Дело № 2а-968/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе: судьи Семяшкиной В.С.,
при секретаре Поповой А.С.,
рассмотрев 21 марта 2017 года в открытом судебном заседании в г. Ухте Республике Коми административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Коми к Рачееву Д.А. о взыскании пени по транспортному налогу,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Коми обратилась с административным иском к Рачееву Д.А. о взыскании пени по транспортному налогу за 2012 -2014 гг. в размере 179,20 руб., указав в его обоснование на то, что обязанность по уплате пени по транспортному налогу ответчиком в добровольном порядке не исполнена.
В судебное заседание административный истец, административный ответчик, извещенные надлежащим образом, не явились.
Суд с учетом положений ч. 2 ст. 289 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав письменные материалы дела, а также материалы гражданского дела № 2-972/2016 Чибьюского судебного участка г. Ухты Республики Коми, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции РФ и ч.1 ст.3 Налогового кодекса РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст.357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Исходя из положений п.2 ст.4 Закона Республики Коми от 26.11.2002 №110-РЗ «О транспортном налоге» налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Из материалов дела следует, что в 2012-2014 гг. за административным ответчиком было зарегистрировано транспортное средство: ...., следовательно, административный ответчик являлся плательщиком транспортного налога.
Налоговым органом произведен расчет транспортного налога за 2014г. в размере 2800 руб., о необходимости уплаты которого административному ответчику направлено налоговое уведомление № .... от 10.04.2015г.
Согласно п.1 ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Статьей 72 Налогового кодекса РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч.1 ст.75 НК РФ).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2 ст.75 НК РФ).
Поскольку административным ответчиком сумма транспортного налога за 2012-2014 гг. в установленный законом срок уплачена не была, в соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом начислены пени в размере 179,20 руб.
О необходимости уплаты налога и пени административному ответчику направлялись требования № .... от 09.12.2013 г., № .... от 26.11.2014 г., № .... от 09.10.2015 г., которое в добровольном порядке в установленный в нем срок исполнено не было.
Порядок взыскания налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, установлен статьей 48 Налогового кодекса РФ, пункт 1 которой предусматривает, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 ст.48 НК РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3 ст.48 НК РФ).
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным как при обращении налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа, так и с иском после вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, в связи с неисполнением Рачеевым Д.А. в добровольном порядке в установленный срок обязанности по уплате налога и пени, МИФНС России №3 по Республике Коми 30.05.2016г. обратилась к мировому судье Чибьюского судебного участка г. Ухты Республики Коми с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Рачеева Д.А. недоимки по транспортному налогу и пени.
03.06.2016 г. мировым судьей вынесен судебный приказ №2-972/2016, которым с Рачеева Д.А. взыскана недоимка по транспортному налогу в размере 4667 руб. и пени в размере 179,20 руб.
Определением мирового судьи от 20.06.2016 г. указанный судебный приказ был отменен в связи с поступившими от должника возражениями.
При таких обстоятельствах, с учетом положений п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ, требование о взыскании налога и пени в порядке искового производства могло быть предъявлено налоговым органом не позднее 20.12.2016г.
Исковое заявление МИФНС России №3 по Республике Коми о взыскании с Рачеева Д.А. пени по транспортному налогу подано в суд 15.02.2017 г., то есть с пропуском установленного законом шестимесячного срока на его подачу.
Ходатайств о восстановлении пропущенного срока налоговым органом не заявлено, доказательств уважительности причин пропуска процессуального срока не имеется.
В силу ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Поскольку срок для обращения в суд с административным исковым заявлением Межрайонной ИФНС РФ № 3 по Республике Коми пропущен, что исключает возможность взыскания недоимки по налогу и пени в порядке административного судопроизводства, в удовлетворении требований налогового органа следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Отказать Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Коми в удовлетворении административного иска к Рачееву Д.А. о взыскании пени по транспортному налогу за 2012-2014 гг.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления в окончательной форме – 25 марта 2017 года.
Судья В. С. Семяшкина