского бассейнового агентства водных ресурсов и неопределенного круга лиц к Морозову ФИО9, 3-и лица – АО «Мосводоканал», Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, о понуждении к использованию земельного участка в соответствии с установленными ограничениями и приведению его в соответствие с установленными ограничениями, внесении в ГКН и ЕГРП сведений об обременении земельного участка, -
у с т а н о в и л:
Межрайонная природоохранная прокуратура МО обратилась в суд с указанным иском к Морозову В.Н., 3-и лица – Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО, обосновывая свои требования тем, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что Морозов В.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, отнесенного к землям населенных пунктов с разрешенным использованием – для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, расстояние от границ которого до уреза воды Можайского водохранилища при нормальном подпорном уровне составляет 40 м, на котором ответчиком возводятся капитальные строения, что прямо запрещено пунктом 4.4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, запрещающим любое строительство на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ, в связи с чем, ссылаясь на ст.ст.42 и 43 ЗК РФ, ст.ст.1 и 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», и ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», истец, после уточнения заявленных требований в ходе судебного разбирательства, просит суд обязать ответчика: использовать принадлежащий ему земельный участок в соответствии с ограничениями, установленными пунктом 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>»; внести в ГКН и в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с п.4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы»; признать незаконным возведение Морозовым В.Н. объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером № ближе 100 метров от нормального подпорного уровня Можайского водохранилища; обязать Морозова В.Н. снести капитальные объекты, незаконно возведенные в границах земельного участка с кадастровым номером № ближе 100 метров от нормального подпорного уровня Можайского водохранилища.
В судебном заседании представитель истца, Баранова Е.А., настаивала на удовлетворении уточненного иска.
Ответчик, Морозов В.Н., в суд не явился, его представитель, адвокат Королев А.М., в судебном заседании уточненный иск не признал, полагая его необоснованным.
Представитель 3-го лица – АО «Мосводоканал», Ханина Н.Н., в судебном заседании считала уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению.
3-и лица, Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО и Управление Росреестра по МО, своих представителей в суд не направили, возражений на иск суду не представили.
Суд считает, уточненный иск подлежит удовлетворению.
В судебном заседании из пояснений лиц, участвовавших в деле, и материалов дела установлено, что на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Морозов В.Н. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, относящийся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием – для ведения садоводства, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>
На момент приобретения земельного участка Морозовым В.Н., какие-либо строения и сооружения на нем отсутствовали, что подтверждается соответствующим указанием в тексте договора купли-продажи.
Согласно акту административного обследования объекта земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ, составленному начальником отдела муниципального земельного контроля Управления по земельным отношениям администрации Можайского муниципального района Булаевым А.В., акту ЗСВ Можайский ГТУ АО «Мосводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ, а также заключению кадастрового инженера МКУ ММР МО «Содействие» Виноградова Е.С., земельный участок с кадастровым номером № частично расположен в границах 100-метровой полосы – на расстоянии 39-40 метров от нормального подпорного уровня Можайского водохранилища, входящего в систему источника питьевого водоснабжения г.Москвы, находящегося в собственности Российской Федерации, однако в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (в настоящее время – ЕГРН) сведений об особых условиях (ограничениях) его использования, как полностью находящегося в водоохраной зоне и втором поясе зон санитарной охраны, с соблюдением требований СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 не содержится.
Из представленных суду выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ. и кадастровой выписки о земельном участке установлено, что в сведениях о земельном участке с кадастровым номером № отсутствует информация об особых условиях (ограничениях) его использования с соблюдением требований СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10.
Из акта обследования АО «Мосводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что на земельном участке, полностью подпадающем в 100-метровую водоохранную полосу от уреза воды при нормальном подпорной уровне Можайского водохранилища, ответчиком возведены строения и сооружения.
Согласно выводам заключения проведенной по данному делу судебной строительно-технической экспертизы, на земельном участке с кадастровым номером № имеются: объект незавершенного строительства (жилое строение) площадью застройки 148 кв.м; бетонная площадка площадью 28 кв.м; хозблок площадью 35 кв.м; септик; часть металлического ограждения (забора) протяженностью 14,24 м, - являющиеся объектами капитального строительства и не относящиеся к малым архитектурным формам.
Статьей 42 Конституции РФ и статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» гарантировано право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также интересы Российской Федерации, как гаранта экологической безопасности.
Как указано в пункте 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.05.2009г. №8-П «По делу о проверке конституционности положения подпункта «б» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст.9, ч.1).
Приведенное конституционное положение в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции РФ целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду (ст.42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности – принцип приоритета публичных интересов.
Согласно ст.42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу ст.43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено ЗК РФ, федеральными законами. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных ст.42 ЗК РФ.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Абзацем 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности;
Положениями п.2 ст.12 того же Закона установлено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача от 30.04.2010г. №45, содержат описательные характеристики расчета зон санитарной охраны и устанавливают ограничения использования земельных участков, попадающих в режимные зоны. Согласно данным правилам, Можайское водохранилище входит в систему источников питьевого водоснабжения г.Москвы.
В соответствии с п.4.4.4 данных Санитарных правил, на территории 2 пояса ЗСО не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка. В хонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка, допускается установка малых архитектурных форм.
Пунктом 1.17 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. №10, установлено, что отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
В соответствии с пунктом 3.4.3 тех же Правил, боковые границы 2 пояса ЗСО гидроузла должны проходить от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ на расстоянии не менее 500 м при равнинном рельефе местности.
Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008г. №2054-р «Об утверждении перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации» Можайское водохранилище включено в перечень водоемов, использование водных ресурсов которого осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации.
В силу толкования ст.10 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (действовавшего на момент обращения прокурора в суд с настоящим иском), в государственный кадастр недвижимости подлежат внесению сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.
В соответствии с п.5 ч.2 и п.6 ч.5 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», введенного в действие с 01.01.2017 года, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты. Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
С введением в действие Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и внесением изменений в Федеральный закон от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», с 01 января 2017 года государственный кадастр недвижимости (ГКН) переименован в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Как установлено судом, принадлежащий ФИО1 земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны, что подтверждается вышеуказанными нормативными правовыми актами, а также имеющимися в материалах дела актами обследования земельного участка. При этом вид разрешенного использования данного земельного участка предусматривает возможность ведения строительства на нем садового дома и иных строений, что недопустимо и противоречит требованиям п.4.4.4 СП 2.1,4.2625-10, поскольку данный участок входит в 100-метровую полосу от нормального подпорного уровня Можайского водохранилища, входящего в систему источников питьевого водоснабжения <адрес>.
Следовательно, использование данного земельного участка без ограничений, указанных в СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 может повлечь загрязнение питьевого источника и нарушить закрепленное и гарантированное ст.42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также интересы Российской Федерации, как гаранта экологической безопасности.
Возведение же ответчиком объектов капитального строительства на спорном земельном участке в нарушение требований Санитарных правил суд также не может признать законным.
Учитывая изложенное, суд считает уточненные требования прокурора о понуждении Морозова В.Н. к использованию земельного участка с кадастровым номером 50:18:0070211:1406 в соответствии с ограничениями, установленными названными выше правилами, внесении в ЕГРН сведений об этих ограничениях, признании незаконным возведения ответчиком объектов капитального строительства на земельном участке и возложении на него обязанности снести эти объекты – законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ, -
р е ш и л:
уточненный иск Межрайонного природоохранного прокурора МО удовлетворить.
Обязать Морозова ФИО10 использовать земельный участок с кадастровым номером № в соответствии с ограничениями, установленными п.4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>».
Внести в Единый государственный реестр недвижимости внести сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым номером №61 в соответствии с п.4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы».
Признать возведение Морозовым ФИО11 объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером № ближе 100 метров от нормального подпорного уровня Можайского водохранилища – незаконным.
Обязать Морозова ФИО12 снести капитальные объекты: объект незавершенного строительства (жилое строение) площадью застройки 148 кв.м; бетонную площадку площадью 28 кв.м; хозблок площадью 35 кв.м; септик; часть металлического ограждения (забора) протяженностью 14,24 м, - незаконно возведенные в границах земельного участка с кадастровым номером №
Настоящее решение является основанием для внесения сведений в ЕГРН.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Можайский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья В.В. Хлюстов