Решение от 13.01.2017 по делу № 2-130/2017 (2-5465/2016;) от 18.11.2016

№ 2-130/17

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

13 января 2017 года г. Улан-Удэ

Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Наумовой А.В., при секретаре судебного заседания Батуевой Т.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богданова А.И. к Министерству финансов Российской Федерации, ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 2 VIII вида г. Улан – Удэ, Министерству образования и науки Республики Бурятия о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

в суд обратился истец с названным иском к ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –интернат № 2 VIII вида», Министерству образования и науки Республики Бурятия, Министерству финансов РФ, требуя взыскать за счет казны Российской Федерации с Министерства финансов РФ компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями администрацииГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –интернат № 2 VIII вида» по установлению медицинского психологического диагноза: олигофрения в стадии умеренной дебильности.

В обоснование требований истец указал, что в сентябре 2000 года находился на обследовании в ФГКУ «1477 Военно – морской клинический госпиталь МО РФ», в период его обследования была получена справка из ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –интернат № 2 VIII вида», в которой было указано о состоянии его здоровья с указанием диагноза: олигофрения в стадии умеренной дебильности, на основании диагноза он был направлен для обучения во вспомогательную школу. После того, как ознакомился со справкой, узнав, что он психически нездоровый человек, всю жизнь стыдился своего диагноза, всегда жил с чувством страха, опасения, что окружающие, а также знакомые узнают, что он психически нездоровый человек, узнав прекратят общаться, он станет предметом посмешища, всегда скрывал от всех, что он психически нездоровый человек, стоит на учете у врача – психиатра, по этой причине избегал каких-либо медицинских обследований врача-психиатра, так как думал, что может попасть в психиатрическую больницу, если узнают, что он состоит на учете с таким диагнозом. После того, как он узнал о своем диагнозе, у него появился ряд комплексов неполноценности, он во многом ограничивал себя в жизни в части трудоустройства, где необходимо было медицинское обследование, в части поступления для обучения водителем. Богданов мечтал остаться в армии на сверхсрочную службу, однако, когда командованию стало известно о его диагнозе, с ним не был заключен контракт. Из-за психического диагноза многие мечты не были реализованы. При обращении в ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –интернат № 2 VIII вида» для получения сведений о его учебе, ему был направлен ответ о том, что согласно алфавитной книге учащихся, книге приказов движения учащихся он не числится, следовательно в школе не обучался. При обращении в ГБУЗ «Республиканский психоневрологический диспансер» о наличии диагноза олигофрения в стадии умеренной дебильности, ему было сообщено об отсутствии сведении о нахождении на учете у врача – психиатра и сведений о диагнозе. Из-за того, что администрация школы надумала и жестоко поступила, диагностировав психологический диагноз без соответствующего врача специалиста и заключения, он всю жизнь жил с чувством неполноценности, испытывал нравственные страдания.

В представленном к иску дополнении Богданов А.И. указал, что проходил обследование в психиатрическом отделениив/ч ***, в результате которого диагностировано: умственная отсталость легкой степени с умеренно выраженными эмоционально – волевыми нарушениями,военно –врачебной комиссией он был признан ограниченно годным к военной службе. При установлении диагноза учитывалась выданная школой справка, что соответственно явилось для него неблагоприятным и повлекло ряд последствий: установление диагноза умственная отсталость, принятие ВВК решения о признании ограниченно годным к военной службе, что лишило его возможности проходить военную службу в войсках морской пехоты, после получения справки был подвергнут дополнительному обследованию, диагностированию, что явилось моральным и психическим вредом, истец испытывал нравственные страдания. Заключение ВВК, где отражены сведения, указанные в справке, были направлены в военный комиссариат, однако в адрес военного комиссариата заключение не поступило, попало в третьи лица.

В судебном заседании, проводимом с использованием видеоконференцсвязи, Богданов А.И. требования поддержал по доводам, изложенным в иске, пояснил, что он обучался в образовательной школе ... г. Улан-Удэ, в 1 классе, затем в Мариинской школе, остался на второй год, в каком году не помнит перешел к коррекционную школу, где окончил 2 класс, перешел в третий, ближе к зиме он закончил обучение в школе, переехал к отцу на постоянное место жительства в Иркутскую область, больше не обучался, на учете нигде не состоял по состоянию здоровья. Ознакомившись со справкой думал, что психически нездоровый человек.

Представитель ответчика ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –интернат № 2 VIII вида»Осколкова Л.А. пояснила, что работает в школе с 1986 года, школа диагноз самостоятельно не ставит, в школе обучается определенная категория детей, имеющих отставания в психическом развитии, дебильность – это легкая степень умственной отсталости. Факт выдачи школой ответа на запрос директором школы Д. в отношении Богданова А.И. начальнику воинской части в судебном заседании подтвердила.

Представитель Министерства финансов РФ Шулунов Б.Ф. требования не признал, указав, что Министерство финансов РФ является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку учреждение, выдавшее справку органом государственной власти не является, не представлено доказательств, подтверждающих факт неправомерных действий (бездействий) федеральных органов либо их должностных лиц.

Представитель Министерства образования и науки Республики Бурятия в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом. В отсутствие доказательств уважительности причине неявки представителя ответчика дело рассмотрено по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.ст.151, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», судам следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Оснований для применения к рассматриваемым правоотношениям ст.ст. 1069, 1071 ГК РФ суд не усматривает, поскольку ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –интернат ... VIII вида» не является государственным органом или органом местного самоуправления.

Судом установлено, что алфавитная книга ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –интернат № 2 VIII вида» содержит в списках обучающихся Богданова А.А. , 1980 года рождения, поступившего во второй класс в 1991 году, в книге указано, что переведен из школы .... Имеется запись в книге приказов о прибытии в 1991 -1992 учебном году по второй класс Богданова А. (приказ ... от "дата обезличена" ). В классном журнале 2 класса на 1991 -1992 учебный год в списках учащихся числился Богданов А. , который закончил 2 класс, в журнале итогов успеваемости по учебной работе за 1992-1993 учебный год имеется запись о том, что Богданов А. выбыл 30 ноября (по просьбе-заявлению родителей).

Из материалов дела следует, что на обращение Богданова А.И. ему был дан ответ ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –интернат № 2 VIII вида» при рассмотрении архивных документов с 1982 года по 2000 год выявлено, что согласно алфавитной книге учащихся Богданов А.И. не числится, по книгам приказов по движению учащихся также не числится, по классным журналам с 1982 года по 2000 год в списках не значится.

Согласно представленной по запросу суда информации ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –интернат № 2 VIII вида» Богданов А.И., "дата обезличена" года рождения в школе не числился, с 1991 года обучался Богданов А.А. . В образовательное учреждение дети поступают только по заключению РПМПК и заявлению родителей, выбывая из образовательного учреждения по различным причинам личные дела выдавались на руки родителям по их личному заявлению.

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –интернат ... VIIIвида» является образовательным учреждением для определенной категории детей, которые принимаются при наличии медицинских показаний.

Коррекционное учреждение VIII вида создаётся для обучения и воспитания детей сумственной отсталостьюс целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Прием детей в коррекционное учреждение предусматривает согласие родителей (законных представителей) и наличие заключения психолого-медико-педагогической комиссии, что определено в Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Судом запрошены сведения в отношении истца в ГБОУ «Республиканский центр образования и психолого-медико-социальной помощи». Согласно представленного ответа в журнале регистрации детей, прошедших обследование в Республиканской психо-медико-педагогической комиссии, Богданов А.И., "дата обезличена" года рождения, обучающийся 1 класса школы ... ... проходил обследование "дата обезличена" (запись ...) в присутствии законного представителя Б. , работающей в ОРС приемщицей. На момент обследования семья проживала по адресу: .... Диагноз Республиканского психоневрологического диспансера 315 (задержка психического развития). Рекомендации РПМПК: обучение в массовой школе. Сведений о Богданова А.И. (А. ) "дата обезличена" года рождения в архивах Центра нет.

Как следует из представленных на запросы суда документов Богданов А.И., "дата обезличена" года рождения в ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат», в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа ...» не обучался.

Для выяснения вопроса об изменении отчества истца судом запрошены актовая запись о перемени имени Богданова А.И. Как следует из ответа на запрос Улан-Удэнского городского отдела Управления ЗАГС Республики Бурятия запись о перемени имени отсутствует.

Из материалов дела следует, что ГБУЗ «Республиканский психоневрологический диспансер» информацией о нахождении Богданова А.И. на учете у врача психиатра, о его диагнозе, не располагает, информация в отношении него в базе данных учреждения не значится, медицинские сведения по нему отсутствуют.

На запрос суда в архив медицинской службы ФГКУ «1477ВМКР» МО РФ представлен ответ на запрос начальника в/ч 26826, выданный директором школы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –интернат ... VIII вида»Д. о том, что Богданов А.И., 1980 года рождения обучался в школе с "дата обезличена" по "дата обезличена" , дать объективную характеристику не могут, поступил в школу с диагнозом: олигофрения в стадии умеренной дебильности, ушел из школы по заявлению родителей. Также представлена копия почтового конверта о направлении школой почтового отправления в адрес командира воинской части.

Сопоставив имеющиеся в деле доказательства, пояснения сторон, суд приходит к выводу, что истец Богданов А.И. обучался в ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –интернат ... VIII вида» в период с 1991 года по 1992 год, поступил во второй класс и проучился до 3 класса. Это следует из его пояснений, сохранившихся документов школы (классных журналов, журнала успеваемости, алфавитной книги учащихся) несмотря на то, что отчество Богданова указано как Андреевич, ответа директора школы на запрос начальника воинской части.

При отсутствии документов, на основании которых истец был принят в школу, в том числе личного дела истца, нельзя исключать наличие у Богданова А.И. медицинского диагноза, указанного в ответе директора школы на запрос начальника воинской части, учитывая, что специализированная (коррекционная) школа предназначена для обучения детей сумственной отсталостью.

Суд приходит к выводу, что сведения, имеющиеся в ГБОУ «Республиканский центр образования и психолого-медико-социальной помощи» о прохождении Богдановым А.И., "дата обезличена" года рождения обследования имеют отношение к истцу, несмотря на несовпадение даты и года рождения, поскольку соответствуют данные о его матери (Б. ), сведения о месте обучения – школа ..., а также сведения о месте жительства, в судебном заседании Богданов А.И. пояснил, что они проживали на ....

Установлено, что Богданов А.И., матрос в/ч *** поступил в психиатрическое отделение в/ч *** по направлению командования части в связи с ***, находился на обследовании и лечении с "дата обезличена" по "дата обезличена" . В период обследования получена справка СКШН-2 г. Улан-Удэ, где указан диагноз направления во вспомогательную школу: олигофрения в стадии умеренной дебильности, а также сведения от матери освидетельствуемого, подтверждающей, что он окончил 5 классов вспомогательной школы. В результате обследования диагностировано: умственная отсталость легкой степени с умеренно выраженными эмоционально – волевыми нарушениями, умышленное самоотравление от "дата обезличена" путем приема внутрь ***. "дата обезличена" представлен на ВВК, признан «В» ограниченно годен к военной службе. Данная информация следует из ответа начальника ФГКУ «1477 ВМГК» МО РФ от "дата обезличена" на заявление Богданова А.И.

Как следует из представленного ответа ВРИО начальника ФГКУ «1477 ВМКГ» МО РФ от "дата обезличена" на заявление Богданова А.И. согласно принятым стандартам диагностики и оказания медицинской помощи населению диагностика имеющегося психического расстройства, оценка психического состояния обследуемого производится при помощи клинико-психопатологического метода, включающего в себя: клинический анализ данных анамнеза, психической деятельности, поведения и статуса обследуемого, как на протяжении жизни, так и на момент освидетельствования, с дополнительным анализом представленных документов (сведения от родителей, медицинской документации из других медицинских учреждений, характеризующих документов с места жительства, учебы, работы/службы), с использованием познаний других специалистов (клинико-психологический анализ) и дополнительных методов обследования. При диагностике психического расстройства Богданова А.И. учитывались все представленные документы, в том числе справка из школы СКШН-2 г. Улан-Удэ и применялись все общепринятые методы диагностики.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных истцом требований. Суд находит, что факты нарушения неимущественных прав истца не нашли своего объективного подтверждения, причинения ему физических и нравственных страданий в результате виновных действий (бездействий) должностных лиц ответчиков.

Сам по себе факт направления директором ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –интернат № 2 VIII вида» ответа на запрос, содержащего сведения о том, с каким диагнозом Богданов А.И. поступил в коррекционную школу не свидетельствуют об обоснованности исковых требований.

Образовательное учреждение не наделено правом и полномочиями по установлению медицинских диагнозов, специализированная школа предназначена для обучения детей, имеющих умственную отсталость, прием в школу осуществляется на основании медицинского диагноза. Принимая во внимание, что в 2000 году Богданову А.И. по результатам медицинского обследования диагностирована умственная отсталость легкой степени с умеренно выраженными эмоционально – волевыми нарушениями, нельзя исключать наличие таковой и на момент обучения в специализированной школе.

Доводы о том, что, узнав о диагнозе, истец был ограничен в реализации каких-либо прав, суд находит несостоятельным, поскольку он не был лишен возможности выяснить, состоит ли он на учете у врача – психиатра, пройти медицинское обследование для установления фактического наличия психического заболевания.

Довод истца о том, что ответ на запрос, представленный директором школы, повлиял на результаты обследования, проведенного в отношении него в 2010 году, суд находит несостоятельным, поскольку, сведения, содержащиеся в ответе, учитывались наряду с иными документами и результатами обследований, ставить под сомнение выводы медицинского обследования у суда оснований не имеется, как не имеется оснований ставить под сомнение выводы военно-врачебной комиссии о признании истца ограниченно годным к военной службе.

Суждение о том, что заключение ВВК, содержащее сведения из справки школы было направлено воинской частью в адрес военного комиссариата и не дошло до него, попало в третьи лица не свидетельствует об обоснованности заявленных доводов, поскольку действия были совершены не сотрудниками школы, а иными лицами.

Оснований для истребования из ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –интернат № 2 VIII вида» сведений относительно работавших в 2000 году директоре, завуче, учителе по воспитательной работе, враче – психиатре школы с их персональными данными, персональных данных учеников школы классных руководителей, воспитателей, суд не усмотрел, поскольку имеющимися доказательствами факт обучения истца в ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –интернат № 2 VIII вида» подтвердился.

Оснований для истребования из ФГКУ «1477 ВМГК» МО РФ сведений из истории болезни Богданова А.И., заключения ВВК, указанных в ходатайстве Богданова от "дата обезличена" суд не усмотрел, учитывая, что материалы дела содержат сведения об установленном в результате обследования диагнозе, продолжительности обследования, принятии во внимание справки школы при диагностике заболевания, решении военно-врачебной комиссии. Остальные сведения и документы об истребовании которых истец заявил, относительно прохождения военной службы, заключения военно – врачебной комиссии, компенсациях, направления заключения военно-врачебной комиссии не имеют отношения к предмету спора и юридически значимым по делу обстоятельствам.

Также не имеют отношения к предмету спора документы и сведения относительно того, кем и когда Богданов А.И. был призван не военную службу, обстоятельства ее прохождения и увольнения в запас, а также поступления заключения военно-врачебной комиссии, в связи с чем указанные документы судом не истребовались.

Доказательства, подтверждающие факты неправомерных действий со стороны ответчиков, дающих основание для удовлетворения требований истца о компенсации морального вреда, отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░-░░░.

*

*

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

*

*

*

2-130/2017 (2-5465/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Богданов А.И.
Богданов А.А.
Богданов А.И.
Ответчики
Управления федерального казначейства по РБ
Министерство образования и науки РБ
Министерство финансов РФ
ГКОУ специальная (коррекционная) общеоброзавательная школа-интернат №2 восьмого вида г. Улан-Удэ
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Дело на сайте суда
sovetsky.bur.sudrf.ru
18.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.11.2016Передача материалов судье
23.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2016Подготовка дела (собеседование)
14.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.01.2017Судебное заседание
13.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее