Решение по делу № 2-120/2013 ~ М-97/2013 от 28.02.2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 марта 2013 года с. Белый Яр

Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Поповой Г.В.,

с участием прокурора Алтайского района Республики Хакасия Соколова Е.В.,

при секретаре Сухарь О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Алтайского района Республики Хакасия в защиту интересов Дьячкова А. И. к администрации Алтайского района Республики Хакасия об обязании предоставить жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Алтайского района Республики Хакасия обратился в Алтайский районный суд Республики Хакасия с исковыми требованиями в защиту интересов Дьячкова А.И. к администрации Алтайского района Республики Хакасия об обязании предоставить на условиях договора найма специализированного жилого помещения жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в черте муниципального образования Алтайский район.

Свои требования мотивирует следующим. Дьячков А.И., являясь лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей, и состоящей на очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на получение жилья. Администрация Алтайского района, наделена государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Дьячков А.И. администрацией Алтайского района не обеспечен жилым помещением, право на обеспечение жилым помещением Дьячкова А.И. до настоящего времени не реализовано. Бездействием администрации Алтайского района, выразившимся в не предоставлении жилого помещения Дьячкову А.И. на условиях договора найма специализированного жилого помещения, нарушены его права на жилище в муниципальном фонде.

Прокурор Алтайского района Республики Хакасия Соколов Е.В. поддержал заявленные исковые требования по изложенным основаниям в иске.

Истец Дьячков А.И. поддержал заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям, пояснив, что в настоящее время он со своей семьей проживает у бывшего опекуна, своего жилья не имеет.

Представитель ответчика Администрации Алтайского района Республики Хакасия Тарасова А.В., действующая на основании доверенности, возражает, против удовлетворения заявленных исковых требований. Мотивирует свою позицию тем, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот разграничены между администрацией Алтайского района и администрациями сельских поселений Алтайского района. Администрацией Алтайского района составляется список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедших перерегистрацию на основании соответствующих списков, подаваемых администрациями поселений. Администрация Алтайского района приобретает для обеспечения детей-сирот жилые помещения в пределах бюджетных средств, выделенных на такие цели Алтайскому району в текущем финансовом году в виде субвенции. Количество приобретаемого жилья ограничено размером субвенции, предоставленной на текущий финансовый год. Следовательно, гражданско-правовая ответственность у администрации Алтайского района, за не обеспечение детей-сирот жилыми помещениями, может наступить только при совокупности двух условий: 1) наличия средств субвенции на текущий финансовый год; 2) отсутствие действий со стороны администрации муниципального образования Алтайский район, направленных на приобретения жилья для детей-сирот. Администрация Алтайского района не может нести ответственность за переданные полномочия, которые не обеспечены достаточным финансированием из бюджета Республики Хакасии. Согласно списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, прошедших перерегистрацию, право которых должно быть реализовано в 2013 финансовом году, утвержденному 05.02.2013 главой Алтайского района, Дьячков А.И. состоит в данном списке под номером 52. Предоставление Дьячкову А.И. жилого помещения должно производиться с учетом очередности установленной вышеуказанным списком, в противном случае нарушаются их права.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика – глава Администрации Аршановского сельсовета Танбаев Н.А. в зал суда не явился, уведомил суд о согласии на рассмотрение гражданского дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика Министерства образования и науки Республики Хакасия в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание.

Суд, выслушав прокурора Алтайского района Республики Хакасия, истца Дьячкова А.И., представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В силу части 1 статья 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, в том числе в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.    

Статьей 40 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право на жилище.

Право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилого помещения бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции РФ).    

Однако Конституция РФ не конкретизирует порядок, основания и условия обеспечения жилыми помещениями. Эти вопросы, в том числе связанные с передачей соответствующим органам исполнительной власти, органам местного самоуправления и организациям функций по предоставлению жилых помещений, регулируются законодателем, который в пределах предоставленных ему полномочий принимает специальные нормативные акты.

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки( попечительства), а так же по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Согласно статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.02.2012 года вступившей в силу с 01.01.2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным Законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ полномочия в части обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы субъектам РФ.

    На территории Республики Хакасия действует Закон Республики Хакасия от 10.12.2012 № 107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», который определяет категории лиц и порядок предоставления жилых помещений в Республике Хакасия детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 № 107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» граждане, указанные в статье 1 настоящего Закона включаются органом, созданным в муниципальном образовании Республики Хакасия и осуществляющим государственные полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано (далее - уполномоченный орган муниципального района (городского округа) Республики Хакасия), в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), который ведется по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону.

В соответствии со ст. 4 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 № 107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» жилые помещения предоставляются гражданам, включенным в список, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании решения уполномоченного органа муниципального района (городского округа) Республики Хакасия о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда муниципального района (городского округа) Республики Хакасия. Гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, место жительства которых находится на территории Республики Хакасия, жилое помещение предоставляется однократно в черте соответствующего городского округа или муниципального района Республики Хакасия по их выбору по месту:

1) выявления или первичного устройства под опеку или попечительство, в приемную семью, в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Республики Хакасия;

2) жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье, на основании решения органов опеки и попечительства муниципальных районов (городских округов) Республики Хакасия при условии отсутствия у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения в другом населенном пункте на территории Российской Федерации.

Законом Республики Хакасия от 05.12.2005 № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на неограниченный срок. На осуществление переданных государственных полномочий органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия.

Как следует из материалов гражданского дела, ДД.ММ.ГГГГ Дьячков А.И. обратился в прокуратуру Алтайского района Республики Хакасия с просьбой обратиться в суд в его интересах об обеспечении жилым помещением.

Из представленного свидетельства о рождении усматривается, что родителями Дьячкова А. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются: отец – Дьячков И. С., мать- Сафьянова А. Н..

Из свидетельства о смерти I-СН от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Дьячков И. С. умер ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельства о смерти I-ПВ от ДД.ММ.ГГГГ Сафьянова А. Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Дьячков А.И. признан нуждающимся в жилом помещении, поставлен на учет, включен в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, принятых на учет в целях обеспечения их жилым помещением под номером 62.

Сведений о зарегистрированных правах Дьячкова А.И. и Сафьяновой А.Н. на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не имеется.

Из представленной справки Алтайского филиала ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ за следует, что согласно реестровым записям Алтайского филиала ГУП РХ «УТИ» Дьячков А.И. не имеет в собственности недвижимого имущества.

Дьячков А.И. окончил Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище », получил профессию «тракторист – машинист сельскохозяйственного производства», о чем свидетельствует диплом о начальном профессиональном образовании.

Как следует из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, право которых должно быть реализовано в 2013 году Дьячков А.И. значится в данном списке под номером 52.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание приведенные выше положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что Дьячков А.И. являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение жилого помещения специализированного жилого фонда, вместе с тем он до настоящего времени не обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением ввиду отсутствия надлежащего финансирования мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Такое положение нарушает ее права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Суд не усматривает нарушения прав граждан, находящихся в списке ранее Дьячкова А.И., поскольку последние не лишаются возможности на реализацию своих прав в установленном законом порядке, в том числе и путем обращения в суд с ответствующими требованиями.

Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент рассмотрения дела Дьячков А.И. признан нуждающимся в жилом помещении, того, что доказательств о наличии у него жилого помещения в собственности или по договору социального найма ответчиком не представлено, жилым помещением он не обеспечен, а в силу положений Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» реализация указанного права не зависит от наличия у уполномоченного органа возможности обеспечить его реализацию ранее или позднее определенного срока, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В силу действующего законодательства прокурор и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины (пункт 9 часть 1 статья 333.36 и пункт 19 часть 1 статья 333.36 Налогового кодекса РФ). На основании статьи 103 ГПК в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 –199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Алтайского района Республики Хакасия в защиту интересов Дьячкова А. И. к Администрации Алтайского района Республики Хакасия об обязании предоставить жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения – удовлетворить.

Обязать Администрацию Алтайского района Республики Хакасия предоставить Дьячкову А. И. на условиях договора найма специализированного жилого помещения жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в черте муниципального образования Алтайский район.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда через Алтайский районный суд Республики Хакасия.

    Судья                             Попова Г. В.

01 апреля 2013 года - дата изготовления мотивированного решения.

2-120/2013 ~ М-97/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Алтайского района РХ
Дьячков Алексей Иннокентьевич
Ответчики
Администрация Алтайского района
Другие
Администрация Аршановского сельсовета
Министерство образования и науки РХ
Суд
Алтайский районный суд Республики Хакасия
Судья
Попова Галина Викторовна
Дело на странице суда
altaysky--hak.sudrf.ru
28.02.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.02.2013Передача материалов судье
01.03.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.03.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2013Подготовка дела (собеседование)
14.03.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2013Судебное заседание
01.04.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2013Дело оформлено
19.07.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее